"Певец своего народа". Музыка. 1 класс
методическая разработка по музыке (1 класс)

Митенкова Александра Анатольевна

В методической разработке урока  дается технологическая карта урока музыки в 1 классе по ФГОС  по теме "Певец соего народа",  главной целью которого является  создание условий для осмысления учащимися сущности понятия «певец своего народа» на примере жизни и творчества  А.И.Хачатуряна 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mitenkova_a._a._muzyka._1_klass._pevets_svoego_naroda.docx39.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Митенкова Александра Анатольевна

Предмет: музыка

УМК: ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКА (для 1–4 классов образовательных организаций)

Модуль № 4 “Музыка народов мира”. Данный модуль является продолжением и дополнением модуля “Народная

музыка России”. Дополнительный модуль: “Музыкальная грамота”

Класс: 1

Тип урока: комбинированный  

Методы и приемы обучения: наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения

Образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия), элементы технологии критического мышления, игровая технология, ИК-технология (программа - нотатор MuseScore Studio)

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:

Этапы урока

Формы диагностики

Методы диагностики

Самоопределение к деятельности

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Актуализация знаний

Фронтальная

Практические методы (блиц-викторин, исполнение песни )

Постановка учебной задачи

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

“Открытие” новых знаний

Фронтальная,

групповая

Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение)

Метод письменной диагностики (выполнение заданий в рабочем листе)

Практический метод (анализ фрагментов музыкальных произведений)

Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока

Групповая, индивидуальная

Практические методы (викторина)

Рефлексия

Индивидуальная

Метод письменной диагностики (заполнение листа рефлексии)

Домашнее задание (по желанию)

Фронтальная

Метод устной диагностики (наблюдение)

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в малых группах, индивидуальная

Оборудование: синтезатор,  мультимедийный комплекс (компьютер, колонки, мультимедийный проектор), инструменты для элементарного музицирования

Дидактические материалы: презентация к уроку “Певец своего народа” выполнена с помощью программного обеспечения Microsoft Office PowerPoint, музыкальные фрагменты  произведенией А. Хачатуряна “Андантино”, “Подражание народному”, аудиозаписи  инструментальных обработок русских народных песен и наигрышей, обработанные в программе Audacity,  видеозапись “А. Хачатурян”, портреты П. И. Чайковского, А. И. Хачатуряна, раздаточный материал: партитура русской народной песни “Как на тоненький ледок”, рабочий лист с заданиями.

Методическое обеспечение, ресурсы: ФГОС НОО, ФОП НОО

УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1  класс

Тема года

(тема раздела)

Модуль № 4 “Музыка народов мира”

Тема урока

Певец своего народа

Художественно

-педагогическая идея урока

Подвести учащихся к осмыслению сущности понятия “певец своего народа” в музыкальном искусстве  посредством  определения  признаков интонации народной музыки  в произведениях   А.И.Хачатуряна

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

Знакомство с  понятием «певец своего народа» в музыкальном искусстве  через интонации музыки   А.И.Хачатуряна  - яркого  представителя национального музыкального стиля своей страны

Создание условий для осмысления учащимися сущности понятия «певец своего народа» на примере жизни и творчества  А.И.Хачатуряна  

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1. Прочитать (прослушать)  и сравнить представленные  определения понятия “певец” и “певец своего народа”,  с помощью учителя сделать вывод о сущности этих  понятий.

2. Прослушать музыкальные фрагменты произведений А. И. Хачатуряна, подобрать эпитеты, наиболее точно характеризующие эти фрагменты и сопоставить их с изречениями  композитора и музыковеда.

3.Обратить внимание  на бережное сохранение в произведениях  А. И.Хачатуряном народных интонаций, мелодий и ритмов своего народа, его стремлении передать тембры народных инструментов.

4.  Получить опыт умения  различать на слух

и исполнять произведения народной и композиторской музыки разных стран.

        

Воспитательные – содействовать достижению личностных результатов:

  • формированию ценностного отношения учащихся к понятию «певец своего народа» как вневременной ценности  
  • пониманию неразрывной связи между  содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;  
  • формированию устойчивого интереса музыкальным традициям и творчеству своего и других народов  на основе эмоционального восприятия творчества композитора, знакомства с изречениями о музыке и музыкантах;  выражению личностного отношения к музыкальным произведениям через творческую активность в музыкально-прикладной деятельности.

Развивающие – способствовать достижению метапредметных результатов (УУД), развитию УУД и формированию:

  • интеллектуальной культуры школьников (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);  информационной культуры (умение работать с информационными источниками);  коммуникативной культуры (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации);  
  • культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);  
  • рефлексивной культуры (умение объективно оценивать себя и других школьников в учебном процессе);

Образовательные – обеспечить достижение предметных результатов:

  • расширить представления учащихся о творческом облике А.И.Хачатуряна посредством знакомства с его жизнью и творчеством,  способствовать освоению понятия «певец своего народа» в искусстве;
  • содействовать формированию навыков разнообразной музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-творческая практика с применением элементарного инструментального музицирования и информационно- коммуникационных технологий);  способствовать овладению навыков художественного анализа музыкальных произведений с выходом на их идею (авторский замысел);
  • содействовать формированию  умения  различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки разных стран.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

(содержание заданий)

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)

Методы: побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность,)

Приветствуют учителя. Включаются в деятельность: слушают, отвечают на вопросы и обосновывают свои ответы.

Повторение понятия  музыки как вида искусства

Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность); Личностные (мотивация к обучению).

  1. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания)

Методы: побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение),  практические методы диагностики (блиц-викторина и исполнение песни)

1.Организует распевание, используя здоровьесберегающие технологии.

2.Предлагает узнать представленные музыкальные фрагмент и определить автора 3. Организует вокально – хоровую работу.

4. Включает обучающихся в коллективную творческую деятельность» с включением сопровождения музыкальных инструментов.

1.Выполняют задания учителя

2.Слушают и определяют названия музыкального фрагмента и его автора в рамках блиц-викторины 2.Разучивают  песню

3.Исполняют песню с включением элементарного инструментального музицирования.

Закрепление: знаний изученного музыкального репертуара, основ музыкальной грамоты; вокально-хоровых навыков; навыков элементарного инструментального музицирования

Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные (умение работать во взаимодействии с классом и учителем); личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, выражение личностного отношения к музыкальным произведениям через музыкально-творческую деятельность)

  1. Постановка учебной задачи (формулирование темы урока, целеполагание)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение).

1. Подводит учащихся к формулированию темы урока посредством подводящих вопросов помогает обучающимся сформулировать понятие “певец” ;

2.Знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Зачитывает определения слова “певец”;

3.Посредством побуждающего диалога выносит на обсуждение цель и задачи урока

1.Заслушивают определения, предложенные учителем. 2.Отвечая на вопросы, знакомятся с  темой урока.

3. Осмысливают и принимают цель и задачи урока.

Знакомство с определениями понятия “певец”

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия); коммуникативные (умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске информации).

  1. «Открытие» учащимися новых знаний

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы побуждающего и подводящего диалога, метод сравнения, методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение), метод письменной диагностики (выполнение заданий в рабочем листе), практический метод (анализ фрагментов музыкальных произведений) Технологии: технология проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия) 

1.Посредством подводящих вопросов помогает обучающимся сформулировать понятие “певец своего народа”;

2.Предлагает посмотреть видео рассказ, прослушать фрагменты произведений А. И. Хачатуряна,  подобрать эпитеты, наиболее точно характеризующие эти фрагменты

3.  Организует анализ услышанного с помощью фасилитированной дискуссии для выявления образного и содержательного смысла произведения:

  • Выявление главного настроения.
  • Определение средств музыкальной выразительности.
  • Рассмотрение особенностей развития художеств. образа.

1.Анализируют определения понятия «певец своего народа»

2. Смотрят видеофрагмент, слушают музыкальные фрагменты и подбирают эпитеты, наиболее точно характеризующие музыку

Осмысление понятий “певец своего народа”, Ознакомление с музыкой А. И. Хачатуряна. Слуховой анализ интонаций народной музыки в произведениях композитора.  

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, развитие умения координировать свои действия с позициями партнеров; развитие навыков суждения об основной идее произведения, интерпретации информации с опорой на имеющийся жизненный опыт); познавательные (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера); личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание ценности индивидуальности человека, ценностное отношение учащихся к понятию “певец своего народа” как вневременной ценности понимание неразрывной связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора; проявление интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композитора

  1. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Методы: подводящий диалог, метод сравнения, практический метод диагностики

Опираясь на наводящие вопросы учитель подводить обучающихся к осмыслению, что  

«Певцом своего народа» может быть   не только композитор, который сочиняет музыку, используя интонации народной музыки, но и певец - исполнитель, поэт и даже художник, который воспевает красоту своей земли через свое творчество 

С помощью учителя  делают выводы о том, в чем заключается  полный смысл понятия “певец своего народа”

Расширение представления о значении понятия “певец своего народа”

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); познавательные (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера); личностные (ценностное отношение учащихся к понятию «певец своего народа» как вневременной ценности, интерес к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества А.И.Хачатуряна.

  1. Подведение итогов по теме урока (личностные результаты)

Методы: подводящий диалог, метод сравнения, практический метод диагностики Технологии: проблемно-диалоговое обучение.

 Опираясь на проведенный анализ музыкальных фрагментов, предлагает учащимся  сделать выводы о признаках  понятия “певец народной музыки” к  музыке А. И.Хачатуряна

Опираясьна собственный анализ музыкальных фрагментов, делают выводы о признаках гениальности музыки Моцарта и выписывают эпитеты, характеризующие многогранность музыкальных образов н

Делают выводы о том, в чем заключается певец

Расширение представления о творческом облике композитора.

 А. И. Хачатурян - певец своего народа

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); познавательные (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера); личностные (ценностное отношение учащихся к понятию «певец своего народа» как вневременной ценности, интерес к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества А. И. Хачатуряна.

  1. Рефлексия (осознание учащимися качества своей учебной деятельности - самооценка и взаимооценка)

Метод: письменной диагностики (заполнение листа рефлексии).

Подводит итоги урока: предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока. Анализирует ответы, представленные в строчке рефлексии в нотной прописи.

Заполняют лист нотной прописи

Регулятивные (умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе);

личностные (осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре);

  1. Домашнее задание

По желанию.  

Предлагает  творческую  работу “Я - певец своего народа”  - нарисовать картину, сочинить небольшое стихотворение  или  песенку, воспевающие красоту нашей Родины.

Запоминают домашнее задание и задают уточняющие вопросы.

Закрепление изученных знаний

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия); личностные (выражение своего отношения к изученному на уроке).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация проекта "Расул Гамзатов -великий поэт своего народа"

Хочу рассказать о своем земляке -большом Человеке,поэте Расуле Гамзатовиче Гамзатове.Творчество Расула Гамзатова колоритно украсило мужественный образ Дагестана ореолом высокой духовности и культурной...

«Формирование духовной культуры младших школьников на основе изучения традиций своего народа»

Вопросы совершенствования воспитательного процесса в учебных заведениях и поиск наиболее эффективных путей для достижения его конечной цели –  формирование личности будущего гражданина, патриота ...

интегрированный урок краеведения и музыки " Кантеле напевы.Искусство карельского народа" 2 класс

данный урок представлен в виде технологической карты с использованием технологий деятельностного типа и приёмов музыкальной терапии...

Конспект урока по музыке "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы

Конспект урока музыки. Тема: "Музыка моего народа" 4 класс коррекционной школы.Слушание произведения Римского-Корсакова "Океан-море синее". Использование дидактического пособия - к...

Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс

Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс...

Мероприятие «Кто любит Родину и свой народ, тот настоящий патриот»

Разработкa мероприятия  может применяться как классный час, так и отдельное внеклассное воспитательное мероприятие....

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории народов и своего народа».

Материал предназначен для учителей начальных классов, воспитателей,ля проведения урока по кружающему миру....