Музыка "Опера Руслан и Людмила"
план-конспект урока по музыке (2 класс)
музыка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.2 КБ | |
| 2.19 МБ | |
| 14.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка 2 класс «Школа России»
Тема урока: «Опера "Руслан и Людмила"
Цель урока: Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства.
Задачи урока:
обучающая: обеспечить усвоение понятий: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал
развивающая: совершенствовать умения выявить взаимосвязь музыки – слова - изобразительного искусства в опере; продолжить формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
воспитательная: развивать образно-ассоциативное мышление детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Учитель: Климова Светлана Вячеславовна
Студентка: Мусина Наталья Алексеевна
Ход урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организациооный момент | Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Попробуйте, определить тему нашего урока. (просмотр видеофрагмента на 1 минуту ТЕАТР) Учитель: Как вы думаете, куда мы сегодня с вами пойдём? -А что мы там будем делать? -Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать на какой спектакль мы пойдём? Кроссворд:
Главное слово (ОПЕРА) | Садятся за парты. Смотрят видеофрагмент (Театр) В театр, смотреть спектакль. Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера" | Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости Коммуникативные: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. |
2.Самоопределение к деятельности (целеполагание) | Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. Индивидуальное и коллективное чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». на стр. 84-85 Учитель: Какие замечательные строки русского поэта А.С. Пушкина. А хотите узнать, что было 172 года назад? …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Марииненском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора Михаила Ивановича Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила. Почему опера волшебная и сказочная? Приложение 1. | Читают отрывки из поэмы «Руслан и Людмила». Да…. Как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу. Слушают рассказ, смотрят на слайды. | Предметные: Научатся проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текста. Регулятивные: развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности. |
3.Изучение нового материала. | звучит "Увертюра" Как звучит произведение? Какой тут возникает образ? Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление) Послушаем фрагмент из арии Руслана. Слушают «Дай, Перун, булатный меч…»: Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? Как вы думает, кто исполняет это произведение? Добро в сказке борется со злом. Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина? Коварный, злобный Черномор, Семейства нашего позор, Рожденный карлой, с бородою... ...Умен, как бес, и зол ужасно. Притом же, знай, к моей беде, В его чудесной бороде Таится сила роковая... – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин. Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил? Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор. – Определите, какой из трех жанров он для этого выбирает? Существует 3 жанра какие? звучит "Марш Черномора" Попробуем промаршировать под эту музыку. По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный? Какими чертами характера он обладает? Черномор в опере не поет, у него нет вокальной партии. Почему? Давайте с вами еще раз посмотрим и послушаем сказочный марш Черномора. видеофрагмент "Марш Черномора." Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре? А какой герой понравился больше? Почему? А как вы думаете, , какой музыкой у Глинки заканчивается опера? видеофрагмент "Финал" Как звучал финал оперы? Кто исполняет это произведение? А какой хор? | Ребята внимательно слушают. Образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана. Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен поет один человек и его называют СОЛИСТ. Черномор. Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто. Жанр марша. Песня, танец, марш. Слушаю марш Черномора. Маршируют Звучание колокольчиков Коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы. он – сила зла. Смотрят и слушают марш Черномора. Ответы детей. Ответы детей. Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная. Хор Смешанный | Предметные: научатся выявлять взаимосвязь музыки – слова изобразительного искусства в опере. Регулятивные: закрепят умение воспринимать музыку и выражать своё отношение. |
4.Рефлексия. Итог урока. | Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили. Посмотрите на экран. Перед вами в одном столбике имена главных героев. А в другом - характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою. Людмила – “милая людям”. Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”. Князь Владимир несёт мир, добро, владеет миром. (Приложение 2) Фарлаф – хитёр и скрытен. Черномор –поступки героя чёрные, недобрые. Ратмир –противоречивый, непостоянный. | Соотносят характеристику с героем. | Предметные: Систематизировать умения определять музыкальные произведения Регулятивные: осуществлять самоанализ деятельности. |
5.Домашнее задание | Нарисовать образ Черномора. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Киевский князь Светозар отец Людмилы
Людмила
Черномор
Руслан
Фарлаф
Ратмир
Волшебник Финн
Злая волшебница Наина
Соотнесите Людмила Руслан Фарлаф Ратмир Черномор Князь Владимир Поступки героя чёрные, недобрые . Противоречивый , непостоянный . “Милая людям”. “Русый , светловолосый, настоящий русский человек”. Несёт мир, добро, владеет миром . Хитёр и скрытен.
Соотнесите Людмила Руслан Фарлаф Ратмир Черномор Князь Владимир Поступки героя чёрные, недобрые . Противоречивый , непостоянный . “Милая людям”. “Русый , светловолосый, настоящий русский человек”. Несёт мир, добро, владеет миром . Хитёр и скрытен.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
"Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь. Фарлаф встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать ее дальнейших повелений. Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора. Коварная Наина завлекла в свои владения Ратмира и Руслана, а Людмила в неволе скучает. Она готова умереть, чем подчиниться Черномору. Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила. Однако преждевременная радость не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев. Наина и Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога и Руслан бросается в погоню. По призыву Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновение перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых." ( рассказ будет сопровождаться слайдами героев оперы)
Приложение 2
Князь Владимир Святославич. 980 – 1015 – время княжения. Сын Святослава Игоревича. Обороняя Русь от набегов кочевников, поставил на границах “заставы богатырские”. Много славных подвигов совершили богатыри русские, охраняя родную землю от кочевников. Новый князь остался в памяти как герой былин – Владимир Красное Солнышко. При нём начался расцвет древнерусской культуры. С ним связано крещение Руси.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина
Поэму «Руслан и Людмила» считают лучшим произведением А.С. Пушкина. Её любят взрослые и дети, а вступление к ней каждый помнит наизусть.Цель этой презентации - рассказать об истории создания поэ...
Тест для 3 классапо программе Е.Д.Критская. Тема "Оперы "Руслан и Людмила", "Орфей и Эвридика", "Снегурочка"
Тест для 3 класса разработан с целью проверки знаний по пройденным операм М.И. Глинки "Руслан и Людмила", К.В. Глюка "Орфей и Эвридика", Н.С. Римского-Корсакова "Снегурочка"...
Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывок). Введение в эпоху.
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику "Маленькая дверь в большой мир" Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. по образовательной программе "Школа 2100"....
Методическая разработка - презентация "Руслан и Людмила"
Презентация к уроку литературного чтения по теме: поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"...

Урок по литературному чтению 2 класс А.С.Пушкин "Руслан и Людмила"(отрывок)
Презентация к уроку литературного чтения по теме А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (отрывок)...
опера Руслан и Людмила
Данный материал представляет собой учебную презентацию по предмету музыка по программе Критской Е.Д. для 3 класса. Тема урока "М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила". Презентация содержит репродукции К...

Урок литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"
План-конспект урока литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"...
