Музыка "Опера Руслан и Людмила"
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Мусина Наталья Алексеевна

музыка

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка 2 класс «Школа России»

Тема урока: «Опера "Руслан и Людмила"

Цель урока:  Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства.

Задачи урока:

обучающая: обеспечить усвоение понятий: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал

развивающая: совершенствовать умения выявить взаимосвязь музыки – слова - изобразительного искусства в опере; продолжить формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

воспитательная: развивать образно-ассоциативное мышление детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Учитель: Климова Светлана Вячеславовна

Студентка: Мусина Наталья Алексеевна

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организациооный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Попробуйте, определить тему нашего урока.

 (просмотр видеофрагмента на 1 минуту ТЕАТР)

Учитель: Как вы думаете, куда мы сегодня с вами пойдём?

-А что мы там будем делать?

-Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать на какой спектакль мы пойдём?

Кроссворд:

  1. Чем украшают сцену в театре? (декорации)
  2. Как называют место, где актеры исполняют свои роли? (сцена)
  3. Как называется перерыв между действиями? (антракт)
  4. Как называется объявление о спектакле? (афиша)
  5. Рукоплескание артистам? (аплодисменты).

Главное слово (ОПЕРА)

Садятся за парты.

Смотрят видеофрагмент (Театр)

В театр, смотреть спектакль.

Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера"

Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Коммуникативные: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

2.Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира.

Индивидуальное и коллективное чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». на стр. 84-85

Учитель: Какие замечательные строки русского поэта А.С. Пушкина.  А хотите узнать, что было 172 года назад? …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Марииненском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора Михаила Ивановича  Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила.

Почему опера волшебная и сказочная?

Приложение 1.

Читают отрывки из поэмы «Руслан и Людмила».

Да….

Как и положено, в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу.

Слушают рассказ, смотрят на слайды.

Предметные: Научатся проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текста.

Регулятивные: развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности.

3.Изучение нового материала.

звучит "Увертюра"

Как звучит произведение? Какой тут возникает образ? Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?

Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление)

Послушаем фрагмент из арии Руслана. Слушают «Дай, Перун, булатный меч…»: Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?

Как вы думает, кто исполняет это произведение?

Добро в сказке борется со злом.  Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?

Коварный, злобный Черномор,

Семейства нашего позор,

Рожденный карлой, с бородою...

...Умен, как бес, и зол ужасно.

Притом же, знай, к моей беде,

В его чудесной бороде

Таится сила роковая... – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.

Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил?

Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.

– Определите, какой из трех жанров он для этого выбирает?

Существует 3 жанра какие?

звучит "Марш Черномора"

Попробуем промаршировать под эту музыку.

По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный?

Какими чертами характера он обладает?

Черномор в опере не поет, у него нет вокальной партии. Почему?

Давайте с вами еще раз посмотрим и послушаем сказочный марш Черномора.

видеофрагмент "Марш Черномора."

Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?

А какой герой понравился больше? Почему?

А как вы думаете, , какой музыкой у Глинки заканчивается опера?

видеофрагмент "Финал"

Как звучал финал оперы?

Кто исполняет это произведение? А какой хор?

Ребята внимательно слушают.

Образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана.

Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен

поет один человек и его называют СОЛИСТ.

Черномор.

Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.

Жанр марша.

Песня, танец, марш.

Слушаю марш Черномора.

Маршируют

Звучание колокольчиков

Коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы.

он – сила зла.

Смотрят и слушают марш Черномора.

Ответы детей.

Ответы детей.

Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная.

Хор

Смешанный

Предметные: научатся выявлять взаимосвязь музыки – слова изобразительного искусства в опере.

Регулятивные: закрепят умение воспринимать музыку и выражать своё отношение.

4.Рефлексия.

Итог урока.

Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили. Посмотрите на экран. Перед вами в одном столбике имена главных героев. А в другом - характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою. Людмила – “милая людям”.

Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”. Князь Владимир несёт мир, добро, владеет миром. (Приложение 2)

Фарлаф – хитёр и скрытен. Черномор –поступки героя чёрные, недобрые.

 Ратмир –противоречивый, непостоянный.

Соотносят характеристику с героем.

Предметные:

Систематизировать умения определять музыкальные произведения

Регулятивные:

осуществлять самоанализ деятельности.

5.Домашнее задание

Нарисовать образ Черномора.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опера Руслан и Людмила Действующие лица

Слайд 2

Киевский князь Светозар отец Людмилы

Слайд 3

Людмила

Слайд 4

Черномор

Слайд 5

Руслан

Слайд 6

Фарлаф

Слайд 7

Ратмир

Слайд 8

Волшебник Финн

Слайд 9

Злая волшебница Наина

Слайд 10

Соотнесите Людмила Руслан Фарлаф Ратмир Черномор Князь Владимир Поступки героя чёрные, недобрые . Противоречивый , непостоянный . “Милая людям”. “Русый , светловолосый, настоящий русский человек”. Несёт мир, добро, владеет миром . Хитёр и скрытен.

Слайд 11

Соотнесите Людмила Руслан Фарлаф Ратмир Черномор Князь Владимир Поступки героя чёрные, недобрые . Противоречивый , непостоянный . “Милая людям”. “Русый , светловолосый, настоящий русский человек”. Несёт мир, добро, владеет миром . Хитёр и скрытен.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

"Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы Фарлаф и хан Ратмир отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь. Фарлаф встречает злую волшебницу Наину. Она убеждает его вернуться в Киев и ждать ее дальнейших повелений. Руслан продолжает путь, сокрушает встретившую ему голову великана, овладевает чудесным мечом, который сможет победить Черномора. Коварная Наина завлекла в свои владения Ратмира и Руслана, а Людмила в неволе скучает. Она готова умереть, чем подчиниться Черномору. Черномор приказывает слугам развлекать Людмилу. Появляется Руслан, он вступает в бой и отсекает ему длинную бороду, в которой таилась вся его сила. Однако преждевременная радость не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном. Руслан решил отвезти спящую Людмилу в Киев. Наина и Фарлаф проникают в спящий лагерь Руслана, похищают Людмилу. Поднимается тревога и Руслан бросается в погоню. По призыву Ратмира появляется Финн и вручает ему волшебный перстень, которым Руслан разбудит Людмилу. Прикосновение перстня Руслан пробуждает Людмилу от волшебного сна. В Киеве всеобщее ликование. Народ радуется счастью молодых." ( рассказ будет сопровождаться слайдами героев оперы)

Приложение 2

Князь Владимир Святославич. 980 – 1015 – время княжения. Сын Святослава Игоревича. Обороняя Русь от набегов кочевников, поставил на границах “заставы богатырские”. Много славных подвигов совершили богатыри русские, охраняя родную землю от кочевников. Новый князь остался в памяти как герой былин – Владимир Красное Солнышко. При нём начался расцвет древнерусской культуры. С ним связано крещение Руси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

Поэму «Руслан и Людмила» считают лучшим  произведением А.С. Пушкина. Её любят взрослые и дети, а вступление к ней каждый помнит наизусть.Цель этой презентации - рассказать об истории создания поэ...

Тест для 3 классапо программе Е.Д.Критская. Тема "Оперы "Руслан и Людмила", "Орфей и Эвридика", "Снегурочка"

Тест для 3 класса разработан с целью проверки знаний по пройденным операм М.И. Глинки "Руслан и Людмила", К.В. Глюка "Орфей и Эвридика", Н.С. Римского-Корсакова "Снегурочка"...

Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывок). Введение в эпоху.

Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику "Маленькая дверь в большой мир"  Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. по образовательной программе "Школа 2100"....

Методическая разработка - презентация "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку литературного чтения по теме: поэма А.С. Пушкина "Руслан  и  Людмила"...

Урок по литературному чтению 2 класс А.С.Пушкин "Руслан и Людмила"(отрывок)

Презентация к уроку литературного чтения по теме А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (отрывок)...

опера Руслан и Людмила

Данный материал представляет собой учебную презентацию по предмету музыка по программе Критской Е.Д. для 3 класса. Тема урока "М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила". Презентация содержит репродукции К...

Урок литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"

План-конспект урока литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"...