Конспект по музыке "Природа и музыка", 2 класс
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Барсукова Палина Евгеньевна

воспитывать в детях чувство красоты природы и музыки;

-учить детей слышать изобразительность музыки, различать изобразительность музыки, оттенки изображений в произведениях с похожими названиями;

-сравнивать произведения, близкие по названиям;

-воспитывать в детях чувство прекрасного: уметь видеть красоту природы и  оберегать ее, слышать красоту музыки и поэтического слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_02.10d.docx45.24 КБ
Файл prezentatsiya_1_wecompress.com_.pptx753.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подпись методиста __________

Подпись учителя ____________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента: Барсукова Палина Евгеньевна

Дата: 02.10.2025

Предмет: музыка

Класс: 2 «Б»

Тема: Природа и музыка

Цель: создать условие для выявления взаимосвязи между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений и окружающего мира, воспринимая музыку, как интонационно – образную речь.

Задачи урока:

Образовательные: Познакомить с музыкальными произведениями, изображающими картины природы (М. Мусоргский, С. Прокофьев "Прогулка").

Развивающие:  Развивать музыкальный слух, память и внимание;

Воспитательные: Воспитывать интерес к классической музыке и творчеству русских композиторов.

Оборудование: Конспект, м/м презентация, учебник, музыкальный материал: М.Мусорский, С.Прокофьев «Прогулка»

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап   урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная,

 И-индивидуальная,

П-парная,

Г-групповая

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личност

ные

  1. 1. Организационный момент

1.2 Актуализаия знаний

1.3 Подвеение к теме

1.4 целеполагание

1.5 планирование деятельности

Словесный

-Здравствуйте ребята, 

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

-Проверим готовность к уроку.

-Покажите мне, как должны сидеть настоящие ученики? Спинку мы держим ровно, ручки сложены на парте, ножки стоят на полу

-Не забываем соблюдать дисциплину в течении урока, те, кто будет поднимать руку, соблюдать тишину на уроке и активно отвечать-будут молодцы

Ребята, послушайте внимательно стихотворение, которое я вам прочитаю, и ответьте на мои вопросы.

Природа и музыка рядом живут,

Снежинки танцуют, сосульки – поют.

Ветер играет на листьях слегка,

И в такт этим звукам плывут облака.

То дождь запоет, забасит вдруг пурга,

То звонкая песня несет нас в луга,

А мы будем слушать и подпевать,

А может быть просто стоять и молчать.

-О чем говориться в данном стихотворении?

-Как вы считаете, близко ли связана природа и музыка?

-В чем значение природы?

-Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

-Верно ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Природа и музыка. Прогулка». «Прогулка»-так назвали свои пьесы композиторы М.Мусоргский и С.С.Прокофьев, о них и пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельно

О природе и музыке.
О том, как звуки природы похожи на музыку.
О том, что природа сама создает музыку.
О разных явлениях природы (снежинки, дождь, ветер).

Да, очень близко.
пирода вдохновляет композиторов на создание музыки.
В музыке можно услышать звуки природы.
Музыка помогает нам лучше почувствовать красоту природы.

Природа дает нам все необходимое для жизни (воздух, воду, еду). Природа очень красивая. Природа вдохновляет людей на творчество

О природе и музыке

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

1 слайд

Аудиофайл

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

К1: умение слшуать и понимать вступление к опере

Р1: умение определять тему урока

Р2: умение определять цель урока

Р3: умение составлять план урока

Л1. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Л2:Эмоциональная отзывчивость:Формируется через слушание музыки, определение ее характера и принадлежности к русской культуре

  1. Основной

  1. изучение нового материала

  1. знакомство с произведение

2.3 работа над произведением

Изучение нового материала

Словесный

– Ребята, посмотрите на слайд, что на нем изображено?

– Что такое природа? Какой она бывает? 


– Чем живая природа отличается от неживой?


– Что на нашей картине относится к живой природе, а что к неживой? (слайд)


– Ребята, а хотели бы вы побывать на лужайке, которая изображена на слайде?
– Давайте отправимся на прогулку прямо сейчас, но не по-настоящему – а  виртуально, мысленно будем себе представлять

 Любите ли вы ходить на прогулку?

- Давайте отправимся сегодня на необычную прогулку под пьесу «Прогулка» М. Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки».

- Ребята, кому из вас известно, что такое сюита?

Сюита - жанр инструментальной музыки, который состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, но объединённых единым замыслом.

- Перед прослушиванием пьесы давайте узнаем немного об этом композиторе. (слайд) Послушайте внимательно мой рассказ, и ответьте на некоторые вопросы. Обратите внимание на портрет композитора.

Модест Мусоргский родился в1839 году в Псковской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода. Первым педагогом будущего композитора была его мать . Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем возрасте он играл небольшие сочинения.

Дарование сына радовало и отца - также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Получив прекрасное музыкальное образование –он стал талантливым композитором.

Однажды Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника  Гартмана.

Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, Мусоргского заинтересовало несколько сюжетов.

10 картин художника  Гартмана вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, и зажили новой жизнью.

Мысль передать в музыкальных образах свои зрительные впечатления, искренне увлекла Мусоргского. Музыку, рожденную под впечатлением выставки, композитор посвятил другу Гартману. Пьесы композитор объединил в сюиту «Картинки с выставки».

Ребята что такое сюита?

 «Картинки с выставки» были созданы Мусоргским на взлете вдохновения и в необычайно короткий срок - за 3 недели.

Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком .

- Ребята, кто из вас запомнил имя композитора?

- Откуда родом композитор?

- В какой семье родился композитор?

- Почему композитор назвал свою  сюиту «Картинки с выставки»)

- Прослушаем с вами произведение «Прогулка», после чего вы ответите на некоторые вопросы. Сядьте, как слушатели. (звучит композиция) –видео 1.50 мин.

- Кто исполняет данное произведение?

- Как вы считаете, какой темп данной пьесы? Темп бывает быстрый , медленный и умеренный.Какой мы услышали здесь?

Музыкальный лад бывает мажорный –жизнерадостный и минорный –грустный .Какой  лад  был в пьесе? Лад?

- Громко или тихо звучала музыка?

-А что рассказала нам музыка?

- Почему вы так считаете? Какую прогулку вы себе представляете, прослушивая данную пьесу?

- Под эту музыку можно совершать прогулку? Гулять?

- Давайте попробуем прошагать на месте под данную пьесу.

- Получилось ли у нас? Вспомните, как называется пьеса, соответствует ли название пьесы с ее содержанием?

- Молодцы ребята, верно. Давайте отдохнем немного, проведем с вами физминутку.

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

 

- Мы с вами продолжаем путешествовать, давайте познакомимся еще с одним величайшим композитором С.С. Прокофьевым, и прослушаем его пьесу «Прогулка» из альбома «Детская музыка».

- Послушайте внимательно краткую биографию композитора, и будьте готовы ответить на некоторые вопросы. Обратите внимание на портрет композитора.

(Сергей Сергеевич Прокофьев– русский композитор,

Родился Сергей Прокофьев 1891 года в Екатеринославской губернии. Первое образование в краткой биографии Прокофьева было получено дома. Музыкой Сергей увлекся с детского возраста. В 5 лет он начал играть на пианино, а чуть позже – сочинять первые пьесы. Первые оперы будущий композитор Прокофьев создал в 9-летнем возрасте. Затем Сергей стал обучаться у лучших преподавателей в Петербургской консерватории. Впервые выступил со своими произведениями Прокофьев в 17 лет   у. А позже много гастролировал: по Европе, Америке, Японии.)

- Ребята, кто из вас запомнил имя композитора?

- Откуда родом композитор?

- В каком возрасте композитор написал свою первую оперу?

- Прослушаем с вами произведение «Прогулка», после чего вы ответите на некоторые вопросы. Сядьте, как слушатели. (звучит пьеса) 1.11 мин.-аудио

- Давайте выберем те слова, которые подходят под эту пьесу и распределим.

- Какая может быть прогулка

- Какой музыкальный инструмент звучит?

- Какую прогулку вы себе представляете, прослушивая данную пьесу?

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

- Молодцы ребята, мы прослушали две пьесы под название «Прогулка» двух знаменитых композиторов.

-Чем отличаются эти пьесы?

-С каким композитором пойдете не торопливо, а с каким быстро? (ответы детей)

- Ребята, а с какими сказочными путешественниками вы знакомы? (ответы детей)

- Сегодня мы с вами вспомним таких веселых путешественников, лучших друзей, бременских музыкантов.

- Знаком ли вам этот мультфильм? Помните ли вы песни из данного мультфильма? Перечислите из данного мультфильма те песни, которые вам известны

- Сегодня мы с вами послушаем  «Песню друзей» или «Ничего на свете лучше нету».

- Слова к этой песне написал-Юрий Энтин —поэт, драматург, поэт-песенник,  музыку-Геннадий  Гладков —композитор, автор музыки к популярным кино- и телефильмам, мультфильмам и мюзиклам

- видео -3.36  

Понравилась песня?

А сейчас мы ее с вами разучим

-послушайте 1 куплет- я спою

Включить аудио +

Текст куплетов песни "Ничего на свете лучше нету":

1 куплет:
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги,
Нам любые дороги дороги.

Ла-ла-ла-ла-ла-ла ла-ла-ла-ла-ла
Ла-ла-ла-е е-е е-е


-а теперь споем вместе со мной -дирижирование

 Замечания……………..

Поем пока не получится, только потом перейти  ко 2 куплету—всё подробно пропишите текстом куплетов

2 куплет:
Мы своё призванье не забудем —
Смех и радость мы приносим людям.
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда свободы,
Не заменят никогда свободы.
Ла-ла-ла-ла-ла-лала-ла-ла-ла-ла
Ла-ла-ла-е е-е е-е

- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием, но, не будем забывать, что и мы сами сегодня путешественники.

- Под музыку каких композиторов мы сегодня путешествовали?

- В чем сходство и различие обеих «Прогулок»? (ответы детей)

- Давайте представим, что сопровождают нас в нашем путешествии различные сказочные герои. Каких сказочных героев вы возьмете с собой на прогулку? (ответы детей)

Итак, какие сходства мы можем отметить в этих двух произведений? Сходство – обе пьесы написаны для детей, обе приглашают нас на прогулку и т.д.

-А какие отличия?

Отличия – «Прогулка» С. Прокофьева лёгкая, танцевальная, вприпрыжку. «Прогулка» М. Мусоргского — рисует образ спокойного движения в светлом настроении.

- Верно ребята, молодцы.

изображение природы.Природа, пейзаж, лес, луг, деревья, цветы, солнце, небо.

Это то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Она бывает живая и неживая.

Живая природа дышит, питается, растет, размножается, а неживая – нет.

К живой – деревья, цветы, трава, животные (если есть на картинке). К неживой – солнце, небо, вода (если есть), камни (если есть).

Да!

Это музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей.

М.Мусоргский

Тверская область

В дворянской

Потому что он написал музыку под впечатлением от картин своего друга на выставке.

Симфонический оркестр

Медленный

Мажорный

Громко

Позвала нас на прогулку

Спокойную, красивую… Как будто гуляешь по парку!

Да, получилось! Соответствует!

(С.С. Прокофьев)

(Екатеринославская губерния)

В 9 лет

Подвижная, игривая, неторопливая, скорая

фортепиано

Весёлую, быструю! Радость, счастье!

Мусоргский – медленно, а Прокофьев – быстро! Одна спокойная, а другая весёлая!

Колобок, Буратино, Волшебник Изумрудного города

"Ничего на свете лучше нету...", "Мы к вам заехали на час..."

Прокофьев и Мусоргский!

Вспоминают и сравнивают характер музыки

Перечисляют любимых сказочных героев

Обобщают сказанное об отличиях: одна быстрая, другая медленная, одна весёлая, другая спокойная

Ф

Ф

6 слайд

П1: Понимать данную информацию, находить в тексте нужные сведения; выделять главное; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

владение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

формирование представлений о необходимости чередования видов деятельности для снятия умственного и физического напряжения

К2: согласовывать свои действия с партнёром;

владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.

Р4: самостоятельно определять критерии оценивания;

дают оценку своей деятельности.

Личностные:

формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру;

3.Заключительный этап

3.1. Итог занятия

Подведение итогов, самооценка

Словесный

 

- Подведем итоги сегодняшнего урока.

- С какими пьесами вы сегодня познакомились?

- В чем их различия? Сходства?

- Кто является композиторами данных пьес?

- С какой песней познакомились?

С "Прогулкой" Мусоргского и "Прогулкой" Прокофьева!

Сходство - обе о прогулке, обе написаны для детей. Различия - одна медленная и спокойная, другая быстрая и весёлая

Мусоргский и Прокофьев!

Бременские музыканты - нет на свете лучше нету


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

СЮИТА ЭТО...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интгрированного урока в 3 классе по теме «Роль художника и музыки в цирке».

Тема: «Роль художника и музыки в цирке».Цель:Показать синкретичность циркового искусства (слияние музыки  и изобразительного искусства).Проблема урока:Выяснить взаимосвязь музыки и ИЗО в цирковом...

План-конспект внеклассного занятия по музыке 2 класс

Внеклассное занятие потеме "Русская народная песня-зеркало жизни русского народа". Основное содержание посвящено жизни  девочки, девушки.женщины на Руси....

конспект урока по предмету музыка 3 класс "Светлый праздник Рождества"

На данном уроке дети знакомятся с традициями и обычаями Рождества, с разнообразием рождественской музыки, учатся анализировать музыкальные произведения....

Конспект открытого урока по музыке в 3 классе по теме "Мажор и минор"

Данный урок разработан по музыке  для 3 класса коррекционной общеобразовательной школы  8 вида ....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАСССАХ "ПОД МУЗЫКУ ДРУЖНО ШАГАЕМ"

Данная работа представляет собой конспект урока по сольфеджио "Под музыку дружно шагаем". Данная работа направлена на закрепление таких музыкалных понятий, как метр и ритм....

Конспект открытого урока по музыке В коррекционной школе 8 вида 3 класс «Сказочные персонажи в музыке»

Конспект открытого урока по музыкеВ коррекционной школе 8 вида 3 класс«Сказочные персонажи в музыке»...