Тема занятия: «Русский хоровод и его разновидности».
план-конспект урока по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Данный материал поможет в работе учителям коррекционных школ, воспитателям, музыкальным руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._zanyatie_na_sayt.docx21.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Русский хоровод и его разновидности».

Улитина Светлана Владимировна

Учитель

Иркутск, 2025 г.

Цель: познакомить обучающихся с одним из жанров русского народного танца - хороводом и его разновидностями.

Задачи:

1. разучить русский хоровод с использованием различных фигур;

2. закреплять умение детей двигаться в соответствии с характером музыки;

3. развивать слуховое и зрительное внимание;

4. свободно ориентироваться в пространстве;

5. воспитывать эстетический вкус, возрождать интерес к народному наследию.

Характеристика учебной группы: 2 год обучения (8-9лет)

Тип занятия: получение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности.

Форма занятия: коллективная работа и индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: объяснение, упражнение, выполнение практического задания, наглядный метод, поощрение.

Хронометраж учебного занятия: 45 минут.

Методическое обеспечение: аудиозапись хороводов: «Во поле береза стояла», «Реченька-речушка».


Ожидаемые результаты:

#1055;олучат эмоциональный настрой.

2. Смогут исполнить простейшие элементы русского танца сольно, в парах, коллективно.

#1048;сполнят простейшую композицию русского хоровода.


План урока:

Вводная часть (организационный момент).

Основная часть (практическая работа):

1)Разминка-комплекс упражнений для работы всех групп мышц.

2)Изучение новой темы.

3)Разучивание фигур русского хоровода.

4)Закрепление разученных элементов и комбинаций.

Заключительная часть (подведение итогов).


Ход урока:


  1. Организационный момент.

Вход обучающихся в кабинет под русскую народную мелодию «Светит месяц». Приветствие – поклон под русскую плясовую «Полянка».

Отгадайте загадку:

За руки беремся дружно,

Кругом встанем — это нужно.

Танцевать пошли, и вот —

Закружился...

Ответ: Хоровод.

- На прошлом уроке мы путешествовали по разным странам и узнали, что люди очень любят петь и водить хороводы. А что такое «хоровод»? (песня-танец).

Сообщение цели урока

- Сегодня, ребята, мы познакомимся с русским хороводом и его разновидностями, узнаем названия хороводов с методами игровых и неигровых хороводов.

2. Основная часть (практическая работа):

Разминка-комплекс упражнений для работы всех групп мышц.

Но для начала нам нужно сделать разминку, чтобы разогреть свои мышцы. Налево, руки на пояс. Выше голову держите. Шире плечи разведите. Ноги выше поднимайте. И под музыку шагайте.


Изучение новой темы

Ребята, мы не зря с вами сегодня разминались по кругу. Что напоминает вам танец в кругу? (Хоровод) К какому виду танца он относится?

Правильно, ребята, к русскому народному танцу. И сегодня тема нашего занятия - русский народный танец - хоровод.

а) Рассказ педагога о хороводе и его разновидностях.

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это самый древний вид танца, который объединяет и собирает большое число участников. В различных областях России хороводы имели разные названия: «карагод», «караход», «курагод» и т.д. Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек - «лебедушек».

Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие, которое исходит из конкретного содержания песни. Исходя из содержания песни, хороводы с точки зрения хореографии делят на две основные группы, на два вида - игровые и орнаментальные.

Игровые хороводы

Главная особенность игрового хоровода - наличие сюжета. Это темы труда, воспевания природы, любви девушки и парня, семейные. Сюжет разыгрывался как в самом настоящем театре, разными средствами: музыка, танец, цирк, драма и т.д. Привлекались всевозможные предметы - реквизиты. Особую роль играл платок. Он мог быть платочком, плеткой и т.д. исходя из сюжета хоровода. Сюжет разыгрывался как отдельными актерами-солистами под пение хоровода, так и солистами вместе с хороводом, где участники хоровода принимали активную роль в игре.

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев.

Основное построение хоровода - круг.

Таким образом, игровой хоровод - сюжетный хоровод.

Орнаментальные (неигровые) хороводы

А.А.Климов в своей книге «Основы русского народного танца» пишет: «Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры - орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей в основном лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными... Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название: фигурные, узорные, кружевные».

Основное построение хоровода, как и в игровом - круг, но в процессе танца образуются множество рисунков - фигур, например, «звездочка», «воротца», «улитка», «гребень», «змейка» и другие.

Таким образом, главная особенность орнаментального (неигрового) хоровода - отсутствие сюжета, т.е. орнаментальный хоровод - бессюжетный хоровод, который развивается за счет развития композиционных рисунков.


Разучивание элементов русского хоровода.

Сегодня мы с вами разучили несколько элементов русского танца – хоровода.

«Круг». Танцующие становятся лицом в круг, взявшись за руки и образуя замкнутый круг. Движение по кругу в хороводе идет «посолонь» – по солнцу. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, танцоры идут простым или переменным шагом.

«Два круга». Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Каждый круг может двигаться как по направлению движения часовой стрелки, так и против ее движения. Повороты кругов происходят одновременно в одну или в разные стороны.

«Круг в круге». Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположную сторону.

«Воротца». Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют эту фигуру. Одновременно начинают двигаться навстречу друг другу участники обеих линий, затем первые берутся за руки, под которыми проходят остальные.

«Улитка». Образуется, или как говорят, «навивается» или «завивается» из круга. Ведущий хоровода разрывает круг, и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, затем второй, третий и т.д. Все идущие в хороводе точно повторяют его движения. «Развивать капусту» должен участник, стоящий последним. Вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при завивании.

«Гребень». Две линии исполнителей двигаются навстречу друг другу простым или переменным шагом. Обе линии встречаются и, продолжая движение, проходя сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.

«Змейка». Начинается из линии, но может начаться и из круга, когда ведущий, разрывая хоровод, начинает двигаться внутри круга, делая повороты то вправо, то влево, подражая изгибам змеи. Все исполнители, не разрывая рук, двигаются за ведущим.

Под руководством педагога разучивание хоровода с использованием следующих элементов: «круг», «воротца», «улитка», «гребень», «змейка».

Закрепление изученного материала.

3. Заключительная часть (подведение итогов).

1. С какими видами хороводов мы сегодня познакомились?

2. В чем различие между игровым и орнаментальным хороводами?

3. В каком темпе исполняются хороводы?

Сегодня мы познакомились с элементами русского хоровода и его разновидностями и разучили орнаментальный хоровод. На последующих занятиях мы продолжим разучивать элементы русского танца и его разновидности».

Молодцы, ребята, вы хорошо справились. Я довольна вашими ответами и знаниями.

Поклон. Уход из класса под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский хоровод

Творческий проект...

Внеклассное мероприятие по теме "У ворот хоровод"

Мероприятие посвящено приходу весны. Построено в русском народном стиле.Включает в себя частушки, поговорки. небылицы. русские народные песни и игры....

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 2 классов " Русский хоровод"

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 2 классов " Русский хоровод"...

Конспект музыкального занятия «Нотный хоровод» для детей старшей группы

Цель занятия: учить слушать музыкальные произведения, развивать творческую фантазию и воображение....

Конспект занятия: «Беседа «Портрет и его разновидности»»

Методическая разработка к занятию«Беседа «Портрет и его разновидности»»  Тема: Беседа «Портрет и его разновидностиЦели и задачи:показать портрет как жанр изобра...

Методическая разработка урока "Русский хоровод"

                                                      ...