Исследовательская работа "Здоровьесбережение в начальных классах школы".
статья по теме

Букоткина Ирина Владимировна

 

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.  Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_po_OZOZh.doc309.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ № 83»

___________Оленичева И.Л.

Отчёт

учителя начальных классов высшей категории МОУ «СОШ № 83»                     Букоткиной Ирины Владимировны о проведенной исследовательской работе «Здоровьесбережение в начальных классах школы»

Актуальность темы: современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.  Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными.

Цель:  доказать возможность сохранения и укрепления здоровья обучающихся средствами образования.

Задачи:

  • Отработка подходов в реализации здоровьесберегающих технологий;
  • Выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований;
  • Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;
  • Совершенствование применения технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок;

Гипотеза: активное внедрение здоровьесьерегающих технологий в образовательный процесс способствует сохранению и укреплению здоровья младших школьников, повышению удовлетворённости образовательным процессом, положительной мотивациик учёбе.

  1. Подготовительных этап. (теоретический)

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Здоровье - это  состояние,  которое позволяет вести активную, полноценную жизнь: иметь хорошие  душевные, физические качества,  материальное и социальное благополучие.  

 По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом. Только 2 человека из 25-ти пришедших ко мне в 1-й класс в 2005-06 учебном году имели первую группу здоровья. В первом и втором классе дети очень много болели.

Психологи  установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является младший школьный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, педагогов, чьи образы жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.

Я поняла, что необходимо организовать такую  учебную деятельность, которая бы помогла ученику сохранить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда учебно-воспитательный процесс строится в соответствии со здоровьесберегающими технологиями.

2006 – 2007 учебный год я посвятила изучению теоретических основ здоровьесберегательных технологий. Перечитала много литературы, изучила санитарно-гигиенические нормы СанПин. Активно общалась с коллегами в Интернете. Изучила анализ урока с позиций здоровьесбережения и др.

По словам проф. Н.К.Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.

С этих позиций в настоящей работе и представлен опыт использования современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Комплексное использование личностно ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии (о них уже шла речь выше).

Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

  • Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока
  • Использование проблемных творческих заданий
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий
  • Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую)
  • Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Использование ТСО как средства интерактивного обучения.

Выше уже отмечалось, что большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором.

В целом, психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной поддержкой реализует личностно ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся. В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия материала. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

  С помощью медицинской сестры составили список основных заболеваний детей. Карту основных заболеваний можно представить диаграммой:

  1. Основной этап (практический).

Заручившись поддержкой родителей по работе в данном направлении, в летний период мы сделали ремонт класса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами:

  • Покрасили стены в спокойный для глаз салатовый цвет;
  • Отремонтировали освещение в классе;
  • Заменили школьную доску;
  • Развели растения-фитонциды (хлорофитум, герань, каланхоэ и др.)
  • Приобрели кулер с водой и одноразовые стаканы;
  • По согласованию с администрацией школы подготовила программу факультатива «Основы здорового образа жизни» (Программа ЗОЖ М.Павловой, рекомендованная на федеральном уровне).
  • Разработала программу внеклассной работы по данному направлению и тематику лектория для родителей.
  • Администрацией школы кабинет был оборудован компьютером.

В течение 2007-08 и2008-09 проводились следующие мероприятия:

  1. Велась постоянная обработка кабинета бактерецидной лампой.
  2. Уроки начинались с проведения утренней зарядки.
  3. Уроки физической культуры по возможности проводились на свежем воздухе.
  4.  2 раза в год(ноябрь-декабрь, март- апрель) проводилась профилактика поливитаминами и аминокислотой глицин.
  5. Сведения по сохранению и укреплению своего здоровья учащиеся получали посредством факультатива «Основы здорового образа жизни»
  6. Каждую четверть проводились Дни здоровья.
  7. На каждых каникулах проводились совместные мероприятия с родителями:
  • Однодневные походы в лес;
  • Катание на лыжах и санках;
  • Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»;
  1. Посещение заместителем директора по УВР уроков и их анализ подтвердило проведение уроков с позиций здоровьесбережения.
  2. На уроках технологии были сделаны «ожерелья» из футляров от Киндер-сюрприза, в которые в эпидемиологический период вкладывались дольки чеснока и одевались на шею.
  3. Обеспеченность учащихся горячим питанием составила 100%.
  4. Увеличилось количество детей, прошедших вакцинацию против гриппа.
  5. Проводились следующие внеклассные мероприятия:
  • Конкурсы рисунков «Полезные продукты», «Какие витамины растут на грядке» и др.;
  • проект «Пословицы о здоровье»;  
  •  спортивные мероприятия;
  • классные часы она тему «Вредные привычки» и др.;
  •  мини-спектакли (например  «Цапля-курильщица»).
  1. Лекторий для родителей. Вот некоторые темы:
  • «Режим дня школьника»,
  • «Как преодолеть двигательный голод»,
  •  «Закаливание ребёнка в семье»,
  • «Телевидение и дети»,
  • «Как помочь нашим детям быть здоровым»,
  • «Как предотвратить компьютерную зависимость»,
  • «Страх-друг или враг?»,
  • «Воспитательная этика родителей»,
  • «Что такое гиперактивность?»,
  • «Что такое трудновоспитуемость?»,
  •  «Как психологически готовить детей к 5 классу».

В начале и в конце исследования были проведены тесты для учащихся «Уровень школьно мотивации» и «Удовлетворённость образовательным процессом». Результаты тестов представлены в диаграмме.

Уровень школьной мотивации.

Мониторинг удовлетворенности учащихся использованием здоровьесберегающих технологий на уроке.

Сравнительный анализ уроков, пропущенных по болезни (взяли наиболее сложное II полугодие) показал такой результат:

 

Медицинское  обследование в начале 5-го года обучения ухудшения здоровья у детей моего класса не выявило, трём учащимся медицинская комиссия поменяла группу здоровья с Д2 на Д1.

III этап. Обобщение и распространение собственного опыта.

        Своими наработками по теме исследования я делилась с коллегами на заседаниях методического объединения учителей начальных классов:

  • 2008 г – презентация «Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики».
  • 2008 г. –презентация «Причины школьной неуспешности».
  • 2009 г. – выступление «Элементы здоровьесберегающих технологий».

В 2008 – 2009 учебном году приняла участие в районном семинаре на тему « Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы» с презентацией «Анализ проведения урока с позиций технологии здоровьесбережения».

Заключение.

В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Май 2009г.                                         __________Букоткина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Одно из главных требований гуманистической педагогики заключается в том, чтобы точное научное познание детской природы легло в основание всех взаимоотношений с ребенком. Именно эта тенденция усиления ...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы

В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной работе я представляю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов  в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов.  Проектные...

"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....

МАСТЕР-КЛАСС ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Исследовательская деятельность учащихся начальных классов»

1-ый шаг. Презентация педагогического опыта: краткое обоснование основных идей опыта.   2-ой шаг. Определение основных приёмов работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям 3...

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...