Использование логических пятиминуток в учебном процессе для развития логического мышления учащихся.
статья по теме

 

"Логические пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать. В качестве предмета "логических пятиминуток" выступает группа учебно-логических умений:

  • анализ и синтез;
  • сравнение;
  • обобщение и классификация;
  • определение понятий;
  • доказательство и опровержение.

      Логические пятиминутки, включаемые в план урока, помогают целенаправленно развивать логическое мышление младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты работы в рамках ГЭП: «Учебно-методическое и управленческое сопровождение компетентностно-ориентированного образования».

Урок обучения грамоте. 1 класс.

Тема: В.Сутеев «Под грибом».

Цели: 1) содействовать получению детьми необходимой информации о грибах.

2) Развивать самостоятельность мышления через познавательный интерес, самостоятельную деятельность.

3) Способствовать воспитанию навыков самообразования, взаимовыручки.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап

Приветствие. Эмоциональная настройка учащихся на работу. Пожелание успеха.

2. Создание ситуации успеха.

Загадка о грибах.

- Продолжаем отгадывать загадки. Что вы сегодня будете читать?

С----а (сказка)

- Кто автор сказки?

В. С---в (Сутеев)

- Как называется сказка?

«П-д г----м» («Под грибом»)

Отгадывание загадки.

3. Создание мотивации для чтения.

- Что или кого вы можете увидеть под грибом? Узнаем об этом из сказки.

Дети предлагают свои варианты содержания сказки.

4. Первичное чтение.

Комбинированное чтение учителя и хорошо читающих детей. Стр.34-38.

5. Проверка первичного восприятия.

- Что вас удивило в этой сказке?

- Почему всем зверям хватило места под грибом?

- Кто же уместился под грибом? Рассмотрите рисунки к произведению на стр.36-37.

- Кто не уместился? Почему?

- Каких героев не назвали? Проверьте себя по рисункам.

Ответы на вопросы.

Самоконтроль.

6. Подготовка к чтению.

- Подготовимся к чтению текста сказки:

спрятаться – спрятался

уместился – уместиться

потеснитесь – потеснился

подвиньтесь – подвинулись

Чтение слов с доски. 1-ый раз – сильные учащиеся. За ними повторяют остальные.

7. Повторное чтение-соотнесение с иллюстрациями.

Логическая пятиминутка на овладение инструктив-ными знаниями.

8. Проблемный вопрос.

- Сколько иллюстраций нарисовал художник к сказке?

- Правильно ли передал последовательность событий?

- В каком порядке герои прятались под грибом? Кто пришёл 1-ым, кто за ним и т.д. Только расставив героев в том порядке, в каком они следовали друг за другом в сказке, мы сможем рассказать её правильно.

- Какой иллюстрации соответствует данный отрывок?

- Какую похожую сказку вы читали в «Букваре»?  («Рукавичка»)

- Какую ещё сказку вам напоминают сказки «Рукавичка» и «Под грибом»? («Теремок»)

- Попробуйте к каждой из этих сказок подобрать портрет писателя:

«Под грибом»      «Рукавичка»       «Теремок»

Портрет             Портрета         Портрета

В.Сутеева                  нет                    нет

- Почему вы не смогли подобрать портреты писателей к 2-ум другим сказкам? (народные сказки)

- В чём отличие авторских сказок от народных?

Чтение по указанным учителем частям, соотнесение с иллюстрацией. Контролирование правильного порядка иллюстраций к тексту.

Ответы на вопросы.

.

Работа в группах

9. Применение знаний в нестандартных ситуациях.

- Прочтите пословицы:

Не в свои сани не садись.

В тесноте, да не в обиде.

- Какую из 2-ух пословиц можно сделать названием всех этих сказок? Объясните свой выбор.

Работа в парах.

10. Рефлексия.

- Что вы хотели узнать в начале урока?

- Какими новыми знаниями о грибах вы хотите поделиться?

- Чему вас научила эта сказка?

Фронтальный опрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр

Как развивать креативное мышление младших школьников? я использую элементы и приемы ТРИЗа. Игры "Ассоциации" по смежности, по подобию, составляем ассоциативные цепочки, учимся составлять загадки,...

Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...

М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.  На каждом этапе урока использованы приемы по...

Л.Н. Толстой. Зайцы. Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контроли...

Мастер класс "Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр"

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству  и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, ...

Мастер-класс «Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр».

В начальной школе крайне важна мотивация детей. Использование развивающих игр, методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей учебным процессом, но и помогает учащимся прочно овладе...