Из опыта работы
статья по теме

Обобщение опыта по теме "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Прутян Виктории Маисовны

учителя начальных классов

МОУ СОШ № 7

г. Минеральные Воды

“РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»

        2010  - 2011 уч.год

              У учащихся младших классов наблюдается повышенный интерес к познанию мира — он открыт новым знаниям. Но за последнее десятилетие мир разительно переменился: количество информации возросло в десятки раз. И если  взрослый человек умеет отбрасывать ненужные сведения, то у школьника этого умения нет. Он как губка впитывает в себя любые знания, пока может воспринимать информацию. Однако возможности ребенка не беспредельны, а источников информации становится все больше — помимо школы это телевидение, радио, газеты, журналы,  Интернет. От перегрузки сведениями организм спасается привычным способом — лишняя информация не воспринимается, быстро забывается. В результате современные школьники плохо запоминают, мало знают, слабо читают, быстро утомляются.

              Поэтому выбранная мною тема самообразования «Развитие критического мышления через чтение и письмо» не только интересна, но и актуальна на сегодняшний день.

              Основной критерий, которым я руководствуюсь при выборе формы урока, при отборе материала и, самое главное, приемов работы с учениками, – это осмысление, т.е. ясное представление о том, чему я хочу научить, как я буду это делать, какие этапы познания должен пройти на уроке ученик.

              Проводимая мною работа ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

              Всю систему работы по развитию критического мышления можно

разделить на три этапа: вызов – осмысление – рефлексия. 

              На уроках литературного чтения я использую приемы, призванные помочь школьнику осмыслить образность словесного искусства, пробудить у них интерес к словесному творчеству и чтению художественных произведений.

Прием «Ассоциация» (фрагмент урока чтения во 2 классе по теме «Уж небо осенью дышало…»)

II. Эмоциональное введение в тему.

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопросы:

- Рассмотрите иллюстрацию (осенний пейзаж). О чем может пойти речь на уроке?

- Какие  ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «..небо осенью дышало». Ученики называют слова:

                                                   небо осенью дышало

                             прохлада                        листья              птицы

                                              туман                       ветер

Таким образом, школьники погружаются в определенное настроение. Возникает литературный образ.

Прием «Кластер» (гроздь).

Разбивка на кластеры проходит следующим образом:

  • В середине записывается ключевое слово или предложение
  • После этого – слова, которые приходят на ум в связи с темой
  • По мере того, как возникают идеи, необходимо устанавливать связи между ними (логические цепочки)

Фрагмент урока литературного чтения в 3 классе по теме «Лев и собачка» Л.Н.Толстого.

II. Повторение пройденного. (Первая стадия – вызов).

Методический прием «Корзина понятий»

(На доске портрет писателя, условный значок корзины с вопросом).

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека? (слова выписываются на доску)

Л.Н.Толстой         писатель         сказки         

                рассказы        разные жанры

        басни

- Проведем логические цепочки, это поможет нам рассказать о человеке, который изображен на портрете.

Методический прием «Кластер»

       

- В чем различие художественных и научно-познавательных рассказов?

- Назовите художественный рассказ, написанный Л.Н. Толстым; научно-познавательный

              Я очень люблю (детям тоже нравится) использовать в работе прием «Синквейн».  Сочинять  синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики героя (от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное). Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета. Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету. Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).  В  ходе работы над текстом ребёнок  выделяет  необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя. Подобная работа

– обогащает словарный запас ученика;

– подготавливает его к краткому пересказу;

– учит формулировать идею произведения (4-я строка синквейна);

– позволяет каждому ученику почувствовать себя (хоть на мгновенье) творцом и философом, т.к. написать синквейн может каждый.

Приведу примеры синквейнов,  составленных учащимися 4 класса в ходе изучения древнерусских былин и древнегреческих мифов.

1. Геракл.                                                    

2. Умный и благородный.

3. Вырос, послужил, прославился.

4. Совершил подвиги и стал бессмертным.

5. Герой!                      

1. Илья.                                                                                  

2. Могучий, храбрый.                                                          

3. Ехал, сражался, победил.                                      

4. Всем людям радость дарил.                                              

5. Герой!                          

              Работа с технологией развития критического мышления позволяет мне уделять больше внимания творческой «писательской» деятельности детей, которая отражает их способность мыслить словесно-художественными образами.  Несколько человек из класса  регулярно знакомят нас со своим литературным творчеством: читают стихи собственного сочинения, рассказы разных жанров. С каждым годом  в моем классе повышается уровень техники чтения.

              На уроках литературного чтения при разборе новых или непонятных в данном контексте слов я использую «Словарные карты». В начальных классах у многих учеников  серьезные проблемы с чтением и выполнением стандартных тестов на понимание прочитанного. Сначала я продемонстрировала на примере одного слова, как составляется карта. Затем прочитала главу вслух, ученики при этом слушали и следили по тексту.

 В четвертом классе словарные карты я ввела и на урок русского языка – учащимся предлагается работа над словами в которых они часто допускают ошибки.

              Перечисленные мною некоторые  приемы технологии я применяю и на других уроках гуманитарного цикла. К примеру, рассмотрим тему «Состав почвы» на уроке окружающего мира в 4 классе.

На этапе вызова вспоминается понятие «почва», после которого создаётся кластер по ответам учащихся на вопрос: «Из чего состоит почва?»

батер

              На этапе осмысления содержания идёт проверка данных учащимися ответов. По описанным    в учебнике опытам  проводятся опыты, позволяющие выявить состав почвы: воздух, вода, перегной, песок и глина, соли.

На этапе рефлексии дети снова возвращаются к составленному кластеру и подводят итоги. Появляются новые веточки. Таким образом, наш кластер принимает вид:

        

              Приём «Кластер» я использую на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.

              Система обучения в младших классах позволяет применять в работе информационные технологии и использовать различные интегративные цепочки на самых различных уроках. Я разработала большое количество интегрированных уроков, в том числе с применением ИКТ, позволяющих решать не только задачи обучения, но и имеющие огромное воспитательное значение. Эти уроки позволяют учащимся наиболее полно воспринимать учебный материал, видеть межпредметные связи и учат применять знания  на практике. Эти уроки вызывают огромный интерес учащихся, повышают познавательную активность, позволяют каждому ученику проявить свою индивидуальность и творческую активность. Например, «Городок в табакерке», «По следам падежей», «Образ богатыря на Руси», «У Черного моря» и др. В течение трех лет учащиеся принимают участие в школьных предметных олимпиадах, в олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру».

              Интересно, что за 4 года учёбы в начальной школе произошли изменения во взаимоотношениях ребят, в их общественной активности. Класс участвует  во всех школьных мероприятиях, участвует в конкурсах газеты «Добрая дорога детства» (были награждены почетной грамотой и памятными призами).  Больше ребят стали посещать спортивные секции: занятия боевыми искусствами, больше ребят стали заниматься плаванием, в группе  МЧС.

 Когда ученики могут проявить себя на уроке, используя навыки, полученные во внеурочной и внешкольной деятельности, это нередко решает проблемы школьной мотивации, индивидуальные трудности в обучении и формирует здоровые взаимоотношения в детском коллективе. Нестандартные методы обучения русскому языку способствуют не только творческому, но и интеллектуальному развитию, повышению общей культуры ребят, качественному усвоению знаний.

Учитель                                                                    В.М. Прутян

Директор МОУ СОШ № 7

г. Минеральные Воды                                            И.Н. Пронина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...