«Формирование исследовательской и проектной компетентностей
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

В работе дается описание проектно - исследовательской деятельности в начальной школе. приводятся примеры  работы на уроках.

Рекомендую лдя знакомства педагогам начального звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-issledovatel.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Волошедова Марина Сергеевна, учитель, победитель НПО 2006,

                                          МОУ «Бабынинская средняя общеобразовательная школа №2»

«Формирование исследовательской и проектной компетентностей

учащихся начальной школы».

             Социальный заказ государства на воспитание человека современного образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за себя, за свою страну – нашел отражение в Концепции модернизации российского образования на предстоящее десятилетие.

Одной из важнейших задач в современном образовательном процессе является формирование продуктивной деятельности учащихся, развитие их творческого мышления для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальной на сегодняшний день становится проблема разработки средств обучения и методики их использования, которые содействуют формированию и развитию исследовательских умений и навыков, включающих в себя самостоятельное добывание знаний, сбор необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, обобщать, синтезировать, делать выводы и умозаключения. Современный урок должен быть инновационным уроком.

Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем. При этом овладение методами проектной и исследовательской деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных учащихся.

Сущность развития личности в данном случае состоит в качественном изменении деятельности учащихся.

Прежде чем начинать исследовательскую и проектную работу необходимо детям четко объяснить, что это такое. В словаре  С.И. Ожегова сказано: «Исследовательский – относящийся к научным исследованиям; «исследовать – подвергнуть научному изучению». «Проект – разработанный план сооружения. Замысел. План». [1] Само понятие «проект» заимствовано из латинского языка и имеет смысл – «брошенный вперед».

            Итак, перед началом работы ознакомим учащихся с понятием «исследовательская» и «проектная деятельность».

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.  Можно выделить следующие условия формирования исследовательских умений школьников.

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проводится в классе, как на уроке, так и во вне его.

Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, возможности реализации  и самосовершенствования собственных возможностей

Творческая среда.  Педагогом  должна быть создана творческая, рабочая атмосфера с целью поддержки интереса к исследованию.

Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия уровне. Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

                  Технология развития исследовательских умений.

Цель технологии – осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений. При организации  учебной деятельности можно выделить четыре блока умений:

- умения организовать свою работу (организация своего рабочего места, планирование работы);

-умения и знания исследовательского характера (выбор темы, целеполагание, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации);

- умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, понятие, смысловые части текста, умение выделять главное, краткое изложение, формирование определений, выводы, условные знаки, доказательство: аргументы, вступление, заключение)

- умения представить результат своей работы (требования к докладу, к речи участника, оформлению и демонстрации презентации).

Алгоритм исследовательской работы.

Определение объекта.

Объект исследования.

Предмет исследования.

Тема.

Источники ( литература)

Определение проблемы.

Актуальность проблемы.

Цель (установить, выявить, обосновать, разработать)

Задачи (план исследования)

Гипотеза.

Описанные организационно – педагогические условия позволяют решить задачи развития исследовательских умений школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

Вопросы, часто возникающие у учащихся, часто подталкивают их к поиску нового и приводят к новым знаниям.  Урок «Окружающий мир» 2 класс. В ходе урока  детям была предложена тема для исследования  «Классификация клювов птиц». Результатом работы явилась классификация клювов птиц по их функциям. Обсуждая заинтересовавшую тему, учащиеся пришли к выводу, что по внешнему виду клюва не всегда удается понять, для чего он нужен птицам, для этого нужно знать о птицах больше. Учащиеся наблюдали за птицами, собирали информацию, рисовали, выпустили книгу «Птицы и их клювы», которую с гордостью показали на родительском собрании. Один ученик поставил перед собой цель исследования: выяснить для чего нужны птицам клювы.  Исследование проводилось по плану:

1.Где обитает птица.

2. Клюв (форма, величина, окраска, особенности)

3.Источники информации.

4.Результаты исследования.

Учащийся  со своей исследовательской работой подготовил выступление на школьную научную конференцию по теме: «Для чего птицам клюв». В работе использовал условные графические изображения, символы. Подготовил с помощью родителей компьютерную презентацию, и умело ею воспользовался. Его работа была отмечена дипломом «Хочу стать исследователем!» Это стало стимулом для дальнейших исследований.

Учебная проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы работы, направленная на  достижение общего результата. Необходимым условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта. Проектная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывающейся на интересах школьников, приносящей им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. В процессе проектной деятельности учащиеся приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Не будем останавливаться на классификации проектов, она хорошо известно всем педагогическим работникам.  Поговорим об этапах проектной деятельности. Целостный процесс выполнения учебного проекта включает в себя три взаимосвязанных этапа: подготовительный, исполнительный и итоговый.

Организация каждого из этих этапов проектной деятельности школьников должна соответствовать его дидактической сущности. Особое внимание хотелось бы обратить на подготовительный этап, где происходит формирование проектного замысла. На этом этапе ученики должны иметь возможность проанализировать имеющуюся информацию. И используя эту базу выдвинуть свои идеи и замыслы. Исполнительный этап – продолжение и неотъемлемая часть собственно проектной деятельности. На этом этапе выдвинутые идеи проверяются практическим путем. Итоговый этап – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели.

Критерии оценки проектной деятельности: значимость проблемы, объем  переработанной информации, логичность, достоверно, значимость представленной информации, активность участников проекта, организация продуктивного взаимодействия в процессе сотрудничества, формы представления проектов, аккуратность выполнения, оригинальность проектов, творчество его участников, личная ответственность каждого участника проекта за конечный результат.

Урок технологии 1 класс. Учащимся предоставляется проектная работа - завершить эскиз открытки. При выполнении этого проекта школьникам нужно не просто вспомнить пути и способы работы, но и осуществить творческий перенос знаний и умений в новую ситуацию, используя новые комбинации прежних знаний и умений. Учебный проект не требует громоздкого наукообразного оформлении.

Проектная деятельность должна быть направлена на формирование у школьников творчества, способностей к изобретательству и рационализаторству. Следовательно, при ее организации главное внимание следует уделять наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, составлению замысла в соответствии с поставленной целью.

При методически грамотной организации проектно – исследовательской деятельности создаются условия для проявления внутренних ценностей ребенка, развития каждого ученика как личности. Учащимся предоставляется самостоятельность, инициатива, они учатся грамотно формулировать проблему, вырабатывают практические навыки, учатся интерпретировать полученные результаты и применять их на практике. Ученик выступает в роли исследователя, экспериментатора. А это, в современном образовании, самое главное.

Список литературы

  1. Захарова И.Р. Учебные исследования учащихся начальной школы. Начальная школа .2004. №2
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.- Волгоград: Учитель, 2004. – 220 с.
  3. Мотяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.: УЦ «Перспектива», 2006.
  4. Сергеева В.П. Проектно-организаторская деятельность учителя: Учебно-методическое пособие - М.:УЦ «Перспектива», 2007. -96с.
  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: Просвещение, 2005.
  6. Толковый словарь русского языка. Под ред. Ожегова С.И. Изд. 12-е. М.: «Советская энциклопедия», 1975. С.275
  7. Федоскина О.В. Возможности проектно – исследовательской деятельности. Начальная школа. 2005. №11


[1] Толковый словарь русского языка. Под ред. Ожегова С.И. Изд. 12-е. М.: «Советская энциклопедия», 1975. С.285


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"

Статья "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности"...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и информационной компетентности на уроках по краеведению

Самым актуальным и эффективным методом работы в начальных классах является метод проектов. Он способствует развитию  и формированию предпосылок поисковой деятельности, развитию творческих способн...

Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деятельность

Всякое знание остаётся мёртвым, еслив учащихся не развивается инициативаи самодеятельность: учащихся нужноприучать не только к мышлению, но и кхотению.Н. А. Умов      ...

Реферат на тему: «Система упражнений, направленных на формирование исследовательских и проектных умений младших школьников»

Реферат на тему: «Система упражнений, направленных на формирование исследовательских и проектных умений младших школьников»...