Главные вкладки

    Формирование учебной мотивации.
    статья на тему

    Филатова Светлана Викторовна

    Статья, раскрывающая пути формирования мотивации учащихся второго класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование учебной мотивации


     во 2 «Б»  классе



    Учитель: Филатова С.В.


    Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.

    Общий путь формирования учебной мотивации заключается  в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов.

    Формированию мотивации  в целом способствуют:

    1. общая атмосфера положительного отношения  к учению;
    2.  включенность  учащихся  в совместную учебную деятельность в коллективе  учебной группы (через парные, групповые,  формы работы);
    3. построение  отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования  различных методов стимулирования
    4. образная, ярко звучащая речь, укрепление  положительных       эмоций в процессе учения;
    5. использование познавательных  игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное  разрешение;
    6. построение  изучения  материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих  учащихся;
    7. развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся  в учебной деятельности, планирования, постановки  целей и реализации их  в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

    формирование учебной мотивации

    в учебной деятельности

    во внеурочной деятельности

    1. деятельностный метод обучения
    1. участие в конкурсах школьного, окружного уровня
    1. курс «Мир деятельности»
    1. проектно-исследовательская работа
    1. разные формы деятельности на уроке
    1. участие  в создании передач школьного телевидения
    1. проектный метод
    1. работа по созданию мультфильмов
    1. использование ИКТ-технологий
    1. использование ИКТ-технологий

    Урок строится по определенной структуре:

    1. мотивация  деятельности
    2. актуализация знаний
    3. постановка учебных задач (целей)
    4. открытие нового знания
    5. первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи
    6. самостоятельная работа
    7. самопроверка по эталону
    8. рефлексия

    Приёмы формирования  учебной мотивации, используемые  на основных этапах урока:

    1. мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

    С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.

    Положительный настрой на работу создают подобранные учителем, а потом и детьми  пословицы и поговорки.

    С интересом дети анализируют цитаты и афоризмы. На протяжении урока можно обращаться и к девизу, прочитывая или произнося его хором. Положительный результат, зафиксированный ребенком в сознании, создаёт положительную эмоциональную  направленность на его включение в урок.

    1. актуализация знаний
    1. обращение к жизненному опыту ребёнка
    2. интеллектуальные разминки
    3. опора на имеющиеся знания
    1. постановка учебных задач (целей)

    Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их.  Умение ставить цель - показатель зрелости мотивационной сферы учащегося, способность к целеполаганию, один из  волевых компонентов мотивационной сферы.

    1. открытие новых знаний
    1. создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное  разрешение;
    2. наблюдение, сравнение, анализ
    3. построение  изучения  материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих  учащихся;
    4. побуждение учащихся к самостоятельному формулированию выводов
    5. составление алгоритмов
    1. самостоятельная работа и самопроверка по эталону
    1. привлечение учащихся к оценочной деятельности
    2.  формирование адекватной самооценки
    3.  осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха
    1. рефлексия
    1. создание ситуации успеха
    2. анализ своей деятельности на уроке
    3. постановка целей на последующие уроки (установка на получение или закрепление знаний, умений и навыков)

          Кроме этого, на каждом  уроке создаётся атмосфера  эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения (эмоциональный компонент мотивации учения).Главная его характеристика - переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Поэтому на уроке поддерживаются отношения сотрудничества  «учитель-ученик», «ученик – ученик» (в процессе парной и групповой работы).

            Формированию учебной мотивации способствует курс «Мир деятельности» (МИД) для 1−4 классов, основной целью которого является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели  образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

           Одна из содержательно - методических линий курса  «Мир деятельности» позволяет формировать умение учиться в достаточной полноте (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.), что положительно сказывается на мотивации учащихся.

          Очень большую роль в формировании учебной мотивации играет применение ИКТ - технологий. Учащиеся постоянно работают в образовательном пространстве на сайте nachalka.seminfo.ru.  Здесь они выполняют различные задания, проходят тестирование по различным предметам и темам. Интерактивность позволяет мгновенно видеть результаты своей работы, корректировать допущенные  ошибки, что также положительно влияет на мотивацию учащихся. Работая в пространстве, ребята создают собственные проекты, выкладывая затем их на форумах. В этом году были созданы мультимедийные групповые проекты, в которых принимали участие все ученики класса:

    1. «Азбука полезных продуктов»
    2. «Дорожные знаки»
    3. «Русские народные загадки»
    4. «Я иду, шагаю по Москве»
    5. «Новогодние открытки»

          Проект «Дорожные знаки» был отмечен на конкурсе «Ученик, дорога, улица» (2-е место в номинации «Образовательная практика безопасности»).

         Повышает учебную мотивацию работа в математическом он-лайн  тренажёре «Мат-Решка». Это интерактивная среда обучения математике для младших школьников, позволяющая каждому ребёнку двигаться по собственной образовательной траектории, определяемой его математической подготовкой и результатами выполнения заданий. В тренажёре созданы условия для повышения мотивации: система поощрений (баллы, наклейки, сообщения от учителя, грамоты).  Учащиеся с удовольствием занимаются, видя результаты своей работы – продвижение математического уровня.

          Для формирования учебной мотивации важна внеурочная деятельность, которая позволяет создать ситуацию успешности для каждого ребёнка. Учащиеся вовлекаются в работу по участию в  конкурсах разной направленности школьного и окружного уровня. Также принимают участие в создании передач школьного телевидения по теме «Самые-самые», участвуют в проектно-исследовательской деятельности (проект «Почему мы моем руки?»), работают над созданием мультфильмов («Осенние листья», «Варежка», «С днём рождения, любимая школа!», «Кролик, Дракончики и волшебная капуста», «Сказка о добром муравье»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование учебной мотивации у младших школьников.

    Три основные направления по формированию учебной мотивации...

    ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

    Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...

    Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса.

    Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса. Цель: использование проблемной ситуации на уроках как средства повышения школьной мотивации.Мет...

    Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационных технологий.

    В презентации раскрываются вопросы мотивов учения  школьников, формирование мотивов учения с помощью ИТК....

    Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности младших школьников

    В статье  представлен методический опыт, мнение педагога по проблеме мотивации учебной деятельности.  Какова задача педагога, чтобы ребёнок  с интересом и желанием учился. Как   по...

    Формирование учебной мотивации у младших школьников и ее влияние на успешность учебной деятельности

    Методическая разработка. В статье рассматривается вопрос о внедрении в воспитательный и образовательный процессы применения закона Йеркса-Додсона, который позволяет по-новому взглянуть на формирование...