Формирование учебной мотивации.
статья на тему

Филатова Светлана Викторовна

Статья, раскрывающая пути формирования мотивации учащихся второго класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование учебной мотивации


 во 2 «Б»  классе



Учитель: Филатова С.В.


Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.

Общий путь формирования учебной мотивации заключается  в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов.

Формированию мотивации  в целом способствуют:

  1. общая атмосфера положительного отношения  к учению;
  2.  включенность  учащихся  в совместную учебную деятельность в коллективе  учебной группы (через парные, групповые,  формы работы);
  3. построение  отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования  различных методов стимулирования
  4. образная, ярко звучащая речь, укрепление  положительных       эмоций в процессе учения;
  5. использование познавательных  игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное  разрешение;
  6. построение  изучения  материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих  учащихся;
  7. развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся  в учебной деятельности, планирования, постановки  целей и реализации их  в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

формирование учебной мотивации

в учебной деятельности

во внеурочной деятельности

  1. деятельностный метод обучения
  1. участие в конкурсах школьного, окружного уровня
  1. курс «Мир деятельности»
  1. проектно-исследовательская работа
  1. разные формы деятельности на уроке
  1. участие  в создании передач школьного телевидения
  1. проектный метод
  1. работа по созданию мультфильмов
  1. использование ИКТ-технологий
  1. использование ИКТ-технологий

Урок строится по определенной структуре:

  1. мотивация  деятельности
  2. актуализация знаний
  3. постановка учебных задач (целей)
  4. открытие нового знания
  5. первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи
  6. самостоятельная работа
  7. самопроверка по эталону
  8. рефлексия

Приёмы формирования  учебной мотивации, используемые  на основных этапах урока:

  1. мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.

Положительный настрой на работу создают подобранные учителем, а потом и детьми  пословицы и поговорки.

С интересом дети анализируют цитаты и афоризмы. На протяжении урока можно обращаться и к девизу, прочитывая или произнося его хором. Положительный результат, зафиксированный ребенком в сознании, создаёт положительную эмоциональную  направленность на его включение в урок.

  1. актуализация знаний
  1. обращение к жизненному опыту ребёнка
  2. интеллектуальные разминки
  3. опора на имеющиеся знания
  1. постановка учебных задач (целей)

Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их.  Умение ставить цель - показатель зрелости мотивационной сферы учащегося, способность к целеполаганию, один из  волевых компонентов мотивационной сферы.

  1. открытие новых знаний
  1. создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное  разрешение;
  2. наблюдение, сравнение, анализ
  3. построение  изучения  материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих  учащихся;
  4. побуждение учащихся к самостоятельному формулированию выводов
  5. составление алгоритмов
  1. самостоятельная работа и самопроверка по эталону
  1. привлечение учащихся к оценочной деятельности
  2.  формирование адекватной самооценки
  3.  осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха
  1. рефлексия
  1. создание ситуации успеха
  2. анализ своей деятельности на уроке
  3. постановка целей на последующие уроки (установка на получение или закрепление знаний, умений и навыков)

      Кроме этого, на каждом  уроке создаётся атмосфера  эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения (эмоциональный компонент мотивации учения).Главная его характеристика - переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Поэтому на уроке поддерживаются отношения сотрудничества  «учитель-ученик», «ученик – ученик» (в процессе парной и групповой работы).

        Формированию учебной мотивации способствует курс «Мир деятельности» (МИД) для 1−4 классов, основной целью которого является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели  образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

       Одна из содержательно - методических линий курса  «Мир деятельности» позволяет формировать умение учиться в достаточной полноте (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.), что положительно сказывается на мотивации учащихся.

      Очень большую роль в формировании учебной мотивации играет применение ИКТ - технологий. Учащиеся постоянно работают в образовательном пространстве на сайте nachalka.seminfo.ru.  Здесь они выполняют различные задания, проходят тестирование по различным предметам и темам. Интерактивность позволяет мгновенно видеть результаты своей работы, корректировать допущенные  ошибки, что также положительно влияет на мотивацию учащихся. Работая в пространстве, ребята создают собственные проекты, выкладывая затем их на форумах. В этом году были созданы мультимедийные групповые проекты, в которых принимали участие все ученики класса:

  1. «Азбука полезных продуктов»
  2. «Дорожные знаки»
  3. «Русские народные загадки»
  4. «Я иду, шагаю по Москве»
  5. «Новогодние открытки»

      Проект «Дорожные знаки» был отмечен на конкурсе «Ученик, дорога, улица» (2-е место в номинации «Образовательная практика безопасности»).

     Повышает учебную мотивацию работа в математическом он-лайн  тренажёре «Мат-Решка». Это интерактивная среда обучения математике для младших школьников, позволяющая каждому ребёнку двигаться по собственной образовательной траектории, определяемой его математической подготовкой и результатами выполнения заданий. В тренажёре созданы условия для повышения мотивации: система поощрений (баллы, наклейки, сообщения от учителя, грамоты).  Учащиеся с удовольствием занимаются, видя результаты своей работы – продвижение математического уровня.

      Для формирования учебной мотивации важна внеурочная деятельность, которая позволяет создать ситуацию успешности для каждого ребёнка. Учащиеся вовлекаются в работу по участию в  конкурсах разной направленности школьного и окружного уровня. Также принимают участие в создании передач школьного телевидения по теме «Самые-самые», участвуют в проектно-исследовательской деятельности (проект «Почему мы моем руки?»), работают над созданием мультфильмов («Осенние листья», «Варежка», «С днём рождения, любимая школа!», «Кролик, Дракончики и волшебная капуста», «Сказка о добром муравье»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации у младших школьников.

Три основные направления по формированию учебной мотивации...

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...

Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса.

Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса. Цель: использование проблемной ситуации на уроках как средства повышения школьной мотивации.Мет...

Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационных технологий.

В презентации раскрываются вопросы мотивов учения  школьников, формирование мотивов учения с помощью ИТК....

Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности младших школьников

В статье  представлен методический опыт, мнение педагога по проблеме мотивации учебной деятельности.  Какова задача педагога, чтобы ребёнок  с интересом и желанием учился. Как   по...

Формирование учебной мотивации у младших школьников и ее влияние на успешность учебной деятельности

Методическая разработка. В статье рассматривается вопрос о внедрении в воспитательный и образовательный процессы применения закона Йеркса-Додсона, который позволяет по-новому взглянуть на формирование...