Метод проектов в урочное и внеурочное время с младшими школьниками
статья по теме

Марчева Марина Анатольевна

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны новые формы и методы работы. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проетов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ В УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Марчева М.А.,

МБОУ «СОШ № 30»

г. Старый Оскол

 

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Проектное обучение следует вводить уже в начальной школе, считают учёные, педагоги (В.В. Гузеев, Е.Н. Землянская, Н.В. Иванова, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова, М.А. Ступницкая, А.В. Хуторской и др.) поскольку именно там должно начинаться и в основном заканчиваться формирование тех универсальных умений, которые важны для дальнейшего успешного обучения.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Как подчеркивает Н.Ю. Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап — УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы — учитель УЧЕНИК

Последний этап — УЧИТЕЛЬ ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме. Прежде всего, замечает Н.Ю. Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. Стать эдаким «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения:

  1. умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  2. умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  1. Поисковые (исследовательские) умения:
  1. умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  2. умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  3. умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  4. умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  5. умение выдвигать гипотезы;
  6. умение устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Навыки оценочной самостоятельности.
  2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
  1. умение коллективного планирования;
  2. умение взаимодействовать с любым партнером;
  3. умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  4. навыки делового партнерского общения;
  5. умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
  1. Коммуникативные умения:
  1. умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  2. умение вести дискуссию;
  3. умение отстаивать свою точку зрения;
  4. умение находить компромисс;
  5. навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  1. навыки монологической речи;
  2. умение уверенно держать себя во время выступления;
  3. артистические умения;
  4. умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  5. умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе [Текст] / Н.В. Белобородов. — М.: Аркти, 2006. — 244 с.
  2. Бухартта, М.Ю. Разработка учебного проекта [Текст] / М.Ю. Бухартта. — М., 2003. — 144 с.
  3. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе [Текст] /                          А.В. Бычков. – М., 2000. — 180 с.
  4. Голуб, Г.Б. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» [Текст] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. — Самара, 2003. — 288 с.
  5. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования [Текст] / И.И. Джужук // Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д., 2005. — С. 102.
  6. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников [Текст] /               Е.Н. Землянская // Нач.школа. – 2005. — №9. — С. 96.
  7. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе [Текст] / Н.И. Иванова. – Начальная школа, 2004. — № 2. – С. 96.
  8. Леонтович, А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт [Текст] / А.В. Леонтович. — М., 2005. — 312 с.
  9. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т. Новикова // Нар. образование. – 2000. — №7. — С. 122.
  10. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / Н.Ю. Пахомова. – М., 2005. — 212 с.
  11. Постникова, Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника [Текст] / Е. Постникова // Сельская школа. – 2004. — №2. — С. 37.
  12. Ступницкая, М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами [Текст] / М.А. Ступницкая // Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. — Ярославль: Академия развития, 2008. — 88 с.
  13. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И.С. Сергеев // Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003. — 320 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы"

Предлагаю презентацию раскрывающую методы работы над проектом в начальной школе. Описаны этапы работы над проектом, выбор тематики проекта, формы защиты проекта, виды проектов в начальной школе....

Использование проектного метода в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками

В материале описано как проходит интергация внеурочной и урочной деятельности на примере проектного метода....

Метод проектов в урочное и внеурочное время. Из опыта работы.

Метод проектов открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью....

Метод проектов в урочное и внеурочное время в начальной школе .

   Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию...

Метод проектов как средство формирования регулятивных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности

ФГОС предъявляет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из них является требование к результатам обучающихся: личностным, ...

Использование метода проекта в урочное и внеурочное время.

В данной работе описывается как я применяю метод проектов в своей практике в урочное и внеурочное время....