Перечень идей эффективного семейного воспитания по произведению Антона Семёновича Макаренко «Книга для родителей».
материал на тему

 

 С рождение ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от того какие отношения закладываются между ними напрямую зависит формирование личности.

 А. С. Макаренко — педагог-новатор, обогативший педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon idei_semeynogo_vospitaniya.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перечень идей эффективного семейного воспитания по произведению

Антона Семёновича Макаренко

«Книга для родителей».

                                                                              Составила

                                                                          учитель

                                                                                                    начальных классов                                                    

                                                                                  Лаптева С. А

Новокузнецк 2012

Перечень идей эффективного семейного воспитания.

важен для первого детства правильно организованный семейный коллектив.

    Пустота образуется всегда, если с раннего детства в семье нет единства жизни, быта, стремлений, нет упражнений в коллективных реакциях. В таких случаях у ребенка потребность набухает в уединенной игре воображения без всякой связи с потребностями других людей. Только в коллективном опыте может вырасти потребность нравственно ценная.

       На примере   семьи мальчика  Коли , который сам пришёл проситься в колонию.

    Коля (мальчик лет двенадцати) И одет, и обут, и постель хорошая, и  никогда голодным не был.  Мать, молодая, тоже большеглазая  с пухленькими щечками.

      Всё у ребёнка есть, кроме близкого отношения  с матерью. И за физиономией Коли и за его детским притворством скрывается нравственная пустота, отсутствие, какого бы то ни было коллективного опыта, который  должен быть у любого ребенка.

     Вот почему так важен для первого детства правильно организованный семейный коллектив.

У Коли этого коллектива не было, было только соседство с матерью. И каким бы хорошим человеком ни была мать, простое соседство с нею ничего не могло дать положительного. Скорее, наоборот: нет опаснее пассивного соседства хорошего человека, ибо это - наилучшая среда для развития эгоизма. В таком случае как раз и разводят руками многие хорошие люди.

      Вопрос решается в стиле всей семьи. И если сам отец  или мать  имеют право на дополнительный комфорт, то, как члены семейного коллектива они тоже должны себя ограничивать. Какие-то нормы скромности обязательны и для них, тем более что в биографиях наших великих людей скромность всегда присутствует.

      Нравственная глубина и единство семейного коллективного опыта совершенно необходимое условие  воспитания. Это относится одинаково и к семьям с достатком и к семьям с недостатком.

     Семья - естественный человеческий коллектив. И поэтому многое в семье должно быть разумно и соответствовать лучшим человеческим законам.

Семья Веткиных.

Глава семьи Степан Денисович Веткин, в семье которого 13 детей. Даже в те времена люди удивлялись, узнавая о таком количестве детей в семье.

Кроме большого количества детей в этой семье ценностей не было.

Мебели не было за исключением кухонного шкафчика, который заменял и стол. Кроме этого ещё большой самовар, две связки книг и узел с подушками. На этом заканчивалось богатство их огромной семьи.

     Вся эта компания производит   приятное впечатление: головы всех  острижены под машинку, загоревшие лица чистые. Воротники ситцевых рубашек  аккуратно застегнуты (обычно большие семьи представляются совсем в другом виде).

        И в школу ходят, и дома, если что сделать, всегда компанией. Каждый ребёнок имеет свои обязанности, зависимости от возраста. Старшие следят за младшими, и даже мысли не возникает ни  о каких   шалостях, все заняты делом. Замечательную  особенность имела эта семья, конфликты  не выносились на общественное обсуждение.

      Семейная педагогика Степана Денисовича, может быть, во многих местах не отличается техническим совершенством но она трогает самые чувствительные струны педагогической мысли: в ней хорошего наполнения коллективный тон много великолепного творческого оптимизма и есть то чуткое прислушивание к деталям и пустякам, без которого настоящая воспитательная работа совершенно невозможна. Такое прислушивание - дело очень трудное, оно требует не только внимания, но постоянной осторожно-терпеливой мысли.

Смотреть  на деньги как на будничную и полезную деталь. (знать цену деньгам)

        Денежную проблему в семейном коллективе писатель показывает на примере семьи Пыжовых.

     У Пыжова была большая семья. Кроме него и жены,  она состояла из двух сыновей, племянницы, шестнадцати лет, и приемной дочери, десятилетней Варюши. Была еще и бабушка.

    Веселая семья  со строгим денежный порядком. Здесь деньги не пахли ни благостным богом, ни коварным дьяволом. Это было то обычное удобство жизни, которое не требует никаких моральных напряжений. Пыжовы смотрели на деньги как на будничную и полезную деталь. Именно поэтому деньги у них не валялись по ящикам и не прятались с накопительной судорогой. Они хранились у Ивана Прокофьевича с простой и убедительной серьезностью, как всякая нужная вещь.

     Финансовая организация семьи  имела вид законченной системы, давно проверенной на опыте и украшенной старыми привычными традициями.

    Иван Прокофьевич выдавал карманные деньги накануне выходного дня в довольно торжественной обстановке.

      Он  никогда не расспрашивал ребят о произведенных расходах и о расходах предстоящих. Расспрашивать и не нужно   было, потому что никаких секретов в семье не было.

Семья должна быть  коллективом. 

     Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья. Потеря признаков коллектива происходит различными способами. Одним из самых распространенных является так называемая система единственного ребенка.

     Даже в самых лучших, самых счастливых случаях, даже в руках талантливых и внимательных родителей воспитание единственного ребенка представляет исключительно трудную задачу.

    Приходят новые восторги и новые опасения, заполняют жизнь, как волны прибоя заливают берег, за ними не видно мелких событий жизни. Не видно, что сын давно перестал быть ласковым, что теперь не бывает у него приветливых слов, что у него два новых костюма в то время, когда у отца один поношенный, что мать готовит для него ванну и убирает за ним, и никогда сын не говорит ей "спасибо". Не видно и надвигающейся старости родителей и действительно тревожных признаков тяжелой болезни.

       В наше время всё больше появляется  печальных историй с участием единственного сына-царевича.

      Бывают и счастливые случаи в таких семьях. Бывает сверхнормальная чуткость родителей, позволяющая им и найти правильный тон и организовать товарищеское окружение сына, в известной мере заменяющее братьев и сестер. Чаще можно видеть прекрасные характеры единственных детей при одинокой матери или овдовевшем отце. В этом случае тяжелая потеря или несомненная страда одиночества с большой силой мобилизует и любовь и заботу детей и тормозят развитие эгоизма. Но эти случаи родятся в обстановке горя, они сами по себе болезненны и ни в какой мере не снимают проблемы единственного ребенка. Концентрация родительской любви на одном ребенке - страшное заблуждение.

      В семье единственный ребенок становится недопустимым центром человеческой ячейки. Родители, если бы даже хотели, не могут избавиться от вредного центростремительного угодничества. В подобных случаях только противоестественная слабость родительской "любви" может несколько уменьшить опасность. Но если эта любовь имеет только нормальные размеры, дело уже опасно: в этом самом единственном ребенке заключаются все перспективы родительского счастья, потерять его - значит потерять все.

         Его единственность, поэтому неизбежно приводит к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники.

        Нет братьев и сестер - ни старших, ни младших, - нет, следовательно, ни опыта заботы, ни опыта игры, любви и помощи, ни подражания, ни уважения, нет, наконец, опыта распределения, общей радости и общего напряжения - просто ничего нет, даже обыкновенного соседства.

         В очень редких случаях товарищеский школьный коллектив успевает восстановить естественные тормоза для развития индивидуализма.

        "механический" тип "единственного ребенка" только потому должен приводить к неудаче, что он необходимо вызывает "химическую" реакцию в виде гипертрофии родительской любви. "Химические" реакции в семье являются наиболее страшными.

      В семье Петра  Александровича Кетова был  только единственный ребёнок, сын. Всю сою любовь, все силы были отданы ему, что и привело к огромному эгоизму.

Сохранять целость и единство семейного коллектива.

          В подавляющем большинстве случаев положение брошенных детей сложнее и опаснее, чем положение сирот.

       Встречаются и такие отцы, которые умеют не только бросить детей, но и ограбить их, перетащив на новое место отдельные соломинки семейного гнезда.

       Говорят, есть такие отцы, которые, оставив семью, умеют сохранить действительно благородные отношения с детьми, даже принимают участие в их воспитании, даже воспитывают из них правильных людей. Я верю, что это возможно, что это по силам человеку, но я таких не видел. Зато я встречал людей, которые умеют не поддаваться впечатлениям первых семейных недоразумений, способны пренебречь притягательной прелестью новой любви и сохранить в чистоте договор с женой, не придираясь к отдельным ее недостаткам, обнаруженным с таким запозданием. В этом случае и долг перед детьми выполняется более совершенно, и таких людей можно считать образцами.

    Но много еще есть "благородных" и неблагородных донжуанов, которые с безобразной слабостью рыскают по семейным очагам, разбрасывая повсюду стайки полусирот, которые, с одной стороны, всегда готовы изображать ревнителей свободы человеческой любви, с другой - готовы показать свое внимание к брошенным детям, с третьей стороны, просто ничего не стоят как люди и не заслуживают никакой милости.

        Обиженные и оскорбленные матери, и дети при всякой возможности должны обращать "химическую" фигуру такого алиментщица в "механический" и простой нуль. Не нужно позволять этим людям кокетничать с брошенными ими детьми.

         И во всяком случае необходимо рекомендовать особую деликатность в вопросе об алиментах, чтобы эти деньги не вносили в семью никакого разложения.

       Целость и единство семейного коллектива - необходимое условие хорошего воспитания. Оно разрушается не только алиментщицами и "единственными принципами", но и ссорами родителей, и деспотической жесткостью отца, и легкомысленной слабостью матери.

        Кто хочет действительно правильно воспитать своих детей, тот должен беречь это единство. Оно необходимо не только для детей, но и для родителей.

       Пример  семьи  Евгении Алексеевны Жуковой. Пока мать позволяла отцу детей «кокетничать» с детьми, ни к чему хорошему это не приводило. Дети только больше отбивались от рук. Росла жестокость с их стороны. Следовало сразу на первый план поставить денежный вопрос. Рано или позже это происходит неизбежно. Хорошо , что в этой ситуации матери  вовремя пришла  мысль прекратить неправильные действия отца и решить вопрос с алиментами.

       Интересную идею подаёт писатель, которая как ни странно очень близка нашему современному миру.

    Как же быть, если остался только один ребенок и другого почему-либо вы родить не можете?

     Очень просто: возьмите в вашу семью чужого ребенка, возьмите из детского дома или сироту, потерявшего родителей. Полюбите его, как собственного, забудьте о том, что не вы его родили, и, самое главное, не воображайте, что вы его облагодетельствовали. Это он пришел на помощь вашей "косой" семье, избавив ее от опасного крена. Сделайте это о б я з а т е л ь н о , как бы ни затруднительно было ваше материальное положение.

     Следующий круг вопросов: это вопросы об авторитете, дисциплине и свободе в семейном коллективе.  

    В старое время вопросы эти разрешались при помощи пятой заповеди: "Чти отца твоего и матерь твою, и благо ти будет, и долголетен  будеши на земли".

Эта заповедь правильно отражала отношения в семье.

Почитание родителей .

      Почитание родителей действительно сопровождалось получением положительных благ, если родители сами обладали такими благами.

      Авторитет, сделанный специально для детей, существовать не может. Такой авторитет будет всегда суррогатом и всегда бесполезным. Авторитет должен заключаться в самих родителях, независимо от их отношения к детям, но авторитет вовсе не специальный талант. Его корни находятся всегда в одном месте: в поведении родителей, включая сюда все отделы поведения, иначе говоря, всю отцовскую и материнскую жизнь работу, мысль, привычку, чувства, стремления.

        Воспитательный процесс -  процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в  общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, создается   собственной жизнью и  собственным поведением. Самые правильные, разумно продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон самой жизни плох.

     На мой взгляд, замечательный пример про семью Васи Назарова.

 Уже в малом возрасте ребёнок получает незначительные поручения, которые он  способен  выполнить.  У него постоянная работа, долг, о котором нельзя забыть.

    В этой семье отец был для Васи образцом знания и мудрости, и Вася  всегда хотел знать его мнение.

Родители и дети должны быть друзьями.

   Отец и сын могут быть друзьями, должны быть друзьями. Но отец все же остается отцом, а сын остается сыном, т.е. мальчиком, которого нужно воспитывать и которого воспитывает дополнительно отец, приобретающий, благодаря этому, некоторые признаки, дополнительные к его положению друга.

     А если дочь и мать не только друзья, но и подруги, а отец и сын не только друзья, а закадычные друзья, почти собутыльники, то дополнительные признаки, признаки педагогические, могут незаметно исчезнуть.

    Ребенок - это живой человек. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых.

Воспитание своим авторитетом.

      У родителей, бьющих своих детей, никогда не бывает дисциплины. Дети просто боятся родителей и стараются жить подальше от их авторитета и от их власти.

     Рядом с родительским деспотизмом ухитряется жить  детский деспотизм. Появляется  детский каприз,  бич семейного коллектива. Большей частью каприз родится как естественный протест против родительской деспотии, которая всегда выражается в злоупотреблении властью, в неумеренности: неумеренной любви, строгости, ласки, кормления, раздражения, слепоты и мудрости. А затем  каприз уже не протест, а постоянная, привычная форма общения между родителями и детьми.

        В таких условиях погибают последние остатки дисциплины и здорового воспитательного процесса.

В правильном семейном коллективе, где родительский авторитет не подменятся никаким суррогатом, не чувствуется надобности в безнравственных и некрасивых приемах дисциплинирования. И в такой семье всегда есть полный порядок и необходимое подчинение и послушание.

      Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеет право на такое распоряжение, как один из старших, уполномоченных членов коллектива.                      Каждый родитель должен научиться отдавать распоряжение, должен уметь не уклоняться от него, не прятаться от него ни за спиной родительской лени, ни из побуждений семейного пацифизма. И тогда распоряжение сделается обычной, принятой и традиционной формой, и тогда вы научитесь придавать ему самые неуловимые оттенки тона, начиная от директивы и переходя к тонам совета, указаниям, иронии, сарказма, просьбы и намека. А если  еще научиться  различать действительные и фиктивные потребности детей, то родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой дружбы между родителями  и ребенком.

Научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.

     Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству. В человеческом обществе,  половое воспитание не может быть воспитанием физиологии. Половой акт не может быть уединен от всех достижений человеческой культуры, от условий жизни социального человека, от гуманитарного пути истории, от побед эстетики. Если мужчина или женщина не ощущает себя членом общества, если у них нет чувства ответственности за его жизнь, за его красоту и разум, как они могут полюбить? откуда у них возьмутся уважение к себе, уверенность в какой-то своей ценности, превышающей ценность самца или самки?

    Научиться уважать себя, показано на примере Любы Гореловой. Много прошло времени, прежде чем она смогла научиться уважать себя. С уважением к себе пришло и уважение  к ней других более достойных людей.

Умение владеть своим чувством, воображением, возникающими желаниями.

     Половое воспитание - это, прежде всего воспитание культуры социальной личности.

     Никакие разговоры о "половом" вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным.

        Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве. Половое воспитание и должно заключаться в воспитании того интимного уважения к вопросам пола, которое называется целомудрием. Умение владеть своим чувством, воображением, возникающими желаниями - это важнейшее умение, общественное значение которого недостаточно оценено.

Специальное, целеустремленное так называемое половое воспитание может привести только к печальным результатам. Оно будет "воспитывать" половое влечение в такой обстановке, как будто человек не пережил длинной культурной истории, как будто высокие формы половой любви уже не достигнуты во времена Данте, Петрарки и Шекспира, как будто идея целомудренности не реализовалась людьми еще в Древней Греции.

        Половое влечение не может быть социально правильно воспитано, если мыслить его существующим обособленно от всего развития личности. Но и в то же время нельзя половую сферу рассматривать как основу всей человеческой психики и направлять на нее главное внимание воспитателя. Культура половой жизни есть не начало, а завершение. Отдельно воспитывая половое чувство, мы еще не воспитываем гражданина, воспитывая же гражданина, мы тем самым воспитываем и половое чувство, но уже облагороженное основным направлением  педагогического внимания.

     Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая.

     Человек, который любит свою Родину, народ, свое дело, не станет развратником, его взгляд не увидит в женщине только самку. И совершенно точным представляется обратное заключение: тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным и бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин; его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца.

        Семья - важнейшая область, где человек проходит свой первый общественный путь! И если этот путь организован правильно, правильно пойдет и половое воспитание. В семье, где родители деятельны, где их авторитет естественно вытекает из их жизни и работы, где жизнь детей, их первые общественные движения, их учеба, игра, настроения, радости, огорчения вызывают постоянное внимание родителей, где есть дисциплина, распоряжение и контроль, в такой семье всегда правильно организуется и развитие полового инстинкта у детей. В такой семье никогда не возникнет надобности в каких-либо надуманных и припадочных фокусах, не возникнет, во-первых, потому, что между родителями и детьми существует совершенно необходимая черта деликатности и молчаливого доверия. На этой черте взаимное понимание возможно без применения натуралистического анализа и откровенных слов. Во-вторых, на той же черте значительным и мудрым будет каждое слово, сказанное вовремя, экономное и серьезное слово о мужественности и целомудрии, о красоте жизни и ее достоинстве, то слово, которое поможет родиться будущей большей любви, творческой силе жизни.

В такой атмосфере сдержанности и чистоты проходит половое воспитание в каждой здоровой семье.

       Будущая любовь наших детей будет тем прекраснее, чем мудрее и немногословнее мы будем о ней говорить с нашими детьми, но эта сдержанность должна существовать рядом с постоянным и регулярным вниманием нашим к поведению ребенка. Никакая философия, никакая словесная мудрость не принесет пользы, если в семье нет правильного режима, нет законных пределов для поступка.

     На примере семьи Александра Волгина писатель показывает, как деликатно мать объясняет дочери о женском достоинстве, женской гордости.  О том, как  мужчина легко смотрит на женщину, если у нее нет этой гордости. О человеческой слабости. Слабый человек, он везде проиграет и запутается. От слабости люди счастье пропивают.

    Большой проблемой современного 21 века является  проблема НЕРЯШЛЕВОГО БЫТА. Такое впечатление, что Макаренко живёт  рядом с нами и как нельзя лучше видит проблемы современного общества.

    В семье такая неряшливость быта, непривычка к точному времени, к строгому режиму, к ориентировке и расчету очень много приносит вреда и сильнее всего нарушает правильный половой опыт молодежи. О каком можно говорить воспитании, если сын или дочь встают и ложатся, когда вздумается или когда придется, если по вечерам они "гуляют" неизвестно где или ночуют "у подруги" или "у товарища", адрес которых и семейная обстановка просто неизвестны. В этом случае налицо такая бытовая неряшливость, что говорить о каком-либо воспитании просто невозможно - здесь все случайно и бестолково, все безответственно.

        С самого раннего возраста дети должны быть приучены к точному времени и к точным границам поведения. Ни при каких условиях семья не должна допускать, каких бы то ни было "ночевок" в чужой семье, за исключением случаев совершенно ясных и надежных. Больше того, все места, где ребенок может задержаться на несколько часов даже днем, должны быть родителям хорошо известны. Если это семья товарища, только родительская лень может помешать отцу или матери с ней познакомиться ближе.

      К большому сожалению, современные родители, не придерживаются этого.

      Точный режим детского дня - совершенно необходимое условие воспитания. Привычка к точному часу - это привычка к точному требованию к себе. Точный час оставления постели - это важнейшая тренировка для воли, это спасение от изнеженности, от пустой игры воображения под одеялом.              Точный приход к обеду - это уважение к матери, к семье, к другим людям, это уважение к самому себе. А всякая точность - это нахождение в кругу дисциплины и родительского авторитета, это, значит, и половое воспитание.

       И в порядке той же бытовой культуры в каждой семье должно быть предоставлено большое место врачу, его совету, его санитарному и профилактическому руководству. Девочки в некоторые периоды особенно требуют этого внимания врача, которому всегда должна помогать и забота матери. Врачебная линия, конечно, главным образом должна лежать на обязанности школы. Здесь уместна организация серьезных бесед по вопросам пола, по ознакомлению мальчиков с вопросами гигиены, воздержания, а в старшем возрасте с опасностью венерических заболеваний.

 Необходимо отметить, что правильное половое воспитание в границах одной семьи было бы значительно облегчено, если бы и общество в целом этому вопросу уделяло большое активное внимание. В самом обществе должны все сильнее и требовательнее звучать настойчивые суждения общественного мнения и моральный контроль над соблюдением нравственной нормы.

     Ещё один проблемный вопрос современного общества МАТЕРИНСКАЯ РУГАНЬ.

      Очень культурные люди, ответственные работники, прекрасно владеющие русским языком, находят иной раз в матерном слове какой-то героический стиль и прибегают к нему по всякому поводу, ухитряясь сохранить на физиономии выражение острого ума и высокой культурности. Трудно понять, откуда идет эта глупая и дикая традиция.

       В старое время матерное слово, может быть, служило своеобразным коррективом к нищенскому словарю, к темному косноязычию. При помощи матерной стандартной формулы можно было выразить любую примитивную эмоцию, гнев, восторг, удивление, осуждение, ревность. Но большей частью она даже не выражала никаких эмоций, а служила технической связкой, заменяющей паузы, остановки, переходы - универсальное вводное предложение. В этой роли формула произносилась без какого бы, то ни было чувства, она показывала только уверенность говорящего, его речевую развязность.

       Очень многие люди, в особенности в возрасте 20-22 лет, любят щегольнуть матерным словом. ( В наше время, как ни странно , этот возраст значительно уменьшился до 8-10 лет)

       Не все понимают такую простую, абсолютно очевидную вещь, что матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешевая гадость, признак самой дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте.

      Для взрослого человека матерное слово - просто неудержимо оскорбительное, грубое слово. Произнося его или выслушивая, взрослый испытывает только механическое потрясение. Матерное слово не вызывает у него никаких половых представлений или переживаний. Но когда это слово слышит или произносит мальчик, слово не приходит к нему как условный ругательный термин, оно приносит с собой и присущее ему половое содержание. Сущность этого несчастья не в том, что обнажается перед мальчиком половая тайна, а в том, что она обнажается в самой безобразной, циничной и безнравственной форме... Частое произношение таких слов приучает его к усиленному вниманию к половой сфере, к однобокой игре воображения, а это приводит к нездоровому интересу к женщине, к ограниченной и слепой впечатляемости глаза, к мелкому, надоедливому садизму словечек, анекдотов, каламбуров. Женщина приближается к нему не в полном наряде своей человеческой прелести и красоты, не в полном звучании своей духовной и физической нежности, таинственности и силы, а только как возможный объект насилия и пользования, только как оскорбленная самка. Этими отбросами культурной истории и питается первое, неясное половое воображение мальчика.

           Каждый мужчина, отказавшийся от матерного слова, побудивший к этому товарища, потребовавший от каждого встречного разошедшегося "героя", принесет огромную пользу и нашим детям, и всему нашему обществу.

За любовью видеть становление человека.

     На примере Веры Игнатьевны Коробовой, работницы библиотеки большого завода, показана безоглядная любовь к детям. За этой любовью мать не замечала, какими людьми  становятся  её дети.

       Наши матери - их жизнь должна быть такой же полноценной и такой же радостной, как и жизнь отцов и детей. Не нужны люди, воспитанные на молчаливом подвиге матерей, обкормленные их бесконечным жертвоприношением... Дети, воспитанные на жертве матери, могли жить только в обществе эксплуатации.

      За неимением других самодуров и поработителей эти матери сами их изготовляют из... собственных детей. Такой анахронический стиль в той или иной степени  распространен, и особенно в семьях интеллигентных. " Всё для детей" понимается  в порядке совершенно недопустимого формализма - это значит и ценность материнской жизни, и материнская слепота. Все это для детей! Работа и жизнь наших матерей не слепой любовью должна направляться, а большим, устремленным вперед чувством  достойного гражданина. И такие матери дадут нам прекрасных, счастливых людей и сами будут счастливы до конца.

    К сожалению, встречаются матери, у которых девиз: " Всё для детей".

Воспитание нравственности с младенчества.

        Над человеком шефствуют законы человеческого общества, а не только законы природы. Законы социальной жизни обладают гораздо большей точностью, гораздо большим удобством, большей логикой, чем законы природы. Но они предъявляют к человеку гораздо более суровые требования дисциплины, чем мать-природа, и за пренебрежение этой дисциплиной наказывают очень строго.

      Жадность начинается там, где потребность одного человека сталкивается с потребностью другого, где радость или удовлетворение нужно отнять у соседа силой, хитростью или воровством.

     В социалистическом обществе, на разумной идее солидарности, нравственный поступок есть в то же время и самый умный. Это очень существенное обстоятельство, которое должно быть хорошо известно каждому родителю и воспитателю.

      Требуя от личности ликвидации жадности, уважения к интересам и жизни товарища, мораль требует солидарного поведения и во всех остальных случаях, и в особенности требует солидарности в борьбе.

    Сами того не замечая, мы в своей практической жизни повторяем многие ошибки и фальсификаты истории человечества. Многие из нас бессознательно преувеличивают значение так называемой любви, другие еще носятся с верой в так называемую свободу, не замечая сплошь и рядом, что вместо любви они воспитывают сентиментальность, а вместо свободы - своеволие.

     Поведение есть очень сложный результат не одного сознания, но и знания силы, привычки, ухватки, приспособленности, смелости, здоровья и, самое главное, - социального опыта.

    С самых малых лет семья должна воспитывать этот опыт, должна организовать упражнение человека в самых разнообразных солидарных движениях, в преодолении препятствий, в очень трудном процессе коллективного роста. В особенности важно, чтобы ощущение солидарности у мальчика или у девочки не строилось только на узких семейных транспарантах, а выходило за границы семьи в широкую область общечеловеческой жизни.

         Каждая семья отличается своеобразием жизни и жизненных условий, каждая семья должна самостоятельно решать многие педагогические задачи, пользуясь для этого отнюдь не готовыми, взятыми со стороны рецептами, а исключительно системой общих принципов жизни и общечеловеческой морали.

       На примере семьи Минаевых писатель показывает, как  отец объяснил сыну о нравственном поведении.

Тимка  украдкой съел пирог, но удовольствие от этого не получил. Оставалось только угрызение совести. Вот до чего жадность доводит!

Друзья  решили провести  во двор себе ручей, только для личного пользования. Отец подобрал  такие слова, что мальчик понял всё  сам без разъяснения .  Автор подобрал замечательные слова:

«Тимкина душа встрепенулась, звякнула веселыми шестеренками и опять пошла, как бывает, вдруг пойдут остановившиеся часы, как только их возьмет в руки хороший мастер. ..»  

"Избалованные и изнеженные дети, любые прихоти которых удовлетворяются родителями, вырастают выродившимися и слабовольными эгоистами" (Ф. Дзержинский).

Методы помощи семье

Основной метод - создание традиций - через коллектив. Разложение идет через разрушение коллектива. Кто виноват? Школе можно всегда предъявить обвинения.

Методы школы:

а) обращение к дисциплинарной власти;

б) обращение к воспитательным возможностям;

в) индивидуальная помощь учителя;

г) коллективная помощь школы:

через родителя, через ученика;

д) обращение к обществу.

Создание традиций. Не помощь, а организация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "А.С. Макаренко о семейном воспитании"

Одним из величайших педагогов, занимавшихся исследованием проблемы воспитания детей в семье, был А.С. Макаренко. Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним ...

А.С. Макаренко о семейном воспитании

Одним из величайших педагогов, занимавшихся исследованием проблемы воспитания детей в семье, был А.С. Макаренко. Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним ...

А.С. Макаренко "Книга для родителей"

laquo;книга для родителей» - художественно-теоретическое произведение А.С. Макаренко, посвященное проблемам семьи и семейного воспитания детей. В первой части этой книги (единственная напи...

ноябрь 2017 г. (протокол МО) "Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"

Особенности реагирования родителей на ситуацию, связанную с рождением в семье ребенка-инвалида. Определение типов семейного воспитания; этапы работы с семьями, включающие не только советы и реко...

Презентация к книге А.С. Макаренко "Книга для родителей".

Презентация поможет вам поверхностно познакомится с содержанием книги А.С. Макаренко "Книга для родителей"...

Книга для родителей А.С. Макаренко

Рассказ о книге А.С. Макаренко...

А.С.Макаренко "Книга для родителей".

В произведении «Книга для родителей» известного педагога, признанногоЮНЕСКО выдающимся мыслителем мирового уровня, Антона СеменовичаМакаренко изложены педагогические воззрения автора, наде...