Презентация "А.С. Макаренко о семейном воспитании"
презентация к уроку по теме

Дмитриева Ольга Сергеевна

Одним из величайших педагогов, занимавшихся исследованием проблемы воспитания детей в семье, был А.С. Макаренко. Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Многочисленные труды А. С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма” и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.s._makarenko_o_semeynom_vospitanii.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С. Макаренко о семейном воспитании

Слайд 2

Антон Семёнович Макаренко «Научить человека быть счастливым- нельзя , но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.» А. С. Макаренко

Слайд 3

Антон Семёнович родился на Украине, там же окончил четырехклассное училище, а затем педагогические курсы, после чего преподавал в железнодорожном училище. По окончании Полтавского учительского института, А. С. Макаренко руководил педагогическим училищем. Затем организовал колонию им. Горького для перевоспитания детей- беспризорников и правонарушителей. Спустя 8 лет был приглашен в Коммуну им. Ф. Дзержинского. Литературный талант позволил ему описать методику работы в этих воспитательных учреждениях. Этот опыт известен как в России, так и за рубежом.

Слайд 4

В последние годы жизни А.С. Макаренко большое внимание уделял проблемам семейного воспитания. Воспитанию детей посвящены такие работы Макаренко, как «Книга для родителей», «Лекция о воспитании детей».

Слайд 5

А. С. Макаренко, обращаясь к родителям, говорит об общих принципах семейного воспитания : 1. Правильно воспитать проще, чем перевоспитать 2. Семья – коллектив равноправных членов, но родители – руководят семьей, дети – в ней воспитываются 3. Нельзя ограничиваться одним ребенком, т.к. забота о нем может превышать полезную норму 4. Надо определиться с целями воспитания: ребенок – будущий член общества и гражданин страны или «сам по себе», просто «родительское счастье »? 5. Поведение родителей – решающий фактор 7. Не должно быть парникового воспитания, ребенок должен учиться противостоять отрицательным воздействиям 6. Важнейшие качества при общении с ребенком: серьезность, простота и искренность 8. Главное в воспитании – организация жизни семьи

Слайд 6

Специальное внимание Макаренко уделял родительскому авторитету. Он выделял типы родительского авторитета: … любви … доброты … уважения … подавления … расстояния … педантизма … резонерства … подкупа

Слайд 7

Макаренко считал, что для воспитания ребенка в семье самая значимая роль принадлежит игре и труду. Сравнивая отношение к игре и труду у родителе, Макаренко находит в них много общего. Он выделяет 3 типа неправильного отношения родителей к организации деятельности ребёнка. Равнодушие к деятельности детей Вмешательство в деятельности детей Подмена общения к оличеством игрушек

Слайд 8

Типология игр I стадия Длится до 5-6 лет, когда для ребенка большое значение имеют сосредоточенность на игрушке и манипуляции над ней. II стадия До 11-12 лет. Труднее для руководства, так как дети не играют на глазах родителей, а выходят на более свободное пространство. Захватывает часть школьного времени. III стадия На третьей стадии ребенок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного.

Слайд 9

На всех трех стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. Педагог говорил, что «Самое главное в этой детской игре-добиться следующего: 1. Чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал. 2. Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца. 3. Чтобы в каждой игрушке видел определенную, нужную для будущего ценность, хранил ее, берег. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей»

Слайд 10

Воспитание через труд Макаренко считает, что трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. И игра – это первый шаг на пути к труду. Виды возможной детской работы: 1. Поливать цветы в комнате или во всей квартире. 2. Вытирать пыль на подоконниках. 3. Накрывать на стол перед обедом. 4 . Отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и держать их в порядке . 5. Кормить котенка или щенка.

Слайд 11

«Книга для родителей» художественно-теоретическое произведение А.С. Макаренко, посвященное проблемам семьи и семейного воспитания детей. В первой части этой книги (единственная написанная из запланированных четырех частей) А.С. Макаренко рассматривает такие вопросы семейного воспитания как общие принципы воспитания, авторитет родителей, отношение к деньгам, формирование межличностных отношений ребенка, воспитание в неполной семье, воспитание единственного ребенка и другие.

Слайд 12

I Глава А.С. Макаренко рассматривает вопрос об ответственности, прежде всего, родителей за воспитания ребенка. «Основной конфликт» — отсутствие времени — наиболее распространенная отговорка родителей-неудачников. В успехе семейного воспитания решающим является активное, постоянное, вполне сознательное выполнение родителями их задачи, долга по воспитанию детей.

Слайд 13

II-III главы А.С. Макаренко говорит об устройстве семьи как первичной среде воспитания ребенка и о важности родительской любви для всестороннего и гармоничного формирования и развитии личности ребенка. IV глава В четвертой главе книги А.С. Макаренко рассматривает проблему воспитания у детей отношения к деньгам.

Слайд 14

V глава Данная глава книги посвящена проблеме воспитания единственного ребенка в семье и проблеме воспитания в не полной семье. Даже в самых лучших, самых счастливых случаях, даже в руках талантливых и внимательных родителей воспитание единственного ребенка представляет исключительно трудную задачу.

Слайд 15

VI глава Рассматриваются проблемы авторитета, дисциплины и свободы в семье. Авторитет, сделанный специально для детей, существовать не может. Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины.

Слайд 16

VII глава В седьмой главе А.С. Макаренко говорит о проблеме полового воспитания в семье. Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству. Восьмая глава посвящена слепой любви матери (отца) к своим детям. VIII глава

Слайд 17

IX глава Девятая, заключительная, глава книги посвящена проблеме воспитания чувства солидарности, соучастия и толерантности у маленького ребенка. Перечисленные чувства возможно воспитать в ребенке только по средством опыта социальных контактов как с взрослыми, так и со сверстниками.

Слайд 18

Заключение С рождение ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от того какие отношения закладываются между ними напрямую зависит формирование личности . Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия. Стоит отметить, что теоретические положения А.С. Макаренко, касающиеся социальной сущности воспитания, его общественного характера не потеряли своей актуальности и в нынешних условиях.

Слайд 19

Список литературы Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И.Беляев ]. – М.: Просвещение, 1969.–359 с . Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед . произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И . Петрухина]. –М.: Учпедгиз , 1955.- 320 с . Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.: Педагогика 1984. 380с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень идей эффективного семейного воспитания по произведению Антона Семёновича Макаренко «Книга для родителей».

С рождение ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от того какие отношения закладываются между ними напрямую зависит формирование личности. А. С. Макаренко — педагог-новатор, ...

"Семейное воспитание. 10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали".

Данный материал поможет родителям проанализировать   воспитание в семье....

Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»

Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...

Конспект статьи А.С. Макаренко «ЛЕКЦИИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

В этой статье говорится о том, какое важное место должно отводиться воспитанию детей....

Конспект занятия по семейному воспитанию на тему: «Хорошее воспитание» 7 – 11 лет

Целью данного занятия является: способствование воспитанию хороших манер, культуры общения; ознакомление с историей возникновения и значением термина «этикет»;помочь воспитанникам задуматься о се...

А.С. Макаренко о семейном воспитании

Одним из величайших педагогов, занимавшихся исследованием проблемы воспитания детей в семье, был А.С. Макаренко. Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним ...

4 лекция Макаренко о трудовом воспитании

Заметки о  четвертой лекции А.С.Макаренко или Как организовать свое производство с нуля.     В январе1938 года А.С.Макаренко прочитал цикл лекций для работников Наркомпроса РС...