4 лекция Макаренко о трудовом воспитании
статья

Безверхая Ирина Михайловна

Заметки о  четвертой лекции А.С.Макаренко или Как организовать свое производство с нуля.

     В январе1938 года А.С.Макаренко прочитал цикл лекций для работников Наркомпроса РСФСР под общим названием «Проблемы школы советского воспитания». Особый интерес с точки зрения организации трудового воспитания современных школьников представляет часть четвертой лекции. В этой лекции А.С.Макаренко наиболее полно излагает свои взгляды на трудовое воспитание как составную часть всего воспитательного процесса. Особую ценность имеет то, что это не теоретические выкладки, а практический опыт, причем, помимо того, что производство было организовано с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, беспризорниками и правонарушителями.    Кроме возможности взглянуть на то, как великий советский педагог предсталяет себе организацию трудового воспитания, слушателю (читателю) дается возможность оценить весь масштаб организации полноценного трудового воспитания (обучения) качественного, подготовленного технического работника: столяра, фрезеровщика, слесаря, сборщика фотооборудования и т.д., причем с присвоением разряда.Если в начале лекции автор описывает свои проблемы в организации работы в колонии имени Горького и имени Ф.Э.Дзержинского, интересные скорее с точки зрения архаичности многих организационных процессов и проблем узкобытового характера, то при дальнейшем знакомстве с тестом любой современный менеджер производства найдет множество интересных идей, ,актуальных  для использования и  в современных условиях. Именно связь педагогических идей, практического опыта успешной организации производства и стремление А.С.Макаренко дать своим воспитанникам все то, что дают своим детям родители, и организовать их жизнь, быт и отдых наилучшим образом, вызывает неподдельный интерес и уважение к автору.

     Как мне представляется, только в условиях становления всего государства, исходя из сложнейшей ситуации с большим количеством оставшихся без попечения родителей детей, возможно было   и создание подобного «свободного» трудового воспитания детей подросткового возраста. «Свободного» от всевозможных приказов, запрещающих, ограничивающих организацию серьезного полноценного рабочего, заводского производства, где все функции осуществляют дети, школьники, с 13-14 лет. Данная часть педагогического опыта А.С.Макаренко, в отличие от часто описываемой системы трудового воспитания в семье, представляется еще мало изученной и используемой в работе с детьми.

     Воспитание трудом и в коллективе, как доказывает на своем практическом педагогическом опыте А.С.Макаренко не отрицает закономерного получения детьми и материального вознаграждения. А.С.Макренко детально описывает схему расходования материального, денежного дохода (включая и вопрос карманных денег). Это, скорее, полноценное планирование будущего детей. И более  близкого (летний поход), и перспективного (обучение в ВУЗе, самостоятельное отдельное проживание и даже создание семьи). В то же время по прежнему актуальны и принципы трудового, и не только, воспитания детей в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarenko.docx13.71 КБ

Предварительный просмотр:

Заметки о  четвертой лекции А.С.Макаренко или Как организовать свое производство с нуля.

     В январе1938 года А.С.Макаренко прочитал цикл лекций для работников Наркомпроса РСФСР под общим названием «Проблемы школы советского воспитания». Особый интерес с точки зрения организации трудового воспитания современных школьников представляет часть четвертой лекции. В этой лекции А.С.Макаренко наиболее полно излагает свои взгляды на трудовое воспитание как составную часть всего воспитательного процесса. Особую ценность имеет то, что это не теоретические выкладки, а практический опыт, причем, помимо того, что производство было организовано с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, беспризорниками и правонарушителями.    Кроме возможности взглянуть на то, как великий советский педагог предсталяет себе организацию трудового воспитания, слушателю (читателю) дается возможность оценить весь масштаб организации полноценного трудового воспитания (обучения) качественного, подготовленного технического работника: столяра, фрезеровщика, слесаря, сборщика фотооборудования и т.д., причем с присвоением разряда.Если в начале лекции автор описывает свои проблемы в организации работы в колонии имени Горького и имени Ф.Э.Дзержинского, интересные скорее с точки зрения архаичности многих организационных процессов и проблем узкобытового характера, то при дальнейшем знакомстве с тестом любой современный менеджер производства найдет множество интересных идей, ,актуальных  для использования и  в современных условиях. Именно связь педагогических идей, практического опыта успешной организации производства и стремление А.С.Макаренко дать своим воспитанникам все то, что дают своим детям родители, и организовать их жизнь, быт и отдых наилучшим образом, вызывает неподдельный интерес и уважение к автору.

     Как мне представляется, только в условиях становления всего государства, исходя из сложнейшей ситуации с большим количеством оставшихся без попечения родителей детей, возможно было   и создание подобного «свободного» трудового воспитания детей подросткового возраста. «Свободного» от всевозможных приказов, запрещающих, ограничивающих организацию серьезного полноценного рабочего, заводского производства, где все функции осуществляют дети, школьники, с 13-14 лет. Данная часть педагогического опыта А.С.Макаренко, в отличие от часто описываемой системы трудового воспитания в семье, представляется еще мало изученной и используемой в работе с детьми.

     Воспитание трудом и в коллективе, как доказывает на своем практическом педагогическом опыте А.С.Макаренко не отрицает закономерного получения детьми и материального вознаграждения. А.С.Макренко детально описывает схему расходования материального, денежного дохода (включая и вопрос карманных денег). Это, скорее, полноценное планирование будущего детей. И более  близкого (летний поход), и перспективного (обучение в ВУЗе, самостоятельное отдельное проживание и даже создание семьи). В то же время по прежнему актуальны и принципы трудового, и не только, воспитания детей в семье.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для родителей "Трудовое воспитание в семье"

В лекции даны практические рекомендации по привитию навыков трудолюбия своим детям...

Презентация "А.С. Макаренко о семейном воспитании"

Одним из величайших педагогов, занимавшихся исследованием проблемы воспитания детей в семье, был А.С. Макаренко. Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним ...

А.С. Макаренко о семейном воспитании

Одним из величайших педагогов, занимавшихся исследованием проблемы воспитания детей в семье, был А.С. Макаренко. Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним ...