Использование IT в школе
статья по теме

Статья о возможностях применения информационных технологий в условиях введения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdes_im_samoe_mesto.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДЕСЬ ИМ САМОЕ МЕСТО

Использование IТ в начальной школе

  1. ОТСТАЛИ?

Соберу для мамы

Робота такого,

Чтобы всю работу

Делал он по дому…

С. Кочура

Компьютеры повсеместно используются в школах. Иногда (чаще) они облегчают жизнь учителя, иногда (как в случае с электронным журналом – веди его одновременно с бумажным) – затрудняют и раздражают.

Чем на самом деле хорош компьютер? Он делает за нас трудоемкую, механическую работу: сортировка, фильтрация, вычисления, поиск, построение диаграммы  – четко, безотказно и в мгновение ока. Однако именно эта его способность – выполнять вместо человека скучную, однообразную работу (проверку 26 одинаковых тестов, например, с последующим подсчетом ошибок) – до сих пор не используется в школе. Конечно, существуют отдельные компьютерные тесты, которые, наверное, широко используются учителями информатики, работающими в специально оборудованных кабинетах. Но как нет в наших обычных классах соответствующего технического оснащения, так нет и качественного электронного сопровождения ни по одному из учебных предметов. Даже если бы упражнения из учебников русского языка или математики были перенесены в цифровую форму, это уже было бы шагом вперед.

В хорошем классе у хорошего учителя дети прекрасно понимают логику учебной деятельности: вот они столкнулись с проблемой; осознали необходимость нового знания; «открыли» его; стали применять в разных ситуациях; получили результат – «присвоили» знание, овладели умением, натренировались до навыка; срефлексировали – а действительно ли достигли цели и что делать дальше. Совершенно очевидно, что на этапе, как говорят сами дети, «тренировки» в игру должен вступить компьютер. Это в какой-то степени, действительно, игра: есть свободный выбор, я делаю то, что интересно. В то же время такой компьютерный дриллинг гармонирует с деятельностным подходом к обучению: я сам добиваюсь поставленной мною цели, иду своим маршрутом, повторяю столько раз, сколько мне нужно, выбираю уровень сложности, я – Ученик, я – субъект, деятель. И на этапе контроля – конечно, компьютерные тесты – быстрые, объективные, с отчетом по каждому ученику и классу в целом и рекомендациями на будущее. А учитель тем временем проверит и прокомментирует творческие работы и поучит детей оценивать и комментировать, придумает интересный урок или пьесу или просто почитает хорошую книгу. Потому что он не машинка для проверки тетрадок, а Учитель (произносится с Уважением).

  1. ЧТО, СОБСТВЕННО, НУЖНО?

Открылась бездна, звезд полна…

М.В. Ломоносов

Мы все любим Интернет и постоянно там что-нибудь ищем. Результаты поисков разнообразны: бывает быстро и хорошо, бывает медленно и изнурительно, а бывает, что невод приходит даже без тины морской. Что же на самом деле требуется учителю начальных классов? Общероссийский портал с удобной навигацией, где было бы собрано следующее:

  1. тренажеры по отработке основных навыков по программе начальной школы (к каждому УМК);
  2. комплекты тестов по изучаемым темам;
  3. учебники в электронном виде (в первом классе бывает очень важно показать какое-то место на странице, да так, чтобы все увидели);
  4. словари (в т.ч. «картинный», где слова иллюстрируются изображениями или маленькими видео: городским детям можно миллион раз объяснять словами, что такое сеялка или комбайн – все равно забывают);
  5. портреты писателей, ученых, композиторов, исторических деятелей и т.п.;
  6. фонохрестоматия (где изучаемые произведения читают выдающиеся артисты);
  7. видео к урокам окружающего мира (Какие прекрасные видеофрагменты на сайте National Geographic на английском языке!);
  8. анимации, иллюстрирующие правила русского языка, конкретный смысл арифметических действий, грамматику и т.п. (высокого качества; как советовал К. Чуковский иллюстраторам детских книг: «Побольше вихря, вообще побольше вихря».);
  9. коллекции музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства;
  10. карты;
  11. «минусовки» популярных детских песен;
  12. библиотека внеклассного чтения;
  13. фильмотека.

Список может и должен быть продолжен. Что касается затрат и авторских прав, за доступ к такому ресурсу многие согласились бы и заплатить – платим же мы за газ и горячую воду.

Естественно, классы должны быть оборудованы: проектор, принтер, сканер, доступ в Интернет, рабочие места учителя и учеников. Сюда и пресловутый электронный журнал органично вписывается, и давняя мечта: отметил отсутствующих в классе с утра, а в столовой автоматически сформировалась заявка на завтрак – не выглядит утопией.

  1. МОСТЫ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ

Пора, брат, пора…

А.С. Пушкин

ИКТ тогда действительно применяются в школе, когда они пронизывают всю школьную жизнь, как пронизана ими жизнь настоящая. Глупо не использовать то, что может помочь лучше учить детей. Мы работаем на будущее, и не надо на нем экономить. Материальное обеспечение, конечно, стоит денег, но это не ядерная программа. Кроме того, далеко не все учителя готовы (и подготовлены) к работе в таких условиях, и никто не призывает с завтрашнего дня в едином порыве изменить жизнь. Начинать нужно постепенно, с подготовки кадров и создания продуктов. Постепенно, но резво.

Что касается интеллектуальной составляющей проекта, нет никаких сомнений, что в нашей стране найдутся талантливые компьютерщики, ученые и учителя, которые с блеском справятся с поставленной задачей и сделают нашу школу действительно новой школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»

Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...

Использование ЭОР в школе 1 ступени

Презентация "Испоьзование ЭОР в школе 1 супени" може использоваться для МО, педагогических советов как обобщение опыта по использованию ЭОр в начальной школе. Презентация разбита на ча...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ШКОЛЕ I-Й СТУПЕНИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ.

    Идея  использования ИКТ в начальной школе ко мне пришла из современных требований к качеству российского образования и требований к современному учителю. Все мы пре...

Современные методы обучения и воспитания с использованием ИКТ в школе I ступени.

В статье описаны возможности использования ИКТ в общеобразовательном процессе  начальной школы...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)

конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...

Использование здоровьесберегающей среды школы в работе учителя.

В статье содержится обоснование использования здоровьесберегающей среды...

Использование трансформируемоего игрового конструктора в коррекционном образовательном процессе на примере использования в начальной школе

В поисках интересных и развивающих методов обучения, которые смогли бы помочь развить у учащихся с ОВЗ высшие неречевые психические функции, мы нашли  трансформируемый игровой конструкт...