Использование трансформируемоего игрового конструктора в коррекционном образовательном процессе на примере использования в начальной школе
статья (3 класс)

В поисках интересных и развивающих методов обучения, которые смогли бы помочь развить у учащихся с ОВЗ высшие неречевые психические функции, мы нашли  трансформируемый игровой конструктор  для обучения  (тико). Изучив с учителями и госпиталями  функции «тико»,  мы пришли к выводу, что он будет полезен детям с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tiko.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование трансформируемоего игрового конструктора в коррекционном образовательном процессе на примере использования в начальной школе

Работа в коррекционной  школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует от воспитателя  постоянного методического совершенствования.  У детей с ОВЗ отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности. Эмоционально - волевая незрелость у таких учащихся представлена органическим инфантилизмом. У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. Таким детям свойственна низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для учащихся  характерны ограниченный  запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.     Поэтому проблема успешности детей в коррекционной школе – одна из главных проблем в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которая волнует как педагогов, так и родителей. Помимо большого количества трудностей, с которыми сталкиваются  наши ученики, у них есть и «горький» опыт детства: «не сломай», «не трогай», «не разбей», «не разбирай», а также  очень частое лишение самостоятельности решения (маме быстрее и проще сделать что-либо самой). Отсюда бесконечное ожидание помощи («не могу», «не получается», «помогите»), а у некоторых учащихся  сформировавшееся нежелание что-либо делать и низкая самооценка собственных действий. Встречаются дети, которые не умеют и не могут занять себя по разным причинам, лишь наблюдают за творческим процессом других, тем  самым развлекая и занимая себя, иногда ожидая удобного момента, чтобы сломать или разрушить чужой труд.

В поисках интересных и развивающих методов обучения, которые смогли бы помочь развить у учащихся с ОВЗ высшие неречевые психические функции, мы нашли  трансформируемый игровой конструктор  для обучения  (тико). Изучив с учителями и госпиталями  функции «тико»,  мы пришли к выводу, что он будет полезен детям с ОВЗ.

Функции конструкторов «тико»:

1.Образовательная: 

  • систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
  • способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
  • формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.

2.Развивающая: 

  • улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
  • развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
  • прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).

3.Воспитательная: 

  • воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
  • тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).

Хочется отметить, что дети с ОВЗ с удовольствием занимаются с ярким, красочным, крупными прочным конструктором, который не рассыплется, не разобьется, не растеряется, не испачкается, не погнется. На просьбы о помощи чаще звучит: «как?», «куда?», «что дальше?». Варианты конструкторов (геометрия, арифметика, грамматика) помогают трудиться по интересам, мотивируя детей: от простого к сложному, от интересного к требуемому… Учащиеся, у которых снижен уровень мотивации, заражаются атмосферой «трудового десанта» и даже небольшое любопытство, преодоление себя и желание попробовать будят в них интерес и потребность начать и продолжить работу.  У многих детей появляется возможность «похвастаться» родным и близким своими «произведениями», и , самое главное,  включить их в процесс работы с конструктором, провести с пользой свободное время, занять часть выходного дня совместным творчеством в семье. Ребенок начинает гордиться собой, ребенок начинает гордиться родителями, повышается самооценка, значимость и авторитетность семьи.

Работа в группах и подгруппах в работе с «тико» дает возможность переходить от простых изделий к более сложным, от плоскостных фигур к объемным, от схем к изделию. В этой ситуации «слабые» учащиеся  имеют возможность наблюдать пошаговость работы, пробовать, повторяя действия «сильных» учащихся, сравнивать, делать свои выводы, проводить анализ. Все дети приобретают опыт делиться количеством деталей, помогать в поиске нужного цвета, формы, размера для получения результата своих задумок. Дети, которым никак не удавалось соединять фигуры, собирали рисунок или орнамент, сближая детали, а другие - скрепляли заготовки, что способствовало формированию чувства сплоченности.

Работая с конструктором, дети не бояться сделать ошибку, так как у них  всегда есть возможность ее исправить. Каждый ребёнок  с ОВЗ в классе демонстрирует и развивает свою индивидуальность, творческие способности, логическое и пространственное мышление, организаторские, коммуникативные и самооценочные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности. Производство и культуру, медицину и быт, науку и искусство. Информационные технологии ...

Мастер- класс: «Использование конструкторов LEGO Education «Построй свою историю» на уроках в начальной школе как одно из средств реализации ФГОС».

Данный мастер-класс показывает как можно эффективно использовать конструкторы LEGO Education «Построй свою историю» на уроках литературы. Кроме того, как можно внедрить в урок активные методы обучения...

Театрализация как прием освоения новых социальных ролей в образовательном процессе по иностранному языку в начальной школе

Одним из эффективных методов, обеспечивающих успешную социализацию ребенка является театрализация.Метод театрализации представляет собой взаимосвязь педагогики, методики и театра. Обращение к театраль...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...

Пояснительная записка Методический семинар Опыт использования технологии проблемного- диалогического обучения в образовательном процессе в начальной школе

Пояснительная запискаМетодический семинарОпыт использования технологии проблемного- диалогического  обучения...

Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы (на примере использования Интернет-технологий)

В статье на примере организации работы с Интернет-проектами в начальной школе рассмотрены возможности активизации познавательной активности учеников с использованием информационных технологий....