ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по теме

Перминова Татьяна Викторовна

 

         Наиболее полно отвечающей требованиям современного образования и воспитания является проектная методика, так как она практико и личностно ориентирована. Опыт использования проектной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников доказывает свою эффективность. Грамотно организованная проектная деятельность позволяет дать ощутимый воспитательный  эффект, связанный с личностным развитием учащихся, с формированием  их ключевых компетенций гражданина и патриота России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perminova_t.v._proektnaya_deyatelnost_.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Перминова Татьяна Викторовна

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа№4, г.Урай,  ХМАО-ЮГРА, Россия

Соавтор Бабайлова Елена Сергеевна

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа№4, г.Урай,  ХМАО-ЮГРА, Россия

         Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет современный национальный  воспитательный идеал и даёт понятие патриотизма как чувства и  сформировавшейся позиции верности своей стране и солидарности с её народом. Это означает, что нам россиянам исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. На наш взгляд поле деятельности педагогов в этом направлении огромно.

         Наиболее полно отвечающей требованиям современного образования и воспитания является проектная методика, так как она практико и личностно ориентирована. Опыт использования проектной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников доказывает свою эффективность. Грамотно организованная проектная деятельность позволяет дать ощутимый воспитательный  эффект, связанный с личностным развитием учащихся, с формированием  их ключевых компетенций гражданина и патриота России.

     Необходимо знать специфику использования метода проектов в начальной школе: следует учитывать особенности развития детей младшего школьного возраста; необходима особая готовность детей, а именно: умения выражать свою собственную точку зрения, умение слушать, умения договариваться, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, делать конструктивные предложения и замечания. Перечисленные умения формируются чаще всего в игровых ситуациях, по мере выработки необходимых правил общения, умения  высказываться и внимательно слушать, адекватно оценивать свои  и чужие поступки.

         Подготовка учеников к проектной деятельности включает в себя:

       •        выявление интересов учащихся, определение, чем бы хотел заниматься каждый ребёнок, какое направление деятельности его интересует;

       •        представление детям возможности объединяться по интересам в группы для создания проектов воспитательных дел, которые для них значимы;

       •        формирование темы проекта на основе правил сотрудничества;  консультирование младших школьников  по методам поиска информации.

         Первый этап — работка проектного задания: выбор темы проекта; формирование творческих групп; подготовка материалов к исследовательской работе. Примерами выбора тем проектов по патриотическому направлению являются: «История одной медали», «Наша родословная», «Ветеран живёт рядом», «Мой город», «Таня Савичева», «Памятные места нашего города», «Мир мифов и культурных традиций народов Севера ханты и манси», «История создания и становление города Урай». Во время подготовки к  Всероссийскому детско-юношескому конкурсу творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвящённому 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне в нашей школе проходила акция «Моя семья в летописи войны». Вместе с ребятами решили, что больше материала, сведений можно найти, если будем работать по группам. Проектная деятельность  выполнялась по следующим темам: «Детство, опалённое войной», «Всё для фронта, всё для Победы!», «Подвиг народный», «Сердцем прикоснись к подвигу». Основные цели проекта: формирование у младших школьников патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества; создание условий для поисковой работы, для изучения истории семьи, знакомство с примерами боевых и трудовых подвигов своих соотечественников, дедов и прадедов; воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Второй этап—планирование деятельности, определение формы представления результатов. Учащиеся определяют для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также подходящую форму представления результатов (в виде презентации, буклета, альбома, выпуска газеты).  А затем,  обсуждение плана работы, когда ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования ветеранов, создании видеозаписей бесед с ними, сборе статистических данных, образцов, о том, как будут оформлены результаты исследования.

       Третий этап— разработка проекта: учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, а учащиеся осуществляют поисковую деятельность. Проектная деятельность  включала в себя: ответы на историческую викторину, сюжетную композицию (живопись, графика) на одну из предложенных  тем, письменную работу в форме сочинения или презентация  своего исследования в электронном виде. Жизнь старшего поколения необыкновенна. Всё меньше и меньше остаётся людей, переживших страшную  Великую Отечественную войну. Ценой их тяжёлого труда, ценой жизни их сверстников был побеждён фашизм. Одни из них воевали на фронте, другие трудились для фронта, третьи - будучи ещё детьми, как могли, помогали взрослым. Учащиеся заранее получили конкретные задания, побуждавшие их начать исследовательскую деятельность. Задания:

      1.        Спроси, кто из старшего поколения вашей семьи воевал на фронтах Великой Отечественной войны.

      2.        Сколько лет было твоим родственникам во время войны.

      3.        Узнай, есть ли в вашей семье награды, полученные во время войны (ордена, медали, памятные подарки, грамоты, благодарности), кем и за что они были получены.

      4.        Попроси взрослых тебе записать их воспоминания о годах Великой Отечественной войны. Принеси фотографии. 

    Четвёртый этап—оформление результатов: учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, а учащиеся оформляют результаты в соответствии с правилами. Группы  должны  творчески оформить  собранный материал (альбомы, рисунки, презентации рассказы об интересных людях, героях, именами которых они могут гордиться).

       Пятый  этап—презентация. Учитель организует экспертизу, а учащиеся докладывают о результатах своей работы. Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, представление публикации с результатами исследований. Задачей учителя является организация дискуссии по решению выдвинутых в начале проектной деятельности проблем. В качестве примера можно привести итог проекта «Моя семья в летописи войны» -  игру-путешествие «Ветеран живёт рядом».

На этапе рефлексии учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки, а учащиеся оценивают себя и своих товарищей. Оценивание результатов проекта обязательно. Ценным в поисковой работе учащихся стало то, что они узнали о корнях своей семьи, нашли фотографии, медали, документы, смогли почувствовать мужество и героизм своих близких людей в их боевых и повседневных трудовых делах. Рассказы родственников активно включали детей в сопереживание, закладывали чувственную основу патриотического  воспитания. Самым любимым этапом для детей является путешествие по станциям, где свои знания они используют на практике. Командиры получают маршрутные листы и отправляются с командой по станциям. На станции «Герой, который живёт рядом» они рассказывают о жителях нашего города, которые своим трудом и боевыми подвигами заслужили носить звание героев, встречаются с ветеранами. На станции «Песня-боец» дети исполняют геройские песни и разгадывают музыкальные кроссворды. На станции «Ловкие и смелые» дети проходят полосу препятствий. На станции «Музей мужества» представляют экспонаты, фотографии, которые они нашли в результате поисковой деятельности, оформляют «боевой листок». По окончании путешествия все собираются для подведения итогов. Здесь выступают представители каждой команды, говорят, что им больше всего запомнилось, что ещё бы хотели сделать в дальнейшем.

     Проектная деятельность, как передовая педагогическая технология, может быть эффективно использована для решения задач гражданско-патриотического воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Успех данной деятельности объясняется тем, что у детей формируются навыки организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Надеемся, что активная деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников помогает осмыслению минувшего, способствует формированию исторического самосознания, на котором строится патриотизм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Солопова Н.К., Селиванова О.В., Федорова Т.В. Организация проектной   деятельности с использованием  ИКТ: Методическое пособие. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – 144 с.

2. Гревцева Г.Я. Основные проблемы и подходы к гражданскому образованию в современной школе/ Вестник ЧГПУ. Сер.2 Педагогика. Методика преподавания. – Челябинск: ЧГПУ, 2002. – 14-28с.          

3. Зильберштейн А. Военно-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время. Начальная школа. -1989. – 30-35с.

4.Полат Е.С. Метод проектов / Intel "Обучение для будущего". Электронное приложение к учебному пособию, Intel Corporation, 2004.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Мастер-класс «Учебная деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников»

Мастер-класс «Учебная деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников»...

«Формы патриотического воспитания младших школьников.»

Формы патриотического воспитания младших школьников.Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс....

Классный час в начальной школе как форма патриотического воспитания младшего школьника.

В 2025 году наша страна отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной Войне. Все больше времени проходит с даты 9 мая 1945 года. Все меньше остается Ветеранов Великой Отечественной Войны и труженик...

« Классный час в начальной школе как форма патриотического воспитания младшего школьника»

В 2025 году наша страна отмечала 80-летие Победы в Великой Отечественной Войне. Все больше времени проходит с даты 9 мая 1945 года. Все меньше остается Ветеранов Великой Отечественной Войны и труженик...