Мастер-класс «Учебная деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников»
методическая разработка

Стецко Наталия Владимировна

Мастер-класс «Учебная деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Учебная деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников»

Учитель начальных классов МКОУ СШ №5

Стецко Наталия Владимировна

Учитель начальных классов МКОУ СШ №5

Коняшкина Анастасия Сергеевна

Цель: создание условий для практического овладения педагогами навыками и умениями по вопросам патриотического воспитания.

Задачи:

  • повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;
  • обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;
  • вызвать у участников интерес к демонстрируемым приемам.

Слайд 2

Над тобою солнце светит,

Родина моя.

Ты прекрасней всех на свете,

Родина моя.

Я люблю, страна, твои просторы,

Я люблю твои поля и горы,

Сонные озера и бурлящие моря.

Р. Рождественский

Слайд 3

Что такое Родина? Что значит любить свою Родину? На эти вопросы человеку приходится отвечать с малых лет. Россия – страна, имеющая большие духовно-нравственные традиции, которые прошли многовековой путь формирования и эти нравственные традиции требуют своего возрождения.

Школа, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи.

Важно, чтобы каждая семья осознала: воспитывая своих детей, она выполняет часть дела, которое стало в нашей стране общенародным, дела формирования нашей юной смены.

Дети наше будущее, наша гордость, наша тревога и наша надежда… Мы хотим, чтобы мы смело могли доверить им самое дорогое - нашу Родину, чтобы принятую от нас эстафету великой ответственности за нее они понесли с честью.

Младший школьный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Младшие школьники очень эмоциональны, их психическая деятельность окрашена эмоциями. Они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они непосредственны в выражении радости или горя, печали, неудовольствия.

Любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края, его семьи, какими славными делами прославили себя родственники, земляки, им будет, чем гордиться, за что любить свою маленькую Родину.

Слайд 4

Программа по УМК «Школа России» направлена на формирование социально-активной личности, гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства.

Уже с первых уроков дети знакомятся с природой Родины, устным народным творчеством, используют народные загадки, пословицы и поговорки необходимые для привития любви к родному краю. С помощью пословиц люди пытались передать новому поколению прописные истины, следование которым обеспечивало бы успех и благополучие, поэтому зачастую их адресовали именно детям. В азбуке на уроках читаем, заучиваем и просто вспоминаем произведения русских поэтов А. Пушкина, И. Никитина, И. Бунина, В. Берестова, К Чуковского, С. Маршака.

На уроках окружающего мира мы изучаем такие темы как «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Моя малая родина», «Как живет семья?».

Для более осознанного восприятия материала мы используем разнообразные формы, такие как посещение школьного и краеведческого музея города; памятников; изучение краеведческой литературы о городе и крае; оформление семейных альбомов, организация выставки фотографий и открыток; сбор и систематизация по темам нравственно-патриотического воспитания школьников, отражающих разные стороны жизни русского народа, создание презентаций по темам.

Слайд 5

Перед нами стоит задача увлекательно и эффективно проводить работу по данному направлению. Ведь в основе этого лежит развитие нравственных чувств, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. У людей изменилось отношение к Родине, а без любви и уважения ее истории невозможно воспитание гражданина и патриота своей страны. Существует большое количество разнообразных приемов, нацеленных на развитие гражданской позиции у молодого поколения. И сейчас я представлю вашему вниманию некоторые из них.

Тренинговое упражнение «Серебряная нить связи поколений»

Дорогие друзья! Давайте сейчас представим и ощутим на себе, как действует сила рода. Выберем в нашей группе Ребенка. Вокруг которого встанет весь его род. Ведь именно от этих людей зависит будущая жизнь детей, от них он получает жизненную энергию и мудрость. Среди участников мастер-класса выбирается Ребенок. Остальные берут роли папы, мамы, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, тети, дяди и т.д. А теперь мы будем связывать вас с Ребенком этой невидимой, но крепкой нитью связи поколений, родословной. А вы, как сильный род, передайте молодому поколению свою мудрость, скажите напутственные слова, добрые пожелания. Скажите ваш род деятельности, скажите, какие надежды вы на него возлагаете, кем бы вы хотели его видеть в будущем и т.д.

Звучит музыка. Участники выполняют задание.

С каждым человеком, родственником Ребенка, устанавливается связь с помощью серебряной нити. Посмотрите, как счастлив наш Ребёнок. А теперь представьте на мгновение, что не будет в жизни Ребенка этих людей, не будет ощущения сильного рода, не от кого будет услышать такие добрые напутственные слова. И эти нити-корни оборвутся. Мне хотелось бы подробнее остановиться на методе проектного обучения.

Основная цель: перейти от человека – исполнителя к человеку-творцу, человеку-исследователю. Многие родители не имели возможности участвовать в каких-либо делах своих детей. Я дала им возможность сблизиться, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Родители вместе с детьми делали фотографии, помогали подбирать информацию, помогали ребенку готовить защиту своей работы. В ходе исследования, обучающимися был сделан вывод о том, что без знания истории своей семьи, правил общения и взаимоотношений в семье невозможно сохранить свой род, построить счастливую дружную семью.

Поиск родственных связей, составление родословной, изучение жизни, быта, семейных традиций показывает связь поколений, формирует нравственные устои в семье, ценностное отношение к малой Родине, Отечеству. Всё это способствует воспитанию патриотов своей Родины.

Ассоциативная игра «Символика России»

Я предлагаю выбрать по одному предмету из предложенного набора, который, по-вашему мнению, уже в мире считают символом России.

Валенки

Сандалии

Кроссовки

Самовар

Сковорода

Вилка

Пиала

Балалайка

Гитара

Скрипка

           Барабан

Матрешка

Барби

Робот

Лего

Педагоги выбирают.

Что можем сказать? Что, считая эти предметы символами России в нашем современном мире, они стали историческим прошлым страны.

 С какими еще предметами ассоциируется наша страна? (Медведь, береза)

Вывод: данный метод дает представление педагогу о сформированности у детей понятий патриотической направленности.

Игра «Угадай право»

Мы с вами граждане одной страны и живем по ее законам. Данная методика может быть использована на воспитательных мероприятиях, посвященных Конституции РФ и помогает детям закрепить знания о правах человека

Инструкция: Перед вами иллюстрации к песням и литературным произведениям

 Какие права обозначены в них? (Я на солнышке лежу) - право на отдых, (в траве сидел кузнечик) – право на жизнь.

Какое право в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» нарушила Мальвина, заперев в чулане Буратино. (Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению)

(Буквы разные писать) - право на образование

(Песенка «Три поросенка») – право на жилище.

Лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница» право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Упражнение «Знаменитые люди»

Предлагаем обучающимся посмотреть на экран и назвать ФИО знаменитых людей нашей страны.

  • Владимир Владимирович Путин
  • Дмитрий Иванович Менделеев
  • Петр Ильич Чайковский
  • Юрий Алексеевич Гагарин и т.д.

Целью этой работы является запуск механизма познания себя через познание другого; дает возможность детям осознать возможность собственного успешного и плодотворного развития в перспективе; пробудить у детей желание узнавать себя как изначально интересных людей, которые в своей еще не очень долгой жизни успели проявить качества, свойственные всем интересным и выдающимся личностям.

 Упражнение «Знатоки народной культуры»

С чего начинается Родина? Со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок…  С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Восстановите пословицы

Нет в мире краше         Родины нашей

Глупа та птица,         которой свое гнездо не  мило

Будь не только сыном своего отца         будь и сыном своего народа

Казак скорее умрет ,         чем с родной земли сойдет

Не работая,         мечты не достигнуть

У прилежного кровь играет,         а у ленивого стынет

Вспомните  и допишите

Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)

 Родина – мать сумей за нее… (постоять)

 Чужбина калина, Родина - … (малина)

 Русский солдат не знает …..(преград)

 Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)

 Береги землю родимую, как мать … (любимую)

Козак на чужбине воюет, а жена …..(в доме горюет)

Козак без коня, что охотник ….(без ружья)

Родина – мать, а чужбина - …..(мачеха)

Упражнение «Входя в будущее, оглянись в прошлое»

Соедините даты с названием праздников.

1 января

День России ;

22 августа

февраля - День защитника Отечества

12 июня

8 июля

День Государственного флага Российской Федерации

8 марта

Международный женский день;

12 апреля

  • День Победы;

9 мая

 Международный день родного языка в России

1 июня

День народного единства

4 ноября

Международный день защиты детей в России

23 февраля

Новый год

21 февраля

День семьи, любви и верности.

        Необходимо знакомить детей не только со знаменательными датами России, имеющими важное значение в практике патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения, но и с датами и праздниками, не входящими в календарь официальных государственных праздников, но также несущих в себе огромный духовный и развивающий интеллектуальный потенциал.

        Мы убеждена и всегда будем исходить из того, что не число и не дата в календаре определяет событие, а чувства людей – всегда, каждый день, каждую минуту. Воспитание гражданина и патриота изо дня в день, сохранение исторической Памяти – одно из условий возрождения и укрепления России. Календарь знаменательных дат является отличным помощником при планировании воспитательной работы в классе.

Наш мастер-класс подходит к концу, и сегодня мы продемонстрировали лишь малую часть тренингов, игр и упражнений по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников, но надеемся, что нам удалось показать главное: «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает. Родить патриота нельзя, его надо воспитать. И подводя итог мы хотим процитировать слова А. С. Макаренко:

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Уважаемые коллеги, мы предлагаем вам закончить предложения:

Сегодняшний мастер- класс помог мне убедиться…

 Выполнять задания мне помогало…

 В ходе мастер класса мне было…

 Я оцениваю мастер-класс…

 

Спасибо Вам за внимание! Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Мастер-класс 2: «Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника»

Целью моего мастер-класса является демонстрация эффективности использования  проблемного обучения для  развития познавательной активности младших школьников....

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Реазизация технологии проектно-исследовательской деятельности во 2-м классе. Описание собственного опыта....

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности...

«Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

Рассказ о работе над коллективным творческим проектом "Храмовое зодчество Смоленщины"....

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ КВЕСТ-ИГР

Создание современной системы воспитательной работы – главная задача учителя-воспитателя. При создании педагогического пространства необходимо учитывать не только опыт и традиции, но и инновацион...

Дифференциация обучения и воспитания на основе гендерного подхода - эффективное средство развития и социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями.

В статье рассматриваются вопросы использования гендерного подхода обучения и воспитания детей  в логопедической практике....