советы педагогу на каждый день
методическая разработка по теме

 

 

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи»

г. Тверь

Методист

Литвинова Ж.Н.

 

2012

ТВЕРЬ

 

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

 


image

imageКто  смотрит на себя, свой видит лик,

кто видит лик свой, цену себе знает,

кто знает цену, строг к себе бывает,

тот истинно велик.

П. Гренгор, французский поэт

 

 

 

 

Уважайте людей, относитесь к ним так же,  как Вам хотелось бы, чтобы обращались с Вами. Умейте говорить не только о том, что волнует Вас, но и о приятном, интересном для собеседника. Не говорите только сами, в любом случае дайте высказаться, но и собеседнику. Проявляйте к людям искренней интерес. Помните, что одобрение, похвала, ласковое слово – эффективное средства мобилизации усилий человека.

 

  • Старайтесь запоминать именавсех, с кем приходится общаться.

 

  • Интересуйтесь школьными деламиобучающихся и  другими  их достижениями и интересами.

 

  • Не забывайте о днях рожденияхи прочих праздниках.

 

  • Старайтесь чаще хвалитьдетей и радоваться вместе за достигнутые  успехи и достижения.

 

  • Будьте смелыми и решительными, ничто так не подрывает авторитет педагога, как боязнь самостоятельных действий. Вопросы, входящие в компетенцию педагога должны решаться им самостоятельно. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.

 

  • Не бойтесь рисковать, поддерживайте оригинальные, самостоятельные высказывания воспитанников, даже если они расходятся с официальной точкой зрения. Учите детей признавать свои ошибки. Добивайтесь, чтобы ребенок стремился совершить поступок согласно своим убеждениям, привычкам, но не из – за боязни наказания.

 

  • Сотрудничайте с детьми, развивайте  у них желание охотно выполнять Ваши задания. Доброжелательно подводите итог каждому выполненному поручению. Загружайте обучающихся занятиями так, чтобы они научились ценить время. Никогда не забывайте поблагодарить за работу и выполнение задания. Воспитанник не будет стараться в дальнейшем, если педагог не замечает его успехов.

 

  • Чаще улыбайтесь. Улыбка при встрече с обучающимися  говорит, что Вы рады их видеть.  Сами шутите и позволяйте шутить ребятам. Педагог  не может не быть оптимистом, верящим в каждого ребенка, не теряющимся в сложных ситуациях. Оптимист вселяет в окружающих убежденность в успех самого трудного дела.

 

  • Доверяйте обучающимся. Опровергая мнение обучающихся старайтесь не обидеть их. Умейте доказать ошибочность  аргументов, но не рассматривайте недостатки  характера и имевшие место дисциплинарные проступки. Старайтесь описать, а не оценить поведение. Вместо: «Ты ведешь себя безобразно (глупо, вызывающе…) – лучше сказать: «Мне было обидно (стыдно, неудобно…)» или « Я разочарован Вашими действиями». Говоря о себе мы не обижаем воспитанника, не вынуждаем его защищаться, а помогаем взглянуть на себя и свое поведение глазами старшего. Можно высказать замечание в виде вопроса: «Не кажется ли Вам, что этот поступок не соответствует…» или  «Подумайте, как можно избежать этой ошибки?» Доверительное обращение авторитетного педагога, как правило, эффективнее запрета или приказа.

 

  • Критикуйте умело. Перед тем как критиковать кого – либо или что – либо взвесьте все «за» и «против» и решите, нельзя ли обойтись без критики.  Перед осуждением детально выясните все обстоятельства случившегося, выслушайте все объяснения до конца. Перед тем, как выступить с критикой пробелов в работе, установите по чьей вине они, произошли, и если это имело место, кто в них заинтересован. Критикуя, будьте доброжелательными. Старайтесь помочь, а не обидеть, не оскорбить.

Исправляйте ошибки по мере их обнаружения, не копите их для разбора на собрании, при родителях или при администрации. Критикуйте, не только фиксируя недостатки, но обязательно указывайте на пути их преодоления. Одновременно говорите об удачах, успехах, способностях, так как в этом случае замечание воспринимается легче. Никогда не забывайте, что критика – средство совершенствования учебы, работы, взаимоотношений, но не самоцель.

 

  • Стремитесь к диалогу. Чтобы переубедить воспитанников в чем – либо, не обижая их и не толкая к конфликту, всегда начинайте обсуждение их поведения, разрешение спорного вопроса с тезиса, с которым ученик согласен, и, тогда, найдя общий язык, приступайте к решению спорных вопросов. Не  позволяйте себе выказываться недоброжелательно об обучающихся и о коллективе, тем более за глаза. При оценке поведения обучающихся умейте отсеять случайные и второстепенные детали.
  • Не забывайте о престиже. Никогда не забывайте о самолюбии коллег, обучающихся. Щадите чувства партнера по общению. Старайтесь не делать выговор, не обсуждать поведение человека при посторонних. Уважительный  тон, искреннее внимание и понимание позиции собеседника, несколько уважительных слов смягчают упреки, ведут к успеху в контакте. Старайтесь во всех случаях спасти престиж оппонента, и он с радостью будет выполнять Ваши указания. Всегда подмечайте у ученика достоинства и они, рано или поздно, проявятся.

 

  • Будьте принципиальными.  Будьте твердым в серьезных вопросах, уступайте в мелочах. Помните, что принципиальность – это не только высокая взыскательность, но и внимание, уважение к людям. Честно оценивайте результаты своего труда, не стесняясь, признавайте свои ошибки, отменяйте неверные распоряжения.

Разъясняйте смысл и цель своих поручений, чтобы обучающийся мог действовать сознательно и инициативно. Стремитесь дать каждому воспитаннику упражнения трудное, но выполнимое. Легкое задание неинтересно выполнять. Цель, достигаемая без усилий, не порождает чувство радости. Трудное задание, которое обучающийся не может выполнить, приводит к недооценки  своих сил, трусости. Не обладая твердостью в реализации собственных решений, принципиальностью и в то же время человечностью, Вы никогда не завоюете высокого авторитета.

 

  • Не будьте упрямыми. Не бойтесь, извинится перед  обучающимся, техническим работником, родителем, если Вы были не правы. Не ищите оправдания своим поступкам. Помните, что тот, кто всегда находит объективные причины своих неудач, редко бывает хорошим специалистом. Слабый педагог, как правило, высокого мнения о себе и всех вокруг убеждает, что ему просто не везет с обучающимися. Умейте доброжелательно и внимательно выслушать любое предложение и замечание обучающегося. Иначе, в другой раз он просто к Вам  не подойдет. Никогда не позволяйте себе резких, оскорбительных оценок в адрес обучающихся и коллег. В трудных случаях пытайтесь поставить себя на место своего собеседника.

 

  • Укрепляйте у обучающихся веру в себя. Низкая оценка человеку отбивает охоту к самовоспитанию. Обязательно отмечайте малейшие хорошие поступки трудного воспитанника. Наладьте моральное, а если есть возможность, и материальное вознаграждение за успехи на занятиях, в работе,  в общественных делах.  При поощрении за хороший поступок и наказании за плохой, обязательно учитывайте мотивацию обучающегося. Учитывайте  за один и тот – же поступок  разных воспитанников можно стимулировать по – разному. Не забывайте, что меры стимулирования становятся действительными только тогда, когда педагога поддерживает коллектив.

Не секрет, что симпатичного обучающегося всегда хочется наказать мягче, а того, кто не приятен педагогу – строже. И строже наказать того, с кем, например, конфликтуешь, так хочется, что не трудно увлечься и перейти допустимые и необходимые в данном случае границы.

 

  • Не забывайте о контроле и самоконтроле. Не повышайте голос. Не считайте грубость средством повышения требовательности – это не одно и то же. Не пользуйтесь властью пока не убедитесь, что другие средства не дают результатов. Отсутствие регулярного контроля может привести к мысли и необязательности выполнения поручений педагога.

 

  • Не забывайте о культуре одежды. Будьте опрятными. Костюм, в котором Вы работаете должен быть чистым, выглаженным, соответствовать направленности занятия,  обувь сменная, чистая. Внешний вид педагога на занятии подтягивает обучающихся, а небрежность  - распускает. Подтянутость и опрятность  - признак внутренней организованности, собранности, дисциплинированности.

 

  • Помните о такте. Не вмешивайтесь без надобности в дела воспитанников. Не повторяйте критических замечаний, если недостатки уже устранены. Не забывайте о бдительности к хвалящим Вас, заискивающим обучающимся. Ищите мотивы их действия. Подхалимство, неумеренное восхваление застилает глаза неопытным педагогам, мешает правильно оценивать подопечных, ситуацию, результат работы. Учтите, что частое напоминание даже о действительных заслугах – тоже форма лести. В то же время не забывайте, что за маской неуважения к старшим может скрываться чистый, честный, трудолюбивый человек, хороший товарищ.

Не забывайте, что основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главные отличительные черты такта – высокая требовательность и высокое уважение  к человеку.

 

  • Будьте общительными.  Помните, что общительность в большинстве случаев гарантирует успех. Общительность формируется только в процессе конкретных взаимоотношений со многими людьми. При этом необходимо формировать  у себя способность испытывать интерес и влечение к окружающим, потребность осуществлять альтруистические действия, всегда активно стремится что – то сделать для другого, для общества. Однако, чтобы альтруистические действия не выглядели назойливо, необходимо научиться выявлять настроение человека и учитывать его в ходе контакта. Насколько легче станет работать в коллективе, быстрее установиться контакт  с обучающими, родителями воспитанников, если Вы овладеете умением общаться с людьми. Также полезно знать и представлять, как трудно жить и работать в коллективе, если не сможешь установить добрые отношения с окружающими, не овладевшими умением общаться.

 

  • Не ссорьтесь, дискуссируйте.Чтобы дискуссия не превратилась в перебранку, не оспаривайте каждое услышанное возражение собеседника. Выслушайте его, не перебивая, до конца и только после того, как он выскажется, вежливо, ни в коем случае не категорично, приведите свои аргументы.

 

  • Будьте добрыми.Не позволяйте себя расстраивать из – за пустяков. Дети не любят несчастных людей, органически не выносят постоянно озабоченных чем – то педагогов. Помните, что неудачи, личные несчастья мы всегда преувеличиваем. В трудных ситуациях думайте о будущем, занимайтесь делом – это лучшие способы победить свое  несчастье, изгнать дух уныния. Никто не может принести нам душевное спокойствие, кроме нас самих.

 

  • Благодарите за совет.Когда дают совет, делают замечание, следует, прежде всего, поблагодарить дающего, а уже потом решать следовать этому совету, учитывать замечания или нет. Если рекомендации оказались глупы или даже смешными, если они не новы для Вас, совсем не обязательно говорить об этом советчику, иначе в следующий раз он может отказать в помощи, хотя Вы будете в ней нуждаться.

 

 

 

Источник информации:

М.И. Станкин.

«Учитель физической культуры: личность общения»

Москва,1993

 

 

Составители:

Ж.Н. Литвинова - методист структурного подразделения физической культуры, спорта и туризма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_pedagogu.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи»

г. Тверь

Методист

Литвинова Ж.Н.

2012

ТВЕРЬ


Кто  смотрит на себя, свой видит лик,

кто видит лик свой, цену себе знает,

кто знает цену, строг к себе бывает,

тот истинно велик.

П. Гренгор, французский поэт

Уважайте людей, относитесь к ним так же,  как Вам хотелось бы, чтобы обращались с Вами. Умейте говорить не только о том, что волнует Вас, но и о приятном, интересном для собеседника. Не говорите только сами, в любом случае дайте высказаться, но и собеседнику. Проявляйте к людям искренней интерес. Помните, что одобрение, похвала, ласковое слово – эффективное средства мобилизации усилий человека.

  1. Старайтесь запоминать имена всех, с кем приходится общаться.

  1. Интересуйтесь школьными делами обучающихся и  другими  их достижениями и интересами.

  1. Не забывайте о днях рождениях и прочих праздниках.

  1. Старайтесь чаще хвалить детей и радоваться вместе за достигнутые  успехи и достижения.

  1. Будьте смелыми и решительными, ничто так не подрывает авторитет педагога, как боязнь самостоятельных действий. Вопросы, входящие в компетенцию педагога должны решаться им самостоятельно. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.

  1. Не бойтесь рисковать, поддерживайте оригинальные, самостоятельные высказывания воспитанников, даже если они расходятся с официальной точкой зрения. Учите детей признавать свои ошибки. Добивайтесь, чтобы ребенок стремился совершить поступок согласно своим убеждениям, привычкам, но не из – за боязни наказания.

  1. Сотрудничайте с детьми, развивайте  у них желание охотно выполнять Ваши задания. Доброжелательно подводите итог каждому выполненному поручению. Загружайте обучающихся занятиями так, чтобы они научились ценить время. Никогда не забывайте поблагодарить за работу и выполнение задания. Воспитанник не будет стараться в дальнейшем, если педагог не замечает его успехов.

  1. Чаще улыбайтесь. Улыбка при встрече с обучающимися  говорит, что Вы рады их видеть.  Сами шутите и позволяйте шутить ребятам. Педагог  не может не быть оптимистом, верящим в каждого ребенка, не теряющимся в сложных ситуациях. Оптимист вселяет в окружающих убежденность в успех самого трудного дела.

  1. Доверяйте обучающимся. Опровергая мнение обучающихся старайтесь не обидеть их. Умейте доказать ошибочность  аргументов, но не рассматривайте недостатки  характера и имевшие место дисциплинарные проступки. Старайтесь описать, а не оценить поведение. Вместо: «Ты ведешь себя безобразно (глупо, вызывающе…) – лучше сказать: «Мне было обидно (стыдно, неудобно…)» или « Я разочарован Вашими действиями». Говоря о себе мы не обижаем воспитанника, не вынуждаем его защищаться, а помогаем взглянуть на себя и свое поведение глазами старшего. Можно высказать замечание в виде вопроса: «Не кажется ли Вам, что этот поступок не соответствует…» или  «Подумайте, как можно избежать этой ошибки?» Доверительное обращение авторитетного педагога, как правило, эффективнее запрета или приказа.

  1. Критикуйте умело. Перед тем как критиковать кого – либо или что – либо взвесьте все «за» и «против» и решите, нельзя ли обойтись без критики.  Перед осуждением детально выясните все обстоятельства случившегося, выслушайте все объяснения до конца. Перед тем, как выступить с критикой пробелов в работе, установите по чьей вине они, произошли, и если это имело место, кто в них заинтересован. Критикуя, будьте доброжелательными. Старайтесь помочь, а не обидеть, не оскорбить.

Исправляйте ошибки по мере их обнаружения, не копите их для разбора на собрании, при родителях или при администрации. Критикуйте, не только фиксируя недостатки, но обязательно указывайте на пути их преодоления. Одновременно говорите об удачах, успехах, способностях, так как в этом случае замечание воспринимается легче. Никогда не забывайте, что критика – средство совершенствования учебы, работы, взаимоотношений, но не самоцель.

  1. Стремитесь к диалогу. Чтобы переубедить воспитанников в чем – либо, не обижая их и не толкая к конфликту, всегда начинайте обсуждение их поведения, разрешение спорного вопроса с тезиса, с которым ученик согласен, и, тогда, найдя общий язык, приступайте к решению спорных вопросов. Не  позволяйте себе выказываться недоброжелательно об обучающихся и о коллективе, тем более за глаза. При оценке поведения обучающихся умейте отсеять случайные и второстепенные детали.
  2. Не забывайте о престиже. Никогда не забывайте о самолюбии коллег, обучающихся. Щадите чувства партнера по общению. Старайтесь не делать выговор, не обсуждать поведение человека при посторонних. Уважительный  тон, искреннее внимание и понимание позиции собеседника, несколько уважительных слов смягчают упреки, ведут к успеху в контакте. Старайтесь во всех случаях спасти престиж оппонента, и он с радостью будет выполнять Ваши указания. Всегда подмечайте у ученика достоинства и они, рано или поздно, проявятся.

  1. Будьте принципиальными.  Будьте твердым в серьезных вопросах, уступайте в мелочах. Помните, что принципиальность – это не только высокая взыскательность, но и внимание, уважение к людям. Честно оценивайте результаты своего труда, не стесняясь, признавайте свои ошибки, отменяйте неверные распоряжения. 

Разъясняйте смысл и цель своих поручений, чтобы обучающийся мог действовать сознательно и инициативно. Стремитесь дать каждому воспитаннику упражнения трудное, но выполнимое. Легкое задание неинтересно выполнять. Цель, достигаемая без усилий, не порождает чувство радости. Трудное задание, которое обучающийся не может выполнить, приводит к недооценки  своих сил, трусости. Не обладая твердостью в реализации собственных решений, принципиальностью и в то же время человечностью, Вы никогда не завоюете высокого авторитета.

  1. Не будьте упрямыми. Не бойтесь, извинится перед  обучающимся, техническим работником, родителем, если Вы были не правы. Не ищите оправдания своим поступкам. Помните, что тот, кто всегда находит объективные причины своих неудач, редко бывает хорошим специалистом. Слабый педагог, как правило, высокого мнения о себе и всех вокруг убеждает, что ему просто не везет с обучающимися. Умейте доброжелательно и внимательно выслушать любое предложение и замечание обучающегося. Иначе, в другой раз он просто к Вам  не подойдет. Никогда не позволяйте себе резких, оскорбительных оценок в адрес обучающихся и коллег. В трудных случаях пытайтесь поставить себя на место своего собеседника.

  1. Укрепляйте у обучающихся веру в себя. Низкая оценка человеку отбивает охоту к самовоспитанию. Обязательно отмечайте малейшие хорошие поступки трудного воспитанника. Наладьте моральное, а если есть возможность, и материальное вознаграждение за успехи на занятиях, в работе,  в общественных делах.  При поощрении за хороший поступок и наказании за плохой, обязательно учитывайте мотивацию обучающегося. Учитывайте  за один и тот – же поступок  разных воспитанников можно стимулировать по – разному. Не забывайте, что меры стимулирования становятся действительными только тогда, когда педагога поддерживает коллектив.

Не секрет, что симпатичного обучающегося всегда хочется наказать мягче, а того, кто не приятен педагогу – строже. И строже наказать того, с кем, например, конфликтуешь, так хочется, что не трудно увлечься и перейти допустимые и необходимые в данном случае границы.

 

  1. Не забывайте о контроле и самоконтроле. Не повышайте голос. Не считайте грубость средством повышения требовательности – это не одно и то же. Не пользуйтесь властью пока не убедитесь, что другие средства не дают результатов. Отсутствие регулярного контроля может привести к мысли и необязательности выполнения поручений педагога.

  1. Не забывайте о культуре одежды. Будьте опрятными. Костюм, в котором Вы работаете должен быть чистым, выглаженным, соответствовать направленности занятия,  обувь сменная, чистая. Внешний вид педагога на занятии подтягивает обучающихся, а небрежность  - распускает. Подтянутость и опрятность  - признак внутренней организованности, собранности, дисциплинированности.

  1. Помните о такте. Не вмешивайтесь без надобности в дела воспитанников. Не повторяйте критических замечаний, если недостатки уже устранены. Не забывайте о бдительности к хвалящим Вас, заискивающим обучающимся. Ищите мотивы их действия. Подхалимство, неумеренное восхваление застилает глаза неопытным педагогам, мешает правильно оценивать подопечных, ситуацию, результат работы. Учтите, что частое напоминание даже о действительных заслугах – тоже форма лести. В то же время не забывайте, что за маской неуважения к старшим может скрываться чистый, честный, трудолюбивый человек, хороший товарищ.

Не забывайте, что основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главные отличительные черты такта – высокая требовательность и высокое уважение  к человеку.

  1. Будьте общительными.  Помните, что общительность в большинстве случаев гарантирует успех. Общительность формируется только в процессе конкретных взаимоотношений со многими людьми. При этом необходимо формировать  у себя способность испытывать интерес и влечение к окружающим, потребность осуществлять альтруистические действия, всегда активно стремится что – то сделать для другого, для общества. Однако, чтобы альтруистические действия не выглядели назойливо, необходимо научиться выявлять настроение человека и учитывать его в ходе контакта. Насколько легче станет работать в коллективе, быстрее установиться контакт  с обучающими, родителями воспитанников, если Вы овладеете умением общаться с людьми. Также полезно знать и представлять, как трудно жить и работать в коллективе, если не сможешь установить добрые отношения с окружающими, не овладевшими умением общаться.

  1. Не ссорьтесь, дискуссируйте. Чтобы дискуссия не превратилась в перебранку, не оспаривайте каждое услышанное возражение собеседника. Выслушайте его, не перебивая, до конца и только после того, как он выскажется, вежливо, ни в коем случае не категорично, приведите свои аргументы.

  1. Будьте добрыми. Не позволяйте себя расстраивать из – за пустяков. Дети не любят несчастных людей, органически не выносят постоянно озабоченных чем – то педагогов. Помните, что неудачи, личные несчастья мы всегда преувеличиваем. В трудных ситуациях думайте о будущем, занимайтесь делом – это лучшие способы победить свое  несчастье, изгнать дух уныния. Никто не может принести нам душевное спокойствие, кроме нас самих.

  1. Благодарите за совет. Когда дают совет, делают замечание, следует, прежде всего, поблагодарить дающего, а уже потом решать следовать этому совету, учитывать замечания или нет. Если рекомендации оказались глупы или даже смешными, если они не новы для Вас, совсем не обязательно говорить об этом советчику, иначе в следующий раз он может отказать в помощи, хотя Вы будете в ней нуждаться.

Источник информации:

М.И. Станкин.

«Учитель физической культуры: личность общения»

Москва,1993

Составители:

Ж.Н. Литвинова - методист структурного подразделения физической культуры, спорта и туризма