Описание системы использования современных образовательных технологий
статья по теме

Система использования современных образовательных технологий в образовательном процессе Сухаревой С. В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики.

Сухарева Светлана Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ №12г. Ноябрьска

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.

Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Урок математики.

Класс:

Предмет: математика

Учебник: В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева

Учитель: Сухарева С.В.

Тема: «Распределительные свойства умножения»

Цель:

  1. повторить переместительное и  сочетательные свойства относительно сложения  умножения;
  2. дать представление о распределительных свойствах умножения относительно сложения и вычитания и их запись с помощью переменных;
  3.  развивать умения самостоятельно делать выводы при знакомстве с новым материалом, вступать в диалог, умения контролировать свои действия.

4. воспитывать внимательность и аккуратность при работе в тетради.

Оборудование: карточки – помощницы, мультимедийный проектор, презентация, карточки с тестами

                                                             Ход  урока:

Этап урока:

               

I Организационный момент

Ребята, вчера, в одном журнале я прочитала статью о великом русском учёном Михаиле Васильевиче    Ломоносове, которому в этом году 19 ноября    исполнилось 300 лет со Дня рождения.  И вы знаете, какие ёмкие слова он сказал о математике:   «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит».

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Объясните смысл высказывания.

- выделите ключевые слова.

 Объяснение смысла записи  

Устный счёт проводится с целью развития и формирования прочных вычислительных навыков и умений, повышения у детей познавательного интереса к урокам математики.

Давайте приводить наш ум в порядок. Посмотрите на слайд и решите логические задачи:

- Масса индейки – 8 кг и ещё половина её собственной массы. Сколько весит индейка?

- Когда сутки короче: зимой или летом?

-1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.Что больше сумма этих чисел или их произведение?

А теперь продолжим приводить ум в порядок с помощью примеров:

2500 + 60 + 8              12 х 4           100: 25

7 + 100 + 1000            100 х 5         72 : 3

9600 + 400                  6 х 40           720 : 30

3 000 + 9 000              11 х 9           91 : 7

1 000 : 100                  84 : 42         910 : 70

- С какой целью мы выполняли устный счёт?

12

одинаковые

Сумма, так как при умножении на 0 получается 0.

II Активизация знаний .

- Посмотрите на равенства. Прежде чем мы с ними начнём работать повторим название компонентов при сложении и умножении.

- Распределите выражения в два столбика, по какому признаку мы это сделаем?

Сформулируйте переместительное свойство сложения, умножения;  Сочетательное свойство относительно сложения, умножения.

- Зачем нужно знать свойства в математике?

- Давайте выберем соответствующие таблички с переменными соединим их с названием свойств.

- Почему последнее выражение не вошло ни в один столбик?

- Как нашли результат?

- Давайте выпишем его отдельно.  Как по другому можно решить это выражение?

Выполните у доски.

 - Может вы вспомните как это свойство называется в математике?

(248 + 7309) + 96 = 248 + (7 309 + 96) – сочетательное свойство сложения

269 + 1050 = 1050 +269 – переместительное свойство сложения

(105 х 2) х 3 =105 х (2 х 3) – сочетательное свойство относительно умножения

13 х 25 = 25 х 13 – переместительное свойство умножения.

(90 + 25)х 4 = 460

(потому, что у него есть результат; потому, что записано только умножение сумы на число … )

Чтобы облегчить решение.

Сначала выполнили действие в скобках, затем умножение

Чтобы сумму двух чисел умножить на  какое – нибудь число, можно каждое из них умножить на это число, а результаты сложить.

Распределительное свойство умножения относительно сложения.

III. Первичное закрепление.

-Используя распределительное свойство умножения относительно сложения, запишите выражения, равные данным.

Взаимопроверка

(Раздаётся карточка помощница слабым детям (85 +6) х5 = 85 х5 + 6 х 5

Цель: вспомнить правило умножения суммы на число.

- Так как умножить сумму на число?

 (№379 с.89)

(112 + 44) х3;    (7 +4) х 132

(16 + 18) х 25;    (36+ 24) х 9

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по образцу.

Чтобы умножить сумму двух чисел на какое – нибудь число, можно каждое слагаемое умножить на это число и сложить полученные результаты.

IV. «Открытие детьми нового знания»

- Найдите значение выражения двумя способами.

- В каком случае пользоваться при вычислении распределительным свойством неудобно?

В каком случае распределительным свойством пользоваться неудобно?

Откройте учебник на с.90, з.381

Прочитайте выражения, с которым работают в лесной школе.

- Как выполнял сложение Слон?

-Как Мышь умножала разность чисел 90 и 25 на число 4?

Сравните вычисления. Чей способ лучше и почему?

Сформулируйте правило свойства умножения относительно вычитания.

С переменными мы уже работать умеем, заменим в этом выражении цифровую запись на буквенную. Кто желает выполнить это у доски?

- Что мы можем сказать о значении переменных, которые они могут принимать? Давайте коллективно обсудим. Для этого придадим переменным значения а=7, в=9, с=6

(№ 380 с.90)      

 (50 +19) х 2  =  69х2=138  

(50 +19) х 2  =  50х2 + 19х2=100 + 38 =138

 (72 + 28) х 7 = 100х7=700

(72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7= 504 + 196 = 700

(72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7

(90 - 25) х 4=260

Слон

90      65

-25     х 4

 65     260

Мышь

(90 – 25) х 4 = 90 х 4 – 25 х4= 360 – 100 = 260

Способ лучше у Мышки, потому, что она использует устные вычисления, а Слон письменные.

Чтобы разность умножить на какое – нибудь число, можно умножить на это число уменьшаемое и вычитаемое и из первого произведения вычесть второе.

(а + в) х с = ас + вс

(а – в) х с        (а + в) х с

Равенство, выражающее распределительное свойство умножения относительно сложения, верно при любых значениях переменных а, в и с; Если же умножается разность на число, то в запись свойства вводятся ограничения: исключаются случаи, когда в разности а – в число а меньше числа в.

V. Физкультминутка

«Качания головой» упражнение стимулирует мыслительные процессы:

дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение.  (15 раз)

«Ленивые восьмёрки» упражнение активизирует структуру мозга, улучшает память, повышает внимание: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости  «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» упражнение для улучшения внимания, восприятия, речи: «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

«Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения):  моргайте на каждый вдох и выдох)

«Отдых для глаз» упражнение укрепляют мышцы век, способствуют кровообращению: плотно закрыть и  широко открыть глаза.

VI .Закрепление.

- Работаем с учебником с.91 №383 (по вариантам)

- Выполним вычисления так, как это делала Мышка.

- Давайте ещё раз проверим, выполняется ли у нас ограничение в разности а и в, а меньше?

- Поверка ? (вид)

    Объяснение инструкции к заданию. Запись выражения равного данному.

(42 – 15) х 2= 42 х2 -15х2= 84-30=54

 (31 – 8) х 5=31х5 – 8х5 = 155 – 40 =115

Да, выполняется. 42 больше 15 и 31 больше 8.

(135 – 84) х 3 =135 х 3 – 84 х 3

1в. – 1 столбик,  2в. – 2 столбик

VII. Резерв. Самостоятельная работа. Решение задачи по заданному выбору представления решения.

- Прочитайте задачу.

- Какие величины известны в задаче?

1ряд решает выражением;

2 ряд – по вопросам;

3 ряд – по действиям.

Проверим по образцу

№395 с.92

Группа туристов проплыла 2ч на плоту, проплывая каждый час 4 км, а затем прошла пешком 3ч, проходя каждый час 6 км. Найдите дину всего маршрута туристов.

4 х 2+6 х 3

1)Чему равен путь туристов на плоту?4х2=8 (км)

2)Чему равен путь туристов пешком?

6 х 3=18(км)

3)Чему равен весь путь?

VIII. Закрепление.

- Чему научились новому на уроке?

- Еще раз сформулируем правила распределительного свойства относительно сложения и вычитания.

 - Проверим, как вы научились с помощью теста пользоваться распределительным свойством умножения относительно сложения и вычитания.

Ключ к проверке теста

Проверяем взаимопроверкой:

1 вариант

1) б

2) б

3) а

4) а

2 вариант

1) в

2) а

3) б

4) б

Оценивание: 4 верных ответа  – “5”;

3 верных ответа  – “4”;

1 или 2 верных ответа- не оцениваются

Поднятием рук проверяем количество положительных оценок, вывод.

 IX. Итог.

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось больше всего?

- Где испытали затруднения?

Тест

1. Какие из равенств являются распределительным свойством умножения?

1 вариант

2 вариант

а) а х(в х с)=(а х в)хс;

б) (а + в)хс = ас + вс;

в) (а + в)х с = а - с + в;

а)а х в = в х а;

б)а - (в+с) = а-в -с;

в)(а + в) х с= ас + вс;

2) Значение выражения.

74 х 3+26 х 3

80 х 5 – 2 х 5

равно

а) 30; б) 300; в)103

а) 390; б) 400; в)102;

3) Значение выражения.

400 х 2- 40 х 2

60 х 2 + 19 х 2

равно

а) 720; б) 106; в) 60

а)150; б) 158; в)108;

4) В каком выражении удобно применять распределительное свойство умножения:

а) (60 + 1) х 4;

б) (17 – 13) х 5;

а) (67 – 17) х 4;

б) (30 – 2) х 5;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...

Система использования современных образовательных технологий, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении

Мною составлен план деятельности по внедрению в практику современных образовательных технологий, который включает изучение теории каждой технологии, разработку методических материалов....

Использование современных образовательных технологий (сот), в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения и воспитательной работе ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОТ

Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. При э...