Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развивающие игры"
рабочая программа (1 класс) по теме

Байдашина Снежана Николаевна

данная программа  соответствует ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Верхнезаимская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:                                        Согласовано:                               Рассмотрено:

 Директор  МБОУ                                Зам. директора по УР                  на заседании МО «Верхнезаимская СОШ»

 /_______/_____________               /_______/_____________        «_____»__________  2011г.       «_____»__________  2011г             «_____»__________2011г.

             Рабочая программа по внеурочной деятельности

учащихся начальной школы

Байдашина С.Н. (уч. нач. кл, I категория, пед. стаж 13 лет)

«Развивающие игры».

Научно-познавательное направление

на 2011-2012 уч. год

с. Верхняя Заимка 2011- 2012 уч.г.

         I. Введение.

                                                                                                   Статус документа.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге ( праздники, вечера, походы и т .д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (экскурсии, социально значимые дела, трудовые акции и др.). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Таким образом внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре. Мероприятия внешкольной деятельности (экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные мероприятия, полезные дела и т.д.) организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.

Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика, представляющая собой педагогически моделируемую в реальных условиях общественно значимую задачу, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности, например ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Социальные практики составляют содержание общественно полезной деятельности обучающегося.

Цели и задачи:

Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.

Главные идеи:

- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

- воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи:

  1. знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
  2. использовать активные и творческие формы воспитательной работы;
  3. создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;
  4. демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

 воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

  1. способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.

Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  1. выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  2. оказание помощи в поисках «себя»;
  3. создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  4. формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  5. развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  6. создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  7. развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  8. расширение рамок общения с социумом.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся:

  1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
  2. Принцип научной организации
  3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
  4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
  5. Принцип целостности
  6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
  7. Принцип личностно-деятельностного подхода
  8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
  9. Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур
  10. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
  11. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
  12. Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение
  13. Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей

Содержание, формы и методы

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

 Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляют учащимся возможность выбора  широкого спектра занятий,   направленных на развитие школьника.

Виды  внеучебной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

Планируемые результаты

Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.

Предметные результаты –  конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой дея тельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

  1. системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;
  2. умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
  3. коммуникативных и информационных умений;
  4. системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка выпускников начальной школы осуществляется образовательным учреждением.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  1. ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  2. характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  3. индивидуальные личностные характеристики.

Оценка этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется  в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образовательного учреждения, программ поддержки образовательного процесса.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

  1. любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  2. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  3. любящий свой край и свою Родину;
  4. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Классификация результатов внеурочной деятельности

Содержание

Способ достижения

Возможные формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематический диспут

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

II. Научно-познавательное направление внеучебной деятельности.

Программа курса «Развивающие игры».

Пояснительная записка.

Факультативный курс «Развивающие игры» разработан как дополнение к курсам «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир»  в началь ной школе. Курс призван решать следующие задачи:

1)  форми рование у детей  общеинтеллектуальных умений, повышение творческо-поисковой активности детей

2) развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации,  элементов логического мышления

3) организация мыслительной деятельности, формирование творческого мышления

4) обучение навыкам работы с текстом, обучение навыкам самоконтроля,  проведение эффективной диагнос тики интеллектуального и личностного развития

5) сглаживание и сокра щение адаптационного периода.

Воспитательные цели этих занятий:

1) развить стремление узнавать новое

2) рассмотреть потенциальные возможности  каждого ребёнка с тем, чтобы с первых лет пребывания в школе обеспечить развитие его способностей и интересов.

3) зажечь и не дать потухнуть огоньку познавательного процесса.

Курс «Развивающие игры» для начальной шко лы рассчитан на 33 ч (1 ч в неделю) в 1 классе и на 34 ч (1 ч в неделю) для каждого следующего года обучения.

Содержание курса

Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление, развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. В целом факультативный курс «Развивающие игры» будет способствовать интеллектуально-логическому развитию младших школьников: развитию умений использовать  знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логическо го  мышления, стремлению использовать полученные знания в повседневной жизни.

Курс  включает в себя следующие  направления:

— формирование общеинтеллектуальных умений  ( операции   анализа,   сравнения,   обобщения,   выделение существенных   признаков   и   закономерностей, гибкость  мыслительных процессов);

—  развитие внимания (устойчивость, концентрация,  расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

—  развитие  памяти   (расширение  объема,  формирования   навыков   запоминания,   устойчивости,   развитие  смысловой  памяти);

— развитие  пространственного  восприятия  и сенсомоторной  координации;

—  формирование учебной  мотивации;

—  развитие личностной  сферы.

Курс развивающих занятий нацелен на решение за дач и интеллектуально-личностно-деятельностное раз витие младших школьников.

              Развивающие игры с элементами логики.

Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.

Такой деятельностью является творческая познавательная деятельность. В её основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.

Что представляет собой познавательная деятельность школьника? Есть основания согласиться с И.С. Якиманской, которая отмечает, что применительно к школьнику термин «учебная деятельность» синономичен термину «познавательная деятельность», хотя у каждой из данных видов деятельности есть к свои специфические особенности.

В учебной деятельности познание выступает как особая и самостоятельная задача. В школе усвоение знаний и формирование умений их применять носят целенаправленный характер, они специально организуются. Развивающее обучение выходит за пределы одной учебной дисциплины. Оно направлено на формирование личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, работоспособность, целеустремленность, для которых в школьные годы определяющим является правильная организация познавательней деятельности.

Утверждая, что «начало мышления - в проблемной ситуаций» С.Л. Рубенштейн подчеркивал, что «различая интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, мы не устанавливаем никакого дизъюнктивного деления», ибо всякий акт представляет собой неразрывное единство познавательных и эмоционально-волевых аспектов. Никогда не бывает «чистого мышления», которое было бы пронизано чувством, эмоциями, волевыми тенденциями.  В качестве дидактического средства, которое обеспечивает развитие мышления учащихся в процессе обучения, выступают учебные задания.

Характеристика одной из основных особенностей курса математики в начальных классах в определенной степени отражена уже в самом его названии «Развитие познавательных способностей детей на уроках математики».

Термин познавательные способности понимается так, как его понимают в современной психологии, познавательные способности – это  способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных – целенаправленное  развитие при обучении  познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.

Для современной школы исключительно важной является проблема развития  познавательных способностей учащихся. Познавательные способности формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная и внеклассная деятельность младших школьников создаёт большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.

Прочные знания, умения и навыки дети приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой                                     является интерес. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

 К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

 К.Д. Ушинский отмечал, что игра - ведущая деятельность ребенка. Она требует напряжения и внимания, смекалки и выдумки, развивает инициативу, волевые качества, возбуждает любознательность, работу воображения.

Ян Амос Коменский говорил, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счёту, но и полезным для детей сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. Школа, по мысли Я.А.Коменского должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, эксперементирование. Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение - это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности,

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это  огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Создание игровой атмосферы на уроке и во внеурочной деятельности развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, дозволяет удерживать внимание».

Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л.С.Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения. В игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальным уровнем, его моралью».

Ш.А. Амонашвили  в книге «Единство цели» пишет: «Свою задачу я вижу в том, чтобы возбудить в моих учениках познавательный интерес, разжечь в них жажду знаний, увлечь школьной жизнью». Далее он пишет: «Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».

Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результатов своих усилий.

Наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения. Далее темп умственного развития замедляется, а интерес к учебе падает вследствие  недостаточного внимания к развивающей стороне обучения. Между тем возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие  ребенка, была основана еще в тридцатые годы выдающимся русским психологом Л.С.Выготским. Он разработал концепцию развивающего обучения, которая исходит из положения, что обучение опережает развитие. При этом обучение опирается не столько на существующие интеллектуальные свойства ребёнка, сколько на те, которые ещё отсутствуют, но для возникновения которых уже имеются предпосылки. Л.С.Выготский различал два уровня в развитии ребёнка: актуальный, уже сформировавшийся и зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется теми видами деятельности, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно, но легко справляется с ними с помощью учителя.

Развивающим , по Выготскому, является только то обучение, которое опирается на зону ближайшего развития ребёнка. Наиболее полное и последовательное воплощение идеи Л.С.Выготского получили в теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В..Давыдова, Согласно этой теории современное построение учебных предметов должно способствовать формированию у школьников более высокого уровня мышления, а именно теоретического мышления. К.Д.Ушинский отмечал, что в игре ребёнок ищет не только удовольствие, но и серьёзное занятие. Игра – мир практической деятельности ребёнка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные потребности.

    Большое значение в организации работы с шестилетками, в предупреждении утомляемости, формировании у детей некоторых достаточно сложных операций приобретает игра. Игры помогают сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность. Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой – познавательные интересы развиваются на основе знаний. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В жизни ребенка игра занимает большое место. Через нее дети познают окружающий мир, получают знания о различных предметах и явлениях, овладевают речью в общении с дру гими людьми. С поступлением в школу доми нирующей становится учебная деятельность, но дети по-прежнему с большим интересом от носятся к разным играм и головоломкам. Их привлекает сам процесс игры. В игре дети чаще проявляют свою активность, находчи вость, сообразительность. В игре они добивают ся порой самых высоких для себя результатов.

Игры имеют большое значение для общего  развития детей. Небольшое количество пра вил-условий в них способствует развитию фан тазии, предполагает много различных вариан тов игровых действий, дает возможность раз вивать логическое мышление. Развивающие игры требуют много времени (на обдумывание учащимися своих действий, на поиск верного ответа мето дом проб и ошибок), на перебор различных вариантов решения, поэтому  проводим  их на внеклассных занятиях.

Ориентация современной школы на гу манизацию процесса образования и разно стороннее развитие личности ребенка предполагает  необходимость гармоничного сочетания собственно учеб ной деятельности, в рамках которой фор мируются базовые знания, умения и навы ки, с деятельностью творческой, связан ной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать не стандартные задачи и т.п. Активное введе ние в традиционный учебный процесс раз нообразных развивающих занятий, специ фически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, яв ляется в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоя тельством, что сама по себе учебная дея тельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельно стью, способна привести к торможению интеллектуально го развития детей. Привыкая к выполне нию стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, кото рые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопре деленный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать само стоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет лич ность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зави сит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявле ния ряда индивидуальных интеллектуаль ных качеств, таких, как выдумка, сообра зительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Одним из основных моти вов использования развивающих упраж нений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в рав ной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рам ки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специ альной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следст вие, пониженная успеваемость в боль шинстве случаев оказываются связанны ми именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функ ций детей, приобретают особую значи мость в учебном процессе начальной шко лы. Причина тому — психофизиологичес кие особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в 6—9-лет нем возрасте, характеризующимся повы шенной сензитивностью, наиболее интен сивно протекает и, по существу, завер шается физиологическое созревание ос новных мозговых структур. Таким обра зом, именно на этом этапе возможно наи более эффективное воздействие на интел лектуальную и личностную сферы ребен ка, способное, в частности, компенсиро вать в известной степени задержки психи ческого развития, имеющие неорганическую природу (вызванные зачастую недо статочным вниманием к воспитанию и раз витию детей со стороны родителей). Еще одна важная причина, побуждаю щая активнее внедрять специфические развивающие упражнения в учебный процесс начальных классов, — возмож ность проведения эффективной диагнос тики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования ин дивидуальной работы с ними. Возмож ность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения базируются в большинстве своем на различных психодиагностичес ких методиках, и, таким образом, показа тели выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют  непосредственную информа цию о текущем уровне развития детей.

И, наконец, возможность представле ния заданий и упражнений преимущест венно в игровой форме, наиболее доступ ной для детей на этапе характерной для первых месяцев пребывания ребенка в школе смены ведущей деятельности (пе реход от игровой деятельности к учеб ной), способствуют сглаживанию и сокра щению адаптационного периода. Следует также отметить, что игровой, увлекатель ный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отли чающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

Занятия  по курсу проводятся в пер вом класс раз в неделю в течение цело го учебного года, способствуя развитию у учащихся внимания и памяти, простран ственного воображения, основ логическо го мышления. Эффективность развиваю щих занятий подтверждается  резуль татами промежуточных и итоговых тести рований уровня психического развития детей, проводимых по стандартным мето дикам.

Проведение развива ющих занятий с детьми в рамках от дельного  курса является  оптимальным с точки зрения оперативности и достоверности обработ ки результатов тестирований эффектив ности индивидуальной работы с детьми и возможности гибкого варьирования предлагаемых школьникам заданий на основе непрерывного мониторинга раз вития их психических функций.  


Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

Класс: 1-4

Учитель Байдашина С,Н,

Количество часов

Всего 33часа; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе    ФГОС начального общего образования, в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».

Учебно-методические издания  для 1- 4 классов: «Развивающие задания» тесты, игры, упражнения» 1-4 класс,  автор Языканова Е.В.  , издательство «Экзамен», год издания 2010-2011

Календарные  сроки

№  уроков

Тема,

количество часов

Планируемые результаты.

Освоение предметных знаний.

Универсальные учебные действия

(личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1  класс (33ч)

Знакомство учащихся с основным содержанием курса. Пространственно-ориентационные задания.

Н.ш.№4-1998г с.13

Воспроизведение периодически повторяющегося узора.

Мозаика.

Самостоятельно придумать  повторяющийся графический узор.

Составить различные двухцветные картинки по приведённому образцу.  Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Пространственно-ориентационные задания.

Развитие математического аспекта логического мышления.

Н.ш.№4-1998г с.13

Воспроизведение периодически повторяющегося узора.

Мозаика.

Продолжение закономерности.

Самостоятельно придумать  повторяющийся графический узор.

Составить различные двухцветные картинки по приведённому образцу.  Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Пространственно-ориентационные задания. Развитие математического аспекта логического мышления.

Н.ш.№4-1998г с.15

Воспроизведение периодически повторяющегося узора с различными цветами.

 Мозаика.

Продолжение закономерности.

Самостоятельно придумать  повторяющийся графический узор.

Составить различные двухцветные картинки по приведённому образцу.  Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального мышления. Развитие визуальной памяти.

Н.ш.№4-1998г с.16,

пособие с.8-9

«Исключи лишнее».

Подбор слов по аналогии.

Рисование по точкам.  

Воспроизведение периодически повторяющегося узора с различными цветами.

Находить «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию. Понять, как связаны слова в первой паре, и подобрать подходящее по смыслу слово. Делить слова на группы, объяснять принцип группировки.  Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального мышления. Развитие визуальной памяти. Развитие математического аспекта логического мышления.

Н.ш.№4-1998г с.15,

 пособие с.10-11

Нахождение слова в слове.

 Рисование фигуры по приведённому образцу.  Продолжение закономерности.

Рисование по точкам.

Находить новые слова. Рисовать фигуры по образцу. Продолжать закономерность.  

Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

Н.ш.№4-1998г с.15,

 пособие с.12-13

Превращение одних слов в другие.

Нахождение пропущенного слова.

«Дорисуй девятое».

 Рисование по точкам.

Изменять одну букву в каждом слове, чтобы получалось новое слово (название животного). Дорисовывать  недостающую фигуру.  Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

Н.ш.№4-1998г с.15,

 пособие с.14-15

Продолжение логического ряда.

Рисование по точкам.

«Восстанови порядок».

 Воспроизведение периодически повторяющегося узора с различными цветами.

Самостоятельно придумать периодически повторяющийся узор с различными цветами.  

Ориентироваться на листе бумаги.

Располагать  слова в правильном порядке.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

Н.ш.№4-1998г с.15,

 пособие с.16-17

Продолжение логического ряда.

Рисование по точкам.

Воспроизведение периодически повторяющегося узора с различными цветами.

Выявить закономерность и продолжить логический ряд. Находить общее название каждой группе слов.  Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать  выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

Н.ш.№4-1998г с.15,17;

 пособие с.18-19

Нахождение лишнего слова.

Рисование по точкам.

 «Дорисуй девятое».

Заменять каждое словосочетание одним словом.

 Находить отличия.

Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

Н.ш.№4-1998г с.16,

 пособие с.20-21

Продолжение цепочки слов.

Рисование по точкам.

«Внимательный художник».

Заменять каждое словосочетание одним словом.

 Находить отличия.  

Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

Н.ш.№4-1998г с.16,

 пособие с.22-23

«Точки».

Выбор правильного ответа.

Рисование по точкам.

Запомнить расположение точек, воспроизвести их, отметив на карточках. Ориентироваться на листе бумаги.

Восстанавливать слова.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

Н.ш.№4-1998г с.18,

 пособие с.24-25

Подбор антонимов к данным словам.

Рисование по точкам.

«Что перепутал художник?»

Вставлять пропущенные числа.

Выявить на рисунке допущенные ошибки.  Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

 пособие с.26-27

Игра «Шифровальщик» (с.10).

Нахождение общего названия каждой группе слов. Рисование по  точкам.

Используя шифр, находить слова, спрятанные за цифрами. Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

Н.ш.№4-1998г с.15,

 пособие с.28-29

Игра «Шифровальщик» (с.10).

Рисование подобной фигуры.

«Допиши по аналогии».

Найти закономерность в составлении узора и продолжить его. Нарисовать такой же домик. Ориентироваться на листе бумаги.

 Находить лишнее слово.  

Устанавливать связи между понятиями. Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

 пособие с.30-31

Игра «Шифровальщик» (с.10).

«Допиши по аналогии».

«Допиши наоборот».

Невербальные задачи, предполагающие активизацию мышления.  

Найти закономерность в составлении узора и продолжить его. Нарисовать такую же собачку.

Ориентироваться на листе бумаги.

Назвать, где живут эти животные.

Устанавливать связи между понятиями.

 Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

Н.ш.№4-1998г с.15,

 пособие с.32-33

«Восстанови слова».

Рисование подобной фигуры.

Невербальные задачи, предполагающие активизацию мышления.  

Устанавливать связи между понятиями.

Найти закономерность в составлении узора и продолжить его.

Нарисовать такой же цветок. Ориентироваться на листе бумаги.

 Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

 пособие с.34-35,

Н. ш. № 6-1997 с.19

Нахождение подходящих слов к определениям.

Дополнение до целого слова.

Невербальные задачи, предполагающие активизацию мышления.  

Рисование подобной фигуры.

Устанавливать связи между понятиями. Продолжить ряд слов.

Найти закономерность в составлении узора и продолжить его.

Нарисовать такой же кораблик.

Определить  и нарисовать вместо ? пропущенную фигуру.

Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

пособие с.36-37,

Н. ш. № 6-1997 с.20 рис.2

Нахождение слов среди букв в таблице.

Рисование подобной фигуры.

Невербальные задачи, предполагающие активизацию мышления.  

Нахождение лишнего слова.

Находить в таблице названия животных.

Найти закономерность в составлении узора и продолжить его.

Нарисовать такую же машину. Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

пособие с.38-39,

Н. ш. № 6-1997 с.20 рис.3

Невербальные задачи, предполагающие активизацию мышления.  

 Рисование подобной фигуры.

Нахождение общего названия.

Подобрать слова, противоположные по смыслу данным.

Найти закономерность в составлении узора и продолжить его.

Нарисовать такой же грибок. Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти. 

пособие с.40-41,

Н. ш. № 6-1997 с.20 рис.4

Невербальные задачи, предполагающие активизацию мышления.  

Выбор правильного ответа.

Нахождение слова в слове.

Рисование подобной фигуры.

Обобщать, анализировать, сопоставлять, выбирать правильный ответ.

Найти закономерность в составлении узора и продолжить его.

Нарисовать такого же петушка. Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

пособие с.42-43,

Н. ш. № 6-1997 с.20 рис.5

Невербальные задачи, предполагающие активизацию мышления.    

Нахождение слов среди букв в таблице.

Рисование подобной фигуры.

Нахождение лишнего слова.

Находить в таблице названия птиц.

Найти закономерность в составлении узора и продолжить его.

Нарисовать такую же ракету.

Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

пособие с.44-45,

Н. ш. № 6-1997 с.21 рис.6,7

Нахождение недостающей фигуры.

Выбор правильного ответа.

Нахождение общего названия.

Обобщать, анализировать, сопоставлять, выбирать правильный ответ.

Найти закономерность в составлении узора и продолжить его.

Нарисовать такой же домик. Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

пособие с.46-47,

Н. ш. № 6-1997 с.21 рис.8

«Вставь по аналогии».

Рисование подобной фигуры.

«Допиши по аналогии».

Устанавливать связи между понятиями. Найти закономерность в составлении узора и продолжить его.

Нарисовать такую же рыбку. Ориентироваться на листе бумаги.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

пособие с.48-49,

Н. ш. № 6-1997 с.21 рис.9

Нахождение лишнего слова.

Классификация и деление слов на группы.

Раскрашивание картинки в соответствии с цифрами.

Классифицировать слова.

Обобщать, анализировать, сопоставлять, выбирать правильный ответ.

Объяснять принцип группировки.

Устанавливать связи между понятиями.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

пособие с.50-51,

Н. ш. № 6-1997 с.21 рис.10,11

Тренировка внимания.

Соединение половинок слов.

Раскрашивание картинки в соответствии с цифрами.

Обобщать, анализировать, сопоставлять, выбирать правильный ответ.

Представлять, мысленно развернуть недостающее изображение.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

пособие с.52-53,

Н. ш. № 6-1997 с.21 рис.12

Тренировка внимания.

Нахождение пар слов.

Раскрашивание картинки в соответствии с цифрами.

Обобщать, анализировать, сопоставлять, выбирать правильный ответ.

Соединять слова стрелочкой.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

пособие с.54-55,

Н. ш. № 6-1997 с.21 рис.13,

с.22 рис.14

Невербальные задачи, предполагающие активизацию мышления.    

Нахождение слов среди букв в таблице.

 Подбор слов-антонимов.

Раскрашивание картинки в соответствии со значками.

Анализировать, сопоставлять, выбирать правильный ответ.

 Находить в таблице названия инструментов.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

пособие с.56-57,

Н. ш. № 6-1997 с.22 рис.15

Превращение одних слов в другие.

«Составь слова».

Раскрашивание картинки в соответствии с цифрами.

Обобщать, анализировать, сопоставлять, выбирать правильный ответ.

Изменять букву в слове для получения нового слова.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

пособие с.58-59,

Н. ш. № 6-1997 с.22 рис.16

Выбор правильного ответа.

Нахождение в таблице названий фруктов.

Раскрашивание картинки в соответствии с цифрами.

Обобщать, анализировать, сопоставлять, выбирать правильный ответ.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

пособие с.60-61,

Н. ш. № 6-1997 с.22 рис.17

«Собери слова»,

«Шифровальщик».

Раскрашивание картинки в соответствии с цифрами.

Переставить буквы так, чтобы получились слова.

Использовать шифр для нахождения спрятанных слов.

 Обобщать, анализировать, сопоставлять, выбирать правильный ответ. Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

пособие с.62-63,

Н. ш. № 6-1997 с.23 рис.18

«Допиши по аналогии».

Соедини выражения.

Раскрашивание картинки в соответствии с цифрами.

Обобщать, анализировать, сопоставлять, выбирать правильный ответ.

Устанавливать связи между понятиями.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

пособие с.64-65,

Н. ш. № 6-1997 с.23 рис.19

«Допиши по аналогии».

Раскрашивание картинки в соответствии с цифрами.

Обобщать, анализировать, сопоставлять, выбирать правильный ответ.

Устанавливать связи между понятиями.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.

Развитие вербального и невербального мышления. Развитие визуальной памяти.

пособие с.66-67,

Н. ш. № 6-1997 с.23 рис.20

Нахождение одинаковых по смыслу слов.

Раскрашивание картинки в соответствии с цифрами.

Подведение итога.

Находить в таблице имена.

Обобщать, анализировать, сопоставлять, выбирать правильный ответ.

Сравнивать и оценивать выполненные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира" 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование для 1 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры на свежем воздухе"

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Игры на свежем воздухе» может рассматриваться как одна из ступеней  к формированию здорового образа жизни и неотъемлем...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов Севера"

Рабочая программа по внеурочной деятельности  разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования на период 2011 – 2016 г.г. (стандарты второго поколения); Конц...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов России"

Программавнеурочнойдеятельности    по    физкультурно-оздоровительномунаправлению«Игры  народовРоссии»разработана  для  внеурочных  занятий  суча...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Игры народов Севера"

Данная программа содействует укреплению здоровья, приобщает детей к культуре народоов Севера....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира"

Курс «Подвижные игры» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует его стратегической цели: «Создание условий для дост...