Проблемы развивающего обучения в современной школе
статья по теме

Развивающее обучение - особенный вид обучения, характеризующийся  специфическим  подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы развивающего обучения в современной школе.

Кошманова Ю.Б., ГБОУ СОШ № 312.Санкт-Петербург

Последнее десятилетие ознаменовалось переходом от единой унитарной  образовательной школы к многообразию её типов, форм и технологий (систем). Тем самым, развивающемуся образованию было задано определённое направление, способствующее гуманизации, дифференциации, вариативности.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением. В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.

Поскольку центром всей образовательной системы в  технологии развивающего обучения является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.

С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напротив, разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения. Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.

Нельзя сказать, что идея развивающего обучения нова, что раньше проблемы развития ребенка в процессе обучения не ставились и не решались.   Можно перечислить ряд имен (Л.С. Выготский,  Е.Н. Кабанова-Миллер,  Н.А. Меченская и др.), с которыми связаны проблемы развития личности в процессе обучения.

Технология развивающего обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процесса.

Можно выделить основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного развивающего процесса:

- учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

- в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

- образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

Таким образом, рассмотрев проблему развивающего обучения, можно сделать следующие выводы:

 - развивающее обучение - особенный вид обучения, характеризующийся  специфическим  подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса;

- особенность технологии развивающегося обучения заключается  в том, что она выстраивается в совместных действиях учащихся и учителя, методы работы и приемы могут создаваться прямо на уроке, учащиеся имеют возможность выбора определенных форм взаимодействия.

         Все это делает технологию развивающего обучения много функциональной.      

           Свой выбор я остановила на динамично развивающейся системе «Школа 2100», т.к. именно эта программа первой реализовала идею развивающегося образования для массовой школы.  Положительные результаты, которые наблюдаются в течение многих лет (работаю по программе с 2008) подтверждают правильность сделанного выбора. В процессе обучения по УМК «Школа 2100» в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Ученика, обучавшегося по этой программе, отличают способность принимать решения и отвечать за них; участвовать в творческом поиске, быть толерантным миру.

            Особенность программы « Школа 2100» заключается в том, что она соответствует всем тем,  требованиям  которые были изложены выше.

           Новый век требует новой личности: свободной, высоко развитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения - всем этим требованиям, по моему мнению, отвечает Образовательная система  « Школа 2100».    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"

Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....

Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната

Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...

Проблемы информатизации обучения в начальной школе

Именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использо...

Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начальной школе по новым ФГОС"

Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начлаьной школе по новым ФГОС" Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие ...

Проблемы образования учащихся в современной школе

В настоящее время проблемам образования, поиску путей его совершенствования посвящено множество исследований, как ученых, так и учителей практиков. Все шире в школьную практику внедряются ин...

Проектная деятельность в начальной школе как метод реализации развивающего обучения в современном образовании

В статье рассматривается вопрос организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе, где определено позитивное влияние исследовательской...


 

Комментарии

ну вы даете. а розги где?

ну вы даете. а розги где?