Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе».
статья по теме

Дедова Ирина Николаевна

проект классным руководителям по профилактике жестокости в классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnost_klassnogo_rukovoditelya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в классе».

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы проекта: 

 Всё чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни мы встречаемся с фактами насилия и жестокого обращения к детям.                     Разнообразные проявления жестокого обращения к детям имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологического экономического устройства. Беда в том, что долгое время мы старались обходить молчанием эту проблему, порой искренне считая, что у нас «дети являются привилегированным сословием». И уже  поэтому защищены от дурных посягательств и пренебрежения.                                                                                Рост насилия является сейчас доминирующей тенденцией для всего мира в целом. Насилие негативно по определению. Это разрушительная сила, которая унижает, насилует, подавляет, эксплуатирует кого- либо. Насилие проявляется в самых различных ситуациях и формах. Ребёнку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется  их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчинённым положением  по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны, воспитатели, учителя. Большую роль в распространении жестокости к детям неосведомлённость родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребёнку, непонимание, что не каждое наказание идёт ему на пользу. Немаловажное значение имеет и низкая  правовая культура населения, недостаточные  знания законодательных норм, охраняющий права ребёнка и гарантирующих наказание насильников. В том числе нарушение основных прав человека и ребёнка.

Практическая значимость проекта:

В современных условиях особо актуальным  утверждение, что «дети - цветы жизни» верно лишь от части. Дети, скорее всего, не цветы на дереве жизни, а его корни, поскольку их полноценное развитие сегодня в значительной степени определяет облик общества в ближайшем будущем. Отношение к детям, полнота удовлетворения их нужд и интересов не только отражает уровень социального прогресса, благосостояние, гуманность общества, но и дальновидность социальной политики государства, которое, заботясь о детях, обеспечивает надёжный фундамент для своего будущего. Этот принцип нашёл отражение в Конвенции о  правах ребёнка, которая утверждает, что «ребёнок в силу своей его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе».

Цель проекта:   включение всех обучающихся в классе  в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у них  положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирования у них объективной самооценки.

Задачи проекта:

  1. создать оптимальные условия для конструктивного взаимодействия обучающихся в классе;
  2. организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;
  3. организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного  характера;
  4. через формирование социально-бытовых, хозяйственно - экономических, правовых, общетрудовых  компетенций подготовить обучающихся к самостоятельной жизни;
  5. сформировать у обучающихся устойчивую гражданско-патриотическую позицию через привитие чувства дома, любви и ответственности не только по отношению к собственной семье, но и по отношению к школе , к своему родному городу, своей малой родине.  

Ожидаемые результаты внедрения проекта: 

Составление воспитательного плана  работы  в классе с учетом выявленных проблем , позволит проектировать  условия для развития способностей обучающихся  через расширенное и углубленное изучение любимых предметов, внеурочную работу по ним, до профессиональную подготовку.
Результаты реализации проекта  должны быть оформлены как «портфель достижений» учащегося (портфолио), включающий в себя промежуточные и итоговые работы обучающихся.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Насилие над ребенком в школе – это острейшая проблема, из-за которой каждый год калечатся миллионы детских душ и судеб. Еще недавно насилие над учениками в школах считалось нормальным явлением. Сейчас оно строго запрещено законодательством, и за него предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. Однако до сих пор, по данным общероссийской организации «Право ребенка», около 20% детей в образовательных учреждениях подвергается насилию со стороны учителей или воспитателей. Опыт работы Общественной приемной при Уполномоченном по правам ребенка Московской  области показывает, что самому унижающему и опасному насилию в образовательных учреждениях часто подвергаются самые маленькие или полностью беззащитные и зависящие от взрослых дети.                                                                                                                                                 Последствия физического и эмоционального насилия в образовательном учреждении могут быть крайне опасными для формирования личности ребенка – вплоть до трагически известных  случаев самоубийства. Масштаб и серьезность этой проблемы таковы, что она стала предметом заботы международных организаций, вплоть до ООН, а также и российского правительства. В текущем 2011 году было принято решение провести общенациональную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми.                   Говоря о насилии в школе, речь можно вести о применении насилия учителями (воспитателями) в отношении учеников или подопечных, о насилии учеников в отношении друг друга, а также, в более редких случаях, о насилии учеников в отношении учителей. Школа, как наиболее значимый для ребенка социальный институт, должна принимать все меры для борьбы с любыми формами насилия в отношении детей, поскольку насилие в школе калечит психику ребенка, формирует у него искаженные представления о мире. Школа является для ребенка основной моделью социума, и  пережитое в ней насилие оказывает негативное влияние на весь его последующий жизненный опыт.

НАСИЛИЕ УЧЕНИКОВ В ОТНОШЕНИИ ДРУГ ДРУГА

  Согласно проводимым опросам от одной до двух третей учеников подвергается насилию в той или иной форме со стороны их сверстников или старшеклассников. Хотя подобное насилие часто воспринимается педагогами как нечто нормальное в детской и подростковой среде, его травмирующее воздействие на ребенка не меньше, а часто даже сильнее, чем на взрослого человека. В унижении и насилии над ребенком не может быть ничего «нормального». Зачастую, вследствие безнаказанности, оно может принимать по-настоящему преступные формы и иметь драматические последствия.

Как распознать жертву школьного насилия?

Психологи выделяют ряд признаков, по которым можно определить, что ребенок подвергается насилию в школе:

  1. Желание, намерение агрессора причинить боль или вред;
  2. Непосредственные мотивы к действию, лежащие в основе физического или психического насилия (например, самооборона не является насилием);
  3. Неравенство сил;
  4. Неоднократность действий (преследование);
  5. Неоправданное использование силы;
  6. Очевидное удовлетворение агрессора;
  7. Очевидная подавленность со стороны жертвы.

Дети – жертвы преследований в школе испытывают постоянный стресс, тревогу, напряженность, они чувствуют себя в изоляции, теряют уверенность в себе, могут развиться различные заболевания, снизиться успеваемость. Ученик – жертва насилия не может учиться, им владеют сильные отрицательные эмоции, он не способен сосредоточиться и запоминать. Задача учителя в этом случае – понять, что поведение ребенка является результатом насилия и принять соответствующие меры: поговорить с учеником, вместе с администрацией школы продумать меры, предотвращающие насилие.

Причины и противодействие

Согласно проведенным исследованиям применение взрослым психологического насилия к детям провоцирует проявления жестокости и агрессивности со стороны детей. Так, если классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, оскорбляет и подавляет их, то в таком классе агрессивность и враждебность гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно.                                                                                                                               Жестокость детей по отношению друг к другу зависит от множества других факторов: агрессивности самих учащихся; их жизненного опыта, в том числе, пережитого ими насилия в семье; недостаточности развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствия примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений,  знаний о собственных правах и т.д. Не все эти факторы можно устранить, но школьная среда может значительно повлиять на устранение издевательств над учениками путем специально разработанной системы педагогических действий.

Это работа с потенциальными агрессорами и жертвами, включая их информирование, обучение, проведение тренингов, ролевых игр с учащимися и т.д.

На индивидуальном уровне педагог должен надлежащим образом реагировать на случаи насилия в отношении ученика со стороны других детей: принимать меры к прекращению насилия и, при необходимости, обращаться в компетентные органы по защите прав несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних при органах внутренних дел).

Причины жестокого обращения с детьми:

-безработица или низкая материальная обеспеченность;

-алкоголизм одного или обоих родителей

-одиночество или распавшийся брак;

-слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,

-физическое или психическое переутомление;

-незрелость родителей;

-эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;

-отсутствие привязанности к ребенку;

-чрезмерная требовательность;

-рождение другого ребенка;

-большое количество детей;

Задачи классного руководителя  по профилактике жестокого обращения с детьми в семье:

-Создание системы работы по профилактике жестокого обращения с детьми;

-Выявление проблем взаимодействия обучающихся в семье;

-Отслеживание состояния физического, психологического, социального здоровья обучающихся;

-Осуществление регулярного контроля за реализацией планов профилактической работы педагогическим коллективом.

Формы работы с семьей

ν Родительские собрания по актуальным проблемам, возрастным особенностям детей.(Например, «Агрессивное поведение подростков», «Конфликты семейного воспитания»;

ν Анкетирование родителей;

ν Размещение информационных материалов на сайте «Как формировать произвольность», стенде «Эмоции и чувства», в папке «В помощь родителям», в буклетах, памятках «Насилие в семье»;

ν Круглый стол с приглашением специалистов города;

ν Школа успешных родителей цель которой, психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания ребенка;

ν Тренинг для родителей и детей «Навстречу друг к другу»;

ν Совместные игры детей и родителей. «Большая регата»;

ν Индивидуальные и групповые консультации.

Формы работы с педагогами:

ν Беседы с педагогами  по вопросам:

- Как вести себя в случае раскрытия насилия;

- Как уменьшить изоляцию ребенка;

- Насилие в семье и его последствия.

ν Консультирование педагогов по итогам диагностики;

ν Мастер-класс «Конфликт – структура и сущность»;

ν Семинары «Как общаться с подростком», «Правовые основы семьи»;

ν Деловая игра «Домашнее насилие. Как не попасть в такие отношения».

Формы работы с детьми:

ν Классные часы, беседы: «Детки и предки» «Как вызвать симпатию к себе» и др.;

ν Тренинговые занятия «Позаботься о себе сам», «Моя семья», «Что делать если…», как выжить если вы в опасности»

ν Консультирование;

ν Размещение информационных материалов на сайте, стенде Темы:«Любовь», «Дружба», «Толерантность»;

ν Анкетирование учащихся: «Жизненные ценности», «Здоровый образ жизни», «Психоэмоциональное состояние детей в семейной ситуации»;

ν Встречи со специалистами города: юрисконсульт, врач;

ν Коррекционно-развивающие занятия «Коррекция расстройств поведения и эмоций»;

ν Психологическая игра «Город эмоций»;

ν Занятия по профилактике виктимного поведения.

Работа классного руководителя по профилактике фактов жестокого обращения

ν Выявление учащихся группы риска:

- Изучение личных дел учащихся;

- Составление социальной карты ученика, класса;

- Определение детей «группы риска»;

ν Изучение психолого-педагогической особенности детей:

- Наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий;

- Педагогическая характеристика обучающихся.

ν Проведение анкетирования учащихся класса с целью сбора информации о имеющихся случаях жестокого обращения с детьми в семьях.

ν Оказание консультационной помощи ребенку в семье

- Индивидуально-консультативная помощь родителям;

- Организация и проведение классных и тематических родительских собраний.

ν Обращение к специалистам службы ППМС сопровождения

ν Взаимодействие с администрацией школы.

Действия в случае выявления жестокого обращения

Классный руководитель:

ν Сообщение специалистам службы и администрации ОУ о выявленном случае жестокого обращения.

ν Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.

ν Оказание моральной поддержки ребенку.

ν Составление социально-педагогической характеристики семьи.

ν Составление индивидуального плана работы с ребенком и/или с семьей.

ν Отчет о проведенной работе по выявленному факту жестокого обращения.

Проведение массовых общественно значимых мероприятий под лозунгом «Детство без жестокости и насилия»:

- тематические классные часы;

- единый день правовых знаний, единый день психологии;

- молодежный форум;

- круглый стол;

- научно-практическая конференция;

- дискуссионный клуб;

- викторины, деловые игры;

- неделя правовых знаний, неделя профилактики алкогольных и наркотических заболеваний;

- межведомственная операция «Подросток»

ПЛАН

классного руководителя по  профилактике жестокости в классе.

№ п/п

Содержание

1

Проведение тематических профилактических классных часов

2

Классные часы по формированию правовой культуры, толерантного поведения

3

Кинолектории по профилактике детской преступности, правонарушений, бродяжничества

4

Организация встреч с инспектором ПДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики

5

Социализация детей и подростков. Работа по локальным программам «Здоровье», «Сделай свой выбор», «Я гражданин России»

6

Занятия по профориентации обучающихся  «Твоя профессиональная карьера»

7

Месячники по профилактике:

-  правонарушений среди учащихся;

-  «ХХI век – век без наркотиков»

8

Индивидуальные и коллективные беседы специалистов служб и ведомств системы профилактики, медицинских работников

9

День здоровья

10

Вовлечение обучающихся в объединения дополнительного образования:

-  участие в днях открытых дверей УДО;

-  вечер встречи «Знакомтесь, мы ваши соседи!»;

11

Диагностическая и коррекционная работа в соответствии с планом деятельности социально-психолого-педагогической службы

12

Конкурс на лучший правовой класс

13

Развитие детского самоуправления в классе

14

Организация системы спортивных мероприятий (в соответствии с планом спортивно-массовых мероприятий школы )

Любой вид жестокого обращения с детьми приводит к разным последствиям, но всех их объединяет одно – вред для психического и физического здоровья ребенка, также нередко и опасность для жизни.

    Несомненно, что экономические и психологические тяготы переживаемого нами периода не могли не сказаться на росте жестокости по отношению к детям. Все больше случаев, когда родители передают своих детей на попечение бабушек, дедушек, других родственников, государству или просто бросают, не желая обременять себя обязанностями по отношению к ним.

Что делать и куда обращаться, если Ваш ребенок, или Ваш ученик, или просто знакомый, или соседский ребенок пострадал от насилия.

  1. Нужно помнить, что независимо от возраста ребенка, характера и длительности насилия и места, где оно происходило – в семье или вне её, пострадавший нуждается в защите, поддержке и помощи взрослых. Скрывать случившееся – значит нарушать права и интересы ребенка.
  2. В тяжелых случаях, когда ребенку нанесены телесные повреждения, или психическая травма, необходимо обратиться в медицинские учреждения.
  3. Если ребенок стал жертвой преступления или дальнейшее пребывание его в семье становится опасным для жизни и здоровья, необходимо сообщить в дежурную часть РОВД,  или в опорные пункты милиции по месту жительства. Согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса РФ, Ваше заявление может быть не только письменным, но и устным. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом, принявшим заявление.
  4. Если ребенок остался без родительского попечения и в семье с ним жестоко обращаются, следует обратиться в орган опеки и попечительства.
  5. Дети, пережившие насилие, нуждаются в психологической помощи. Необходимо организовать их встречу с квалифицированным специалистом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод  по теме проекта.

 Жестокое обращение с детьми – это проблема воспроизводства жестокости в обществе. Она не привносится извне, она произрастает изнутри. Давайте решим: пройдем мимо, или сделаем все, что в наших силах, что соответствует нашей совести.                                    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод:                                                                                                                        1. Проводить в школе более раннее выявление неблагополучия  и раннюю профилактику насилия над детьми.                                                                                                                                        2. Совершенствовать и расширять методы и формы правового воспитания и  профилактических мер по жестокому обращению с детьми в школе.                                                     3.Привлекать широкий круг общественных правозащитных организаций и создания действенных механизмов работы с пострадавшими детьми.                                                                 4. Налаживание взаимодействия между структурами, работающими в интересах ребенка, с одной стороны, ребенком и его семьей - с другой.

В данной работе представлен пример составления воспитательного плана работы классного руководителя по профилактике жестокости в классе.  План составлялся  как с учетом мнения и интересов классного руководителя, так и с учетом пожеланий администрации.

Список литературы

1.Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми. - М., Психология и Педагогика,1994г.

2.Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми – М.Психология и Педагогика,1993г.

3.Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: проблемы профилактики жестокого обращения с детьми в семье. Народное образование №5,1995г.

4.Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдалённые последствия. Психологический Ж. №6, 1993г.

5.Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье. Социологические исследования.№4,2003г.

6.И.Алексеева.,   И.Г.Новосельский. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. 2-е издание. Издательство. Национальный фонд защиты детей. Москва,2010г.

7.Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие. Педагогика, №5, 1988г.

8.Конвенция ООН о правах ребёнка

9.Государственный доклад о состоянии здоровья населения в РФ,1997г.

10.Жестокость взрослых и детский суицид. Ж.Директор школы. №4,2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Организация работы классных руководителей по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Материал поможет руководителю МО классных руководителей в анализе организации работы по профилактике правонарушений, классным руководителям в разработке плана воспитательной работы с классом  в э...

Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в подростковой среде.

    Тема проявления детьми жестокости и агрессивности серьезна и трудна.Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов, психо...

Деятельность классного руководителя по профилактике жестокости в подростковой среде.

Тема проявления детьми жестокости и агрессивности серьезна и трудна.Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов, психологов, но и общества ...

"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

quot;Трудные" дети – это запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимание взрослые, не принялих мер к коррекции их поведения. В эту категорию обучающиеся, у которых не сложились пр...