Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
статья по теме

Методика организации индивидуальных исследований учащихся разработана в достаточной мере. Менее исследована и разработана организация проектной урочной деятельности учащихся и вообще, возможна ли проектно-исследовательская деятельность всего класса на уроке? Представляется, что не только возможна, но и необходима, и продуктивна. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать «вкус» к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. В статье описываются этапы проектно-исследовательской деятельности на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

     В латыни, откуда к нам пришло слово «projectus», это причастие означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». В настоящее время термины «проект» и «проектирование» чаще всего употребляются в менеджменте. В педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.

     Не столь новой, но востребованной в обучении является проектно-исследовательская деятельность учащихся. В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения. Исследование – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (не путать с практикумом).

     Исследование предполагает наличие основных этапов:

  1. постановка проблемы,
  2. изучение теории, посвящённой данной проблематике,
  3. подбор методик исследования,
  4. сбор материала, его анализ и обобщение,
  5. научный комментарий,
  6. собственные выводы.

     Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Этапы проектирования:

  1. выработка концепции,
  2. определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,
  3. создание плана,
  4. организация деятельности по реализации проекта.

     Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

     Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

     По месту, времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

  1. индивидуальное или микрогрупповое (2–5 участников) исследование проблем, выходящих за рамки программы, или более глубокое освоение программного материала во внеурочное время представленное в виде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы;
  2. коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся в рамках урока.

     Методика организации индивидуальных исследований учащихся разработана в достаточной мере. Менее исследована и разработана организация проектной урочной деятельности учащихся и вообще, возможна ли проектно-исследовательская деятельность всего класса на уроке? Представляется, что не только возможна, но и необходима, и продуктивна. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать «вкус» к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Где как не на уроке он получит такую возможность?

     Далее перед нами встаёт другой вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим, в средней – применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя, и только в старшей школе его можно использовать с полным основанием. Думается, это неверно. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т. д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.

     Первый год я работаю по развивающей системе Л. В. Занкова. Сама система ставит ученика в позицию исследователя, где он сам должен добывать знания. Проектно-исследовательскую деятельность в классе я начала на уроках литературного чтения. Учебник «Литературное чтение» сопровождается тетрадями для практических работ в двух частях, автор Самыкина С. В. под редакцией В. Ю. Свиридовой. В этих тетрадях есть особые страницы, которые так и называются «Страница исследователя», посвященные проектно-исследовательской деятельности. Цель исследовательской деятельности – к концу года создать Золотую библиотеку третьеклассника. Ребёнок может внести в неё свои любимые книги, книги, которые любили его родители. Сначала каждый работает самостоятельно, а на заключительном этапе в группе производится отбор произведений, наиболее заинтересовавших детей.

     На первом этапе, обсуждая понравившиеся рассказы и сказки, ребята задались вопросом, могут ли книги одних и тех же авторов нравиться нескольким поколениям людей. Класс разделился на исследовательские группы, объединённые по принципу сходства интересов. Каждая группа выбрала название: «Сказочники», «Пытливые», «Всезнайки» и т.д. В тетрадях были составлены списки группы, далее на страницу записывали свои любимые книги. Следующим этапом стал опрос родственников. Примечательно, что в опросе приняли участие несколько поколений. Затем ребята сравнили свои списки и выделили общее. В результате опросов сложилось несколько списков.

     Обсуждая полученные результаты, ребята пришли к выводу, что многие авторы создают произведения, которые одинаково интересны и им и их родным.

     Поиск любимых книг осуществлялся не только в школьной библиотеке, но и городских. Учащиеся привлекали ресурсы диска «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», электронную библиотеку Максима Мошкова.

     На странице исследователя в первой части тетради каждый сформировал свой список книг, которые он рекомендует в Золотую библиотеку. Этот этап исследования научил их поиску информации, методам ведения опроса, способам фиксирования и хранения информации.

     Несколько произведений учащийся прочитал после того, как узнал, что его родители зачитывались ими в детстве, и после чтения уверенно включал их в свой список.

     Чтобы предложенные произведения вошли в список группы, учащемуся необходимо было познакомить группу с ними, обосновать свой выбор. Содержание произведения пересказывалось, заинтересовавшись, члены группы перечитывали его и выносили решение.

     Следующим этапом стало обучение способам систематизации информации. К этому времени учащиеся овладели понятием жанра литературы. В результате работы оказалось, что жанр сказок представлен недостаточно полно. Тогда группа «Сказочники» организовала презентацию по сказкам, составила викторину и доказала, что многие сказки незаслуженно остаются на полках библиотеки без внимания.

     Последний этап исследования предполагает презентацию работы группы в классе. Группа выбирает способ презентации: доклад, раздача рекомендательных списков, изготовление планшета с результатами исследования, компьютерная презентация. В классе предпочтение было отдано устным докладам и планшетам, которые создавались при активной помощи родителей. Совместная работа родителей и детей помогла тем и другим лучше понять друг друга, осознать общность интересов.

     Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения дала свои результаты: качество знаний по литературному чтению 100%, все учащиеся читают целыми словами, темп чтения более 70 слов в минуту, успешно овладевают литературоведческими понятиями. Таким образом, исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.

 

Библиографический список 

 

1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. – 2000. – № 2. – C. 36–43.

2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. – № 6. – 1995.

3. Огурцова, З. И. Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе / З. И. Огурцова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 8. – С. 25–28.

4. Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 34–38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-4 классе УМК «Школа России»

ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ...

Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...