Дифференцированный подход в обучении как способ развития познавательной активности
материал по теме

Березикова Раиса Николаевна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differencirovannyy_podhod.doc404 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14г. Твери

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК СПОСОБ

ПРОФИЛАКТИКИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Обобщение педагогического опыта

                                                           

Дмитриева Светлана Николаевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории,

стаж педагогической работы – 22 года

Тверь,  2012

Cодержание

        1. Информация об опыте

        2. Технология описания опыта

        3. Результативность опыта

        4.Заключение

        4. Библиографический список

5. Приложение  

                                                                                        


1. Информация об опыте.

Тема опыта.

На протяжении всей  работы в школе меня интересовал вопрос, какие методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы. Как активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся. В процессе работы в данной школе я сформулировала тему своего исследования: «Дифференцированный подход в обучении, как способ профилактики неуспеваемости  младших школьников и средство развития познавательной активности».

Сведения об авторе опыта.

         Дмитриева Светлана Николаевна – учитель начальных классов МОУ СОШ №14 г. Твери

Дата рождения: 13.09.71

Образование: -Калининское педагогическое училище -1990г.-  (специальность – учитель начальных классов);

-ТГУ -2005г.- (специальность – учитель начальных классов);

 -МГУ ТУ -2010г.-(специальность – юрист)

Общий стаж работы – 22 года

Педагогический стаж – 22года

Стаж работы в данном учебном заведении – 22 года

Квалификация: первая квалификационная категория.

Условия становления опыта.

        Этот опыт сформирован в МОУ СОШ №14 г. Твери.

       Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них. Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большее число повторений для закрепления его, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы естественно-математического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но... не любящие математику. Конечно, можно учить столь разных индивидов одинаково, но качество обра зовательного процесса, естественно, снизится.

Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея дифференцированного подхода в обучении, как способ профилактики неуспеваемости и средство развития познавательной активности младших школьников.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части.

Таким образом, цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Актуальность опыта

Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества. В условиях начальной ступени проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.         

Следует заметить, что, несмотря, на обилие работ по осуществлению принципа дифференцированного подхода проблема остается не решенной. Острота ее обусловлена отсутствием достаточно четких позиций у исследователей, занимающихся ее разработкой. Во-первых, принцип дифференцированного обучения в большинстве случаев исследуется изолированно от других принципов дидактики, что приводит к определенному игнорированию последних в ходе реализации практических рекомендаций учителями. Во-вторых, поиски оптимальных путей реализации принципа дифференцированного подхода в обучении зачастую ведутся без учета уровня квалификации учителей и конкретных условий их деятельности. Это обстоятельство одно из основных препятствий на пути дифференциации учебного процесса. Отрывая учебный процесс от личности учителя, исследователи дают нередко такие рекомендации, реализация которых вообще невозможна в школьной практике.

Таким образом, в процессе работы обозначились противоречия между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие способностей учащихся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески   развивать себя.

Данные противоречия определили проблему исследования: каковы возможности реализации дифференцированного подхода в процессе активации познавательной деятельности?

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием определения темы исследования: «Дифференцированный подход как способ профилактики неуспеваемости младших школьников и средство развития познавательной активности».

Цель исследования - определить теоретические основы и обосновать возможность реализации дифференцированного подхода в работе по профилактике неуспеваемости младших школьников и развитии познавательной активности с учетом психофизиологических особенностей.

Объект исследования - процесс педагогического воздействия на развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - дифференцированный подход как способ профилактики неуспеваемости младших школьников и средство развития познавательной активности

Гипотеза исследования. Работа по профилактике неуспеваемости младших школьников и развитии познавательной активности будет успешной, если  при ее реализации будет осуществляться дифференцированный подход в обучении.

 В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть понятие «дифференцированный подход» в психолого-педагогической литературе.

3.Экспериментальным путем проверить эффективность дифференцированного подхода как способ профилактики неуспеваемости  младших школьников и средство развития познавательной активности.

   Актуальность данного опыта еще и  в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха»

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование учащихся; проведение педагогического мониторинга, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.

Новизна опыта.

Данный опыт можно обозначить как репродуктивный, так как этот вопрос широко рассматривался в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

 Цель его – активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся.

В процессе познавательной деятельности происходит формирование всех четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

        В ходе использования нашей концепции учитель:

  1. Переходит с позиций носителя знаний на позиции организатора познавательной деятельности;
  2. Мотивирует познавательную деятельность учащихся на игровой основе, в ходе решения проблемных ситуаций;
  3. Организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся, формирует интерес к предметам;
  4. Использует коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности, включая всех учеников в учебную деятельность, организует взаимопомощь;
  5. Создает ситуацию успеха;
  6. Организует самоанализ и самооценку собственной учебной деятельности учащимися.

Новизна опыта состоит в создании системы применения дифференцированного подхода, нацеленного на развитие познавательной активности младших школьников.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в  создании оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, потенциальных возможностей учащихся.

Диапазон  опыта

       Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.    

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №14 города Твери. В эксперименте участвовали учащиеся начальных классов.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – постановочный  – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап – собственно-исследовательский– разработка комплекса заданий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап – интерпретационно-оформительский – обработка и систематизация материала.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты  могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Теоретическая база опыта.

        Впервые понятие «дифференцированный» подход в обучении появилось за рубежом в начале двадцатого века. Основателями его считают представителей направления гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля.

В настоящее время ряд учёных (Алексеев Н.А., Бондаревская Е.В., Белухин Д.А., Демакова И.Д., Кушнир А.М., Куканова Е.В., Панюкова С.В., Якиманская И.С., Шадриков В.Д. и др.) исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении.

Ученые  в своих исследованиях выделяет следующие цели дифференциации: - обучающая цель - содействие реализации учебно-воспитательных программ посредством повышения уровня знаний и навыков каждого ребенка в отдельности, уменьшение его отставания, углубление и расширение знаний исходя из интересов и способностей умственного и психологического развития, развивающая цель -формирование и развитие логического мышления дошкольников, умение трудиться при опоре на зону ближайшего развития, воспитывающая цель - создание предпосылок для развития интересов и способностей ребенка. В методике по профилактике неуспеваемости младших школьников и развитии познавательной активности с учетом психофизиологических особенностей дифференциация нередко не направлена на решение всех указанных целей.

Идея дифференцированного подхода рассматривается сегодня в науке в разных областях знания по-разному.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В педагогической литературе различают понятия «внешней» и «внутренней» дифференциации.

Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. В этом случае понятие дифференциации сходно с понятием индивидуализации обучения.

При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности объединяются специально в учебные группы. По некоторым индивидуальным признакам: по способностям (или неспособностям), по проектируемой профессии, по интересам.

Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития: памяти, внимания, мышления, познавательной активности. Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или иным областям (предметам): к гуманитарным, точным, и т.д.

Дифференциация по неспособностям, подразумевает коррекционную работу в специальных группах (классах) говоря о личностно-ориентированном обучении, в первую очередь необходимо обращать внимание на такие виды дифференциации, как внутренняя дифференциация и внешняя дифференциация по частным способностям и интересам. С целью реализации дифференцированного подхода используется технология разноуровневого обучения.

Сущность данного опыта заключается в создании условий для развития познавательного интереса учащихся через внедрение новых педагогических технологий в преподавание; введение в урок элементов дифференциации, занимательности, новизны; использование различных форм работы, игровых моментов, творческих заданий.

Учебно-познавательная деятельность в опыте представлена как специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством; это творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость.

Дифференциация.        Дифференциация определяется как создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета их контингента, а также как комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих
мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Индивидуализация. Индивидуализация обучения – это такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. Поэтому при построении индивидуальных образовательных траекторий приоритетным, на наш взгляд, является субъектный подход к учащимся.

Теоретический анализ литературы, проведённый по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил выделить следующее: активизация познавательной деятельности требует определенной организации совместной деятельности учащихся и учителя, использования различных методов, способов и форм обучения, которые стимулируют школьников к проявлению активности и самостоятельности. Для этого необходимо, чтобы объект познания был включен в сферу деятельности школьника, и  диалектическое взаимодействие между ними  создавало бы условия проявления активности и самостоятельности. На уроках это могут быть ситуации, в  которых ученик должен:

  1. Защищать свое мнение, используя приобретенные знания;
  2. Выяснять непонятное, задавая вопросы учителю, товарищам;
  3. Оценивать ответы одноклассников, делиться своими знаниями с другими, помогать товарищам в затруднениях;
  4. Рецензировать результаты своей деятельности, вносить коррективы.

Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным ученикам, выбор форм и методов обучения с учётом особенностей и способностей ребёнка.

Рассмотрев теоретические основы использования дифференцированного подхода в психолого-педагогической литературе, мы пришли к выводам:

1. Дифференцированное обучение – это такое обучение , где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. В центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность.

2. Дифференцированный подход способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.


2.Технология описания опыта

       Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики  для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности учащихся, ликвидация неуспеваемости посредством дифференцированного подхода в обучении.

     Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

        1.Создание максимальной помощи ученику с учетом результатов  анализа контрольных работ, работы на уроке.

        2.Познание становится ведущей деятельностью в развитии ребенка.

        3. В зависимости от уровня и качества развития познавательных способностей формирование индивидуального стиля познавательной  деятельности учащихся.

        4. Замечать любые способности учеников.

        5. Создавать условия для развития познавательных способностей посредством дифференциации, как на уроках, так и во внеклассной работе.

        В данном проекте  уделяется особое внимание отработке путей формирования ученика как «субъекта» деятельности, т.е. процесс обучения построен так, чтобы школьник был равноправным его участником.

Основное назначение дифференцированных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.

Принципиальная особенность методики состоит в том, что деление детей на группы не носит постоянный характер. Учащиеся не знают о том, к какой группе каждый из них относится в данное время. Это способствует установлению в классе атмосферы товарищеской взаимопомощи, доброжелательных взаимоотношений, нет случаев зазнайства сильных учеников и не вырабатывается комплекс неполноценности у слабых.

Организации работы по дифференцированному обучению – очень сложный процесс. Я разбила всю работы на несколько этапов.

  1. Для начало нужно было совместно с психологом изучить индивидуальные  особенности детей (физические, психологические, мыслительные, личностные). Для этого я использовала личные наблюдения, информацию психолога о психологических особенностях ребенка, информацию мед.работника о здоровье ребенка, беседы с родителями.
  2. На основе полученной информации,  я пришла к выводу о необходимости деления класса на группы по разным критериям:

различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уровнем самостоятельности .

  1. Далее мне предстояло подобрать и разработать  дифференцированные задания для различных групп
  2. Важным было осуществлять  тщательный контроль  за результатами работы учащихся

Главным методическим принципом дифференциации обучения считают четко продуманное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определенной теме.

 На основе выполнения кратковременных диагностических работ, наблюдений объединяю детей в подвижные группы. Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик по разным учебным предметам может находиться в различных группах; более того, в пределах изучения одной темы его положение в группе тоже может меняться.

Объединение детей в группы производится в зависимости от их ближайших перспектив обучения.

Для успешной работы по программе я выделяю, по крайней мере,  три  группы учащихся:

1-я группа – ученики с высокими учебными способностями.  Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач

2-я  группа – учащиеся со средними способностями.

Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.

3-я группа – учащиеся  с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке.

Объединяю учащихся и в группы по умению работать самостоятельно. Здесь уже степень самостоятельности ребенка становится признаком дифференциации учебной работы.

       При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающих побуждением интереса  к получению знаний в учебе.

        Существуют различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке, на его различных этапах. Они полагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

На уроках использую различные виды продуктивных заданий, например:

  1. преобразование
  2. задания с недостающими или лишними данными;
  3. выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  4. самостоятельное составление заданий.

. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

-        усложнения  материала;

- использование условных символов

 Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельное предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все  учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается  дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске)

Дифференцированная работа по форме учебных действий.

   Различные способы дифференциации обычно используются в сочетании друг с другом. Наиболее целесообразной я  считаю  следующую организацию работы.

 Дети со средним уровнем обучаемости выполняют тренировочные упражнения из учебника самостоятельно.

 Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же упражнение под руководством учителя или самостоятельно с использованием карточек – помощниц.

 Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое  задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника

        Дифференцированные задания по объему учебного материала

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 3-й и 2-й группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое  не является обязательным для всех учеников.

        Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек.

      Осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока.  

Дифференцированный подход

  1. позволяет ученику почувствовать себя таким как все,
  2. Дает возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся.
  3. Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов.
  4. Дифференцированный подход предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
  5. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд.

Таким, образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует  подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

Приведу примеры, в которых прослеживается сочетание этих форм на различных уроках.

Использование дифференцированного подхода на уроках математики.

Для того, чтобы организовать разноуровневую работу уместно использовать индивидуальные карточки— задания, которые готовятся заранее в трёх вариантах (для трёх уровней). Карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях. Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляется дифференциация поисковой деятельности при решении задачи. Из этических соображений степень сложности указывается номером варианта (или *) в углу карточки.

Задача. «От двух пристаней, расстояние между которыми 117 км, отправились одновременно навстречу друг другу по реке два катера. Один шёл со скоростью 17 км/ч, другой — 24 км/ч. Какое расстояние будет между катерами через 2 часа после начала движения?»

1 уровень.

1. Сделай чертёж.

2. Пользуясь чертежом, найди более рациональный способ решения.

3. Запиши решение задачи:

А) по действиям;

Б) выражением.

2 уровень.

1. Закончи чертёж к задаче. Обозначь на нём данные и искомое.

2. Рассмотри рассуждение от данных к вопросу. Укажи на нём последовательность действий и арифметические знаки каждого действия.

3. Пользуясь рассуждением, запиши план решения задачи.

4. Запиши решение задачи:

А) по действиям;

Б) выражением.

5. Проверь себя! Сопоставь ответы, полученные разными способами.

3 уровень.

1. Рассмотрим чертёж к задаче и выполним задания.

А) Обведи карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние.

Б) Обведи ручкой отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторым катером.

В) Рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние.

Г) Прочитай вопрос задачи и обозначь на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние. Напиши ответ.

2. Рассмотри ещё раз решение.

3. Проверь себя! (Ответ:35 км).

Важным является вопрос об организации работы на уроке. Благодаря тому что варианты заданий приспособлены к возможностям учащихся, а печатная форма предъявления задания снимет сложности, связанные с оформлением, на уроке может быть организована самостоятельная работа учащихся. Во время этой работы есть возможность оказывать индивидуальную работу отдельным учащихся.

Но возможны и другие варианты. Например, по мере надобности можно руководить работой учащихся одного из уровней, в то время как другие работают самостоятельно.

Может быть организована и групповая работа учащихся на уроке. При этом дети каждой группы обсуждают и выполняют задания совместно. Состав таких групп может быть как одноуровневым, так и разноуровневым, в зависимости от целей, которые ставит учитель в этой работе. В конце урока работы учащихся собираются учителем для проверки.

«Прибавление суммы к числу разными способами»

3-я группа: решает тремя способами под руководством учителя, используя кружки трех цветов 5+(1+3)

2-я группа: решает самостоятельно тремя способами: 7+(2+1)

1-я группа: решает каждый пример удобным способом: 3+(7+20), 4+(6+5), 16+(3+4)

Решая одну и ту же задачу, создаётся благоприятное условие для обсуждения её сразу же после её решения. Это, с одной стороны, служит необходимой обратной связью для учителя, который получает таким образом общее представление о выполнении работы учащимися уже на уроке. С другой стороны, обратная связь осуществляется и для ученика.

Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания

Использование дифференцированного подхода на уроках русского языка.

Любая работа, в том числе по усвоению орфографии, должна быть мотивирована. Мотивацию орфографических умений и навыков можно реализовать через активизацию познавательных интересов учащихся, занимательность форм и методов работы, гибкую систему контроля знаний, умений и навыков.

Также эффективным приёмом дифференцированного подхода в обучении младших школьников является «работа в паре» или «задание для товарища». Этот приём целесообразно вводить после того, как новое орфографическое правило отрабатывалось на 2—3 уроках. Дома ученики пишут на листе в столбик несколько слов (не менее 5) на пройденное правило.

Следующий урок начинается с того, что дети, сидящие за одной партой, кладут листы с домашним заданием посередине и проверяют друг у друга правильность составления задания: автор оценивает правильность заполнения пропусков соседом знаком «+». Если ответ неверен: сигнал— красный цвет карточки. На эту работу отводится 3—4 минуты .По знаку учителя прерывают работу (если не закончена, ставят пометку, где остановились).

Форма работы «задание для товарища» направлена на воспитание у детей учебной самостоятельности. Основная роль учителя состоит здесь прежде всего в помощи отдельным группам детей по налаживанию  совместного характера их действий.

Организуя групповую работу, учитель налаживает не только деловые, но и личностные взаимоотношения между детьми, т. е. воспитывает их.

Воспитательный эффект совместной работы детей на уроке очевиден. В совместной работе дети получили недостающий им опыт самостоятельного орфографического контроля: по отношению к работам других учеников они выполняли функцию учителя, что не могло не сказаться на их собственной учебной самостоятельности.

Таким образом, групповая форма обучения должна стать надёжным условием реализации дифференцированного подхода в воспитании учебной самостоятельности учащихся, начиная с младших классов.

Огромную роль играет дифференцированный подход в работе над ошибками, допущенными учащимися при письме

Первая трудность, с которой встречается, — это разнородность ошибок среди ошибок, допускаемых учащимися, трудно бывает выделить так называемые типичные ошибки. Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления и предупреждения. Могут ли все ученики самостоятельно найти правильный путь работы над ошибками? Вторая трудность — это различный темп работы учащихся. Это особенно видно, когда каждому ученику предоставляется возможность работать сообразно его индивидуальным особенностям. Владеющие быстрым темпом ученики вынуждены ждать, когда закончат медленно работающие ученики. Те в свою очередь начинают торопиться, пропуская работу над ошибками в словах, допуская небрежность. Пропадает желание самостоятельно работать, учебный труд становится неприятным.

В предупреждении грамматических ошибок большую роль играют индивидуальные карточки-сигналы с названием правила. При первичном чтении текста обучающего диктанта учащиеся внимательно вслушиваются в текст, устно находя слова на изученные правила. При чтении каждого предложения учителем учащиеся откладывают перед собой кружки-карточки с названием правила. При письме под диктовку они уже опираются на сигналы-карточки, вспоминая правила к словам данного текста. Например: «В берёзовую рощу прилетели грачи». Учащиеся откладывают фишки: «Предлоги со словами», «окончание прилагательных ж. р.»,«чу-щу», «приставки», «безударные гласные, проверяемые ударением». Применяя такой способ написания обучающих диктантов, каждый ученик работает индивидуально, вырабатывается орфографическая зоркость, самоконтроль. Но диктанты в данном случае должны быть короткими, но очень «насыщенными» изученными орфограммами. Эффект такой работы огромен.

Более в обширном плане, но на основе предыдущей, состоит работа над текстом всего обучающего диктанта в виде игры «Нарядим ёлку». Когда на закреплённую на доске ёлку — рисунок прикрепляются таблички с названием тех правил, в словах которых они встретились. Учитель видит знания детей, осуществляется обратная связь

Закрепление изученного материала.

Индивидуальное задание по карточкам.

   Карточка 1.1. Прочитай.

Раньше коньки вырезали из дерева. По форме они напоминали лошадку. Отсюда и название коньки. 2. Спиши текст, поставь над словами знак ударения, безударные гласные, требующие проверки, подчеркни.

   Карточка 2 (для сильных учащихся). 1. Прочитай.

Раньше коньки вырезали из дерева. По форме они напоминали лошадку. Отсюда и название коньки. 2. Спиши текст, поставь над словами знак ударения, безударные гласные, требующие проверки, подчеркни. Дополни текст ещё 1-2 предложениями.

Проверка результатов выполнения самостоятельной работы начинается

с 3-й группы, потом 2-й и заканчивается 1-й.

Самостоятельное задание, связанное с новой темой,  3-я группа прослушивает дважды. Выполнение самостоятельной работы 1-й группы слушают 2-я и 3-я группы.

Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова.

1 группа: составить диктант из 10 слов (можно и больше). Слова подобрать такие, чтобы мы могли проверить слабую позицию согласных. Самый лучший диктант  возьмём для работы на уроке.

2 группа: выбрать слова с данной орфограммой из упражнения. Подобрать проверочные слова.

3 группа: вставить букву в словах, подобрать проверочные слова.

     Деление класса на группы помогает организовать  взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке чисто тоже проводится по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в  зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою значимость — он тоже выполняет посильную часть общей работы.

Использование дифференцированного подхода на уроках чтения и природоведения.

При планировании заданий по чтению у учителя есть возможность дифференцировать задания по группам учащихся, учитывая их подготовленность и способности. Особое внимание при этом желательно уделять детям, для которых чтение ещё не стало любимым занятием и у которых отстаёт ещё и техника чтения.

Выработка правильного, сознательного, выразительного чтения.

I вариант                               II вариант

Читай правильно,                                        Прочитай правильно

Найди многосоставные слова

Проверка I варианта

Найди опорные слова раскрывающие    Думай,  о чем читаешь

содержание текста

Проверка I варианта

I вариант                           II вариант

Найди образные слова                             Найти слова, выражения,

                                                                        которые понравились

Проверка I и II вариантов

I вариант                           II вариант

Подумай, каким го-                      Обрати внимание на разделительные знаки

лосом передашь свое

отношение к прочитанному

Общее задание: Прочитайте текст, подготовьтесь к правильному, выразительному, быстрому чтению.

Применение памяток на уроках чтения и в домашней работе над текстом также повышает качество знаний. Памятки составляются для того, чтобы обратить внимание детей на самое существенное в прочитанном материале, служат своеобразным планом в рассказах детей о прочитанном, используются или для выполнения домашних заданий. Выполнение заданий предложенной памяткой обязывает ученика работать с книгой, перечитывать материал классного чтения, осмысливать его и готовиться к своеобразному отчёту о прочитанном. Помимо этого, у ученика вырабатывается определённый стереотип пока что первичного восприятия читаемого произведения. Памятки дают учителю возможность предлагать учащимся различные виды работы с книгой для выполнения домашних заданий.

Таким образом, выполняя дифференцированное домашнее задание по чтению, младшие школьники учатся самостоятельно разбираться в материале чтения. Подбирать дополнительную литературу, размышлять по поводу прочитанного, готовятся спросить о непонятном, сделать сообщение о прочитанном, учатся выразительно читать изучаемое в классе произведение.

Дифференцированный подход возможен и на уроках природоведения.

При этом класс делится на 4 — 5 групп, в которой есть «лидер» — «л» (1- 2 человека), «средних» — «ср.» — (2—3 человека«, «слабых» — «сл.» —(2—3 человека). Такое деление основано на психологических особенностях детей. Эта форма организации деятельности детей:

— способствует реализации воспитательных целей, приучая их к ответственности; готовности оказать помощь другим; к партнёрству;

— способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность;

— расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению дружбы между учащимися;

— делает объективней процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.

Задача учителя — создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик активно работал, приобретая знания и умения. Более «сильные» учащиеся, видя проблему, предлагали решение, «слабые», получая подсказку, считали себя полноправными «решателями проблем».

Тема «Лес — природное сообщество».

Групповая работа. (Гербарий, открытки).

1 группа. — Берёза, рябина, ландыш, мох.

2 группа. — Лиственница, осина, орешник, подосиновик.

3 группа. — Сосна, липа, крушина, брусника.

4 группа. — Дуб, дикая яблоня, малина, лютик.

Задание. Расположить все имеющиеся организмы по «лесным этажам».

 Преимущества такой работы заключаются в следующем:

  1.   у  меня появилась возможность более тщательно отбирать методы и приемы дифференцированного подхода при обучении  учащихся;
  2. темп работы учащихся в одной группе примерно одинаков, поэтому объем

выполняемой работы и степень сложности отбираемого на урок материала в группах:  (1 группа) значительно больше, чем  во второй группе;

  1. работа  с разноуровневыми группами  мне помогла  более эффективно оценить качество знаний выпускников начальной школы.

Проведенные     исследования     позволяют     сделать     следующие выводы:

1.         Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постепенно поддерживать интерес к предмету. Технология  дифференциации обучения обеспечивает развитие у школьников мотивации к обучению, познавательной и творческой активности, предоставляет учителю возможности работать с группами близкого уровня подготовки и мотивации к обучению

2. Процесс взаимосвязи деятельностей в учебном процессе может иметь значительное разнообразие, способствующее активизации познавательной деятельности и формированию познавательных интересов учащихся; взаимосвязь познавательной и практической деятельности должна удовлетворять запросы и тех, кто углублялся в процессе познания, и тех, кто стремился непосредственно видеть результат своих практических материальных условий; взаимосвязь познания и игры должна давать пищу развитию ума, творчества школьника;

 3.Реализуя дифференцированный подход в обучении, мы получаем нового выпускника начальной школы, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Мы получаем свободную, творческую, адаптивную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества: контактность, терпеливость и терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию.


3.Результативность опыта

      Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты.

В данный период результатами моей работы являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика. Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, итоги участия в районных и заочных предметных олимпиадах, конкурсах, что позволяет говорить о достаточной степени сформированной познавательной активности учащихся.

Цель мониторинга: - проанализировать и оценить результативность исследования;

-проанализировать успешность обучения с учётом индивидуальных особенностей детей;

-обобщить данный опыт работы, внести коррективы.

Использование дифференцированного обучения и вовлечение учащихся в активную учебно -  познавательную деятельность на всех этапах урока, максимальное использование самостоятельности учащихся позволяет обеспечить положительную динамику:

Диагностика психологических характеристик учащихся

Класс

мышление

умственная

активность

память

внимание

  выс

сред.

Низ

выс.

Сред.

Низ.

Выс.

Сред.

Низ.

Выс.

Сред.

Низ.

1

9

12

6

9

12

6

12

10

5

8

13

6

2

12

10

5

15

8

4

14

10

3

12

11

4

3

16

9

2

17

9

1

16

9

2

16

10

1

Как мы видим из таблицы, уровень познавательных процессов увеличивается, что говорит о положительной динамике.

Диагностика уровня форсированности учебно – познавательных  видов деятельности.

  Количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности выросло на 11% , со средним – на 9%, с низким уровнем стало на 20% меньше.

 Анализ знаний учащихся за 3 года  показал, что учебный материал учащимися усвоен. Качество знаний постепенно растет.

        В ходе работы проводился мониторинг уровня обученности.  Пробный мониторинг проводился в сентябре, за первое полугодие в декабре и в мае за второе полугодие. Результат от 80% до100% означает, что программный материал усвоен на оптимальном уровне. Результат от 65% до80% -на допустимом уровне. Уровень ниже 50% считается недопустимым.

Качество знаний по предметам в %

Рассмотрим динамику качества знаний по предметам.

Как видно из диаграммы качество знаний растет, что говорит о положительной динамике.

     Учащиеся улучшили свои результаты.   Это  позволяет говорить о высоком результате в обучении. Высокий результат достигается за счёт развития познавательной  активности учащихся  в условиях уровневой дифференциации.


Заключение

Современная образовательная обстановка в начальной школе по дифференцированному подходу в совокупности его компонентов выдвигает на первый план организацию и управление целенаправленной учебной деятельности ученика в общем контексте его жизнедеятельности.

Исходя из интересов и индивидуальных особенностей каждого учащегося, повысить результат обучения и развития логического мышления учащегося возможно, если использовать приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развития.

Гипотеза о том, что работа по профилактике неуспеваемости младших школьников и развитии познавательной активности будет успешной, если

- при ее реализации будет осуществляться дифференцированный подход в обучении подтвердилась.

Направления обучения в образовательном процессе отражают поиск психолого — педагогической наукой того, как оптимизировать этот процесс, что и призван обеспечить дифференцированный подход. Такие идеи, как дифференциация и интеграция его содержания, личностно-ориентированное обучение и педагогика сотрудничества определяют кардинальную направленность современного образования.

Во— первых, ликвидируются противоречия вопределениях содержания учебного задания — несоответствие содержания, характера, степени трудности задания, ориентированного на среднего ученика и познавательных возможностей сильных и слабых учеников.

Во — вторых, ослабляется противоречие организационных форм учебной деятельности — темп фронтальной работы класса и темп индивидуальной работы каждого ученика.

В — третьих, в данном случае дифференцированный подход осуществляется не как приспособление обучения к индивидуальным особенностям учащихся, а как приспособление индивидуальных особенностей к процессу обучения. Обучение не приспосабливается к развитию, а ведёт его за собой, что гораздо успешнее достигается при индивидуальном подходе

В — четвёртых, данный подход позволяет повысить уровень притязаний личности, вырабатывает правильную самооценку, способствует самоутверждению личности.

Данный подход позволяет ученику проявить, дает возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд.


Библиографический список:

  1. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации.- М.: Просвещение, 1994.
  2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Просвещение, 1998.
  3.  Лукьянова М.И. Дифференцированное обучение как педагогическая проблема // Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учеб.пос. Ульяновск. 1988.
  4. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших    школьников. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Фомина И.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на 1 ступени обучения. – Волгоград: Учитель, 2009.


                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ

Определение психологических характеристик учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика «Учебная деятельность» Л.И. Цеханской

Цель: определение уровня овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умение подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого.

Ребенку дается задание – составить узор под диктовку взрослого путем соединения расположенных рядами фигурок с соблюдением заранее заданных правил.



Рис. 1. Материал для заданий методики «Учебная деятельность»

(а – образец узора для первой страницы, б – материал для выполнения заданий)

Материал

Тетрадь, состоящая из четырех страниц. На каждой странице изображены 3 ряда мелких геометрических фигур размером 2x2 мм. Верхний ряд состоит из треугольников, средний – из кружков, нижний – из квадратов. Фигурки верхнего и нижнего рядов распо¬ложены друг под другом, среднего – в промежутках между ними (см. рис. 1, б). В верхней части первой страницы расположена кроме того короткая полоска из этих фигур, на которой дан образец узора (рис.1, а).

Детям предлагается нарисовать несколько узоров под диктовку, соединяя геометрические фигуры по трем определенным правилам. Первая страница предназначена для того, чтобы дети познакоми¬лись с правилами и научились рисовать под диктовку взрослого.

Инструкция

Детям говорится: «Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружков. Вы будете соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила:

  1. два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;
  2. линия узора должна идти только вперед;
  3. каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.

Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты. (Внимание детей обращается на образец.) Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».

В процессе обучения дети производят 4 соединения, а взрослый проверяет выполнение задания и в случае необходимости исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем тот ошибся. После этого детям говорится: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте о правилах. (Правила соединения повторяются.) Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Взрослый диктует детям последовательность соединения фигурок медленно, но не повторяя одно и то же дважды. После первой серии следуют вторая и третья, которые отличаются только характером узора (см. рис.2).

Рис. 2. Образцы правильного выполнения заданий методики «Учебная деятельность» (а – вводная серия, б – первая серия, в – вторая серия, г – третья серия)

Ошибки могут быть двух типов. Первый тип связан с неточным выполнением предписаний диктанта: неправильно выбраны элементы соединения, некоторые соединения повторяются, наблюдается пропуск отдельных элементов.

Ошибки второго типа допускаются за счет нарушения правил: соединение фигур минуя кружок, «разрывы» между соединениями, соединение фигур, находящихся одна под другой.

Данная методика выявляет продвижение ребенка в овладении предпосылками учебной деятельности, которое выражается в постепенном совершенствовании необходимых для выполнения задания умений. Для более дифференцированной характеристики таких умений необходимо обратиться к анализу допущенных ребенком ошибок.

Количественная оценка результатов

Каждое правильное соединение оценивается в два балла. Правильным считается соединение, соответствующее диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним), а также за «разрывы» между правильными соединениями (пропуски «зон» соединения).

Все остальные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых баллов.

Реальное количество баллов в каждой серии будет равно разнице между набранными и штрафными баллами. Максимальное количество баллов в каждой серии – 24, а за выполнение всего задания – 72.

Методика «Учебная деятельность»

Уровень

сырые

стандартные

72

13

Высокий

71-68

11

67-64

10

63-59

9

Средний

58-52

8

51-43

7

42-35

6

34-18

5

Низкий

17-4

4

3-1

3

0

2


                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика «Изучение переключения внимания»

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания.

Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа:

  1. черного цвета от 1 до 12;
  2. красного цвета от 12 до 1;
  3. черного цвета в возрастающем порядке, а красного – в убывающем (например, 1 – черная, 12 – красная, 2 – черная, 11 – красная и т.д.).

Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.


                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ

Изучение уровня внимания у школьников

С помощью данной методики можно определить уровень внимания ученика при самостоятельной работе.

Ход выполнения задания:

Преподаватель предлагает испытуемым следующее задание: «Материал который вы получите, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте их».

Затем раздается текст, для исправления которого не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Неисправленная ошибка — это ошибка внимания.

Текст

Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. (Текст содержит 10 ошибок).

Обработка результатов

Подсчитать количество ошибок: от 0 до 2 ошибок — высший; от 3 до 4 — средний; от 5 и более — низкий уровни внимания.


                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика «Найди ошибку в пословицах»

Инструкция: Найди ошибку в пословицах. Время для выполнения задания – 3 минуты. В бланке для ответов под соответствующем номером пословицы напиши букву, на которую необходимо заменить неправильно написанную букву:

  1. Когда на горе раб свистнет.
  2. Конек – делу венец.
  3. Лучше хлеб с содой, чем пирог с бедой.
  4. Была бы фея, а хомут найдется.
  5. Бедность не порог.
  6. Где мед, там и муки.
  7. Дурная голова рогам покоя не дает.
  8. Без хозяина лом сирота.
  9. Клип клипом вышибают.
  10. Доброе слово и мошке приятно.
  11. С глаз долой – из сердца вой.
  12. С лица воду не лить.
  13. Свято тесто пусто не бывает.
  14. Первый блин колом.
  15. На горе шапка горит.

Образец бланка для ответов:

Ф.И.О. Класс

№ пословицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Правильная буква

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ для проверки:

№ пословицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Правильная буква

к

ц

в

ш

к

х

н

д

н

к

н

п

м

м

в


                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд:

  1. кукла – играть
  2. курица – яйцо
  3. ножницы – резать
  4. лошадь – сани
  5. книга – учитель
  6. бабочка – муха
  7. снег – зима
  8. лампа – вечер
  9. щетка – зубы
  10. корова – молоко

Второй ряд:

  1. жук – кресло
  2. компас – клей
  3. колокольчик – стрела
  4. синица – сестра
  5. лейка – трамвай
  6. ботинки – самовар
  7. спичка – графин
  8. шляпа – пчела
  9. рыба – пожар
  10. пила – яичница

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти C=B/A

Количество слов второго ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент механической памяти C=B/A

 

 

 

 

 

 


                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии

Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов.

Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, кот.

Инструкция. «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю.»

Затем четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке.

Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребенка:

  1. если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;
  2. зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;
  3. «кривая» в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика по определению концентрации и распределения внимания

Подготовьте лист бумаги 10x10 клеток. В клетках поместите в случайном порядке 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок и пр.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания ставить на одну фигуру крестик, а на другую – нолик.

Инструкция. «Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь».

При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик. В остальные ничего не ставить.

Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно ребенок выполняет задание.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика «Расскажи по картинке»

Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»

№ п/п

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования

Частота употребления

1

Существительные

 

2

Глаголы

 

3

Прилагательные в обычной форме

 

4

Прилагательные в сравнительной степени

 

5

Прилагательные в превосходной степени

 

6

Наречия

 

7

Местоимения

 

8

Союзы

 

9

Предлоги

 

10

Сложные предложения и конструкции

 

Оценка результатов:

10 баллов (очень высокий) – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи

8-9 баллов (высокий) – в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи

6-7 баллов (средний) – в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи

4-5 баллов (средний) – в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи

2-3 балла (низкий) – в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи

0-1 балл (очень низкий) – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу


ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика «Исключение лишнего»

Цель: изучение способности к обобщению у младших школьников.

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

  1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
  2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  3. Собака, лошадь, корова, лось.
  4. Стол, стул, пол, кровать.
  5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
  6. Очки, глаза, нос, уши.
  7. Трактор, комбайн, машина, сани.
  8. Москва, Киев, Волга, Минск.
  9. Шум, свист, гром, град.
  10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
  11. Береза, сосна, дуб, роза.
  12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

  1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
  2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» – это посуда, а остальное – еда).
  3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
  4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Описание и примеры набора заданий №1

Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из 5 приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.

Пример:

Одинаковыми по смыслу являются слова биография и ...? а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель.

Правильным будет слово жизнеописание. Поэтому оно подчеркнуто.

Следующий пример:

Противоположным к слову ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ будет слово: а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный, д) положительный.

В этом случае правильным ответом является слово положительный, оно и подчеркнуто.

Набор заданий 1 – А

1. Начальные буквы имени и отчества называются ... ? а) вензель, б) инициалы, в) автограф, г) индекс, д) анаграмма.

2. Гуманный – это ... ? а) общественный, б) человечный, в) профессиональный, г) агрессивный, д) пренебрежительный.

3. Система взглядов на природу и общество есть... ? а) мечта, б) оценка, в) мировоззрение, г) кругозор, д) иллюзия.

4. Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и ... ? а) анархия, б) абсолютизм, в) народовластие, г) династия, д) классы.

5. Наука о выведении лучших сортов растений и пород животных называется ...?
а) бионика, б) химия, в) селекция, г) ботаника, д) физиология.

6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада – это ...? а) абзац, б) цитата, в) рубрика, г) отрывок, д) конспект.

7. Начитанность, глубокие и широкие познания – это ... ? а) интеллигентность, б) опытность, в) эрудиция, г) талант, д) самомнение.

8. Отсутствие живого активного интереса к окружающему – это ... ? а) рациональность, б) пассивность, в) чуткость, г) противоречивость, д) черствость.

9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется ... ? а) резолюцией, б) постановлением, в) традицией, г) кодексом, д) проектом.

10. Противоположность понятия лицемерный будет ... ? а) искренний, б) противоречивый, в) фальшивый, г) вежливый, д) решительный.

11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о ... ? а) компромиссе, б) общении, в) объединении, г) переговорах, д) противоречии.

12. Этика – это учение о ... ? а) психике, б) морали, в) природе, г) обществе, д) искусстве.

13. Противоположностью понятия идентичный будет ... ? а) тождественный, б) единственный, в) внушительный, г) различный, д) изолированный.

14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах – это ... ? а) закон, б) иммиграция, в) воззрение, г) действие, д) эмансипация.

15. Оппозиция – это ... ? а) противодействие, б) согласие, в) мнение, г) политика, д) решение.

16. Цивилизация – это ... ? а) формация, б) древность, в) производство, г) культура, д) общение.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова приоритет и ... ? а) изобретение, б) идея, в) выбор, г) первенство, д) руководство.

18. Коалиция – это ... ? а) конкуренция, б) политика, в) вражда, г) разрыв, д) объединение.

19. Одинаковыми по смыслу являются слова альтруизм и ... ? а) человеколюбие, б) взаимоотношения, в) вежливость, г) эгоизм, д) нравственность.

20. Человек, который скептически относится к прогрессу, является ... ? а) демократом, б) радикалом, в) консерватором, г) либералом, д) анархистом.

Набор заданий 1 – А

ответ

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

Набор заданий 1 – Б

1. Эволюция – это ... ? а) порядок, б) время, в) постоянство, г) случайность, д) развитие.

2. Бодрое и радостное восприятие мира – это ... ? а) грусть, б) стойкость, в) оптимизм, г) сентиментальность, д) равнодушие.

3. Одинаковыми по смыслу являются слова антипатия и ... ? а) окружение, б) симпатия, в) отношение, г) расположение, д) неприязнь.

4. Государство, не находящееся в зависимости от других государств, является ... ? а) суверенным, б) малоразвитым, в) миролюбивым, г) процветающим, д) единым.

5. Систематизированный перечень каких-либо предметов – это ... ? а) аннотация, б) словарь, в) пособие, г) каталог, д) абонемент.

6. Предельно краткий и четкий ответ называется ... ? а) красноречивым, б) лаконичным, в) детальным, г) многословным, д) спонтанным.

7. Миграция – это ... ? а) развитие, б) условия, в) изменения, г) переселение, д) жизнь.

8. Человек, который обладает чувством меры, умением вести себя подобающим образом, называется ... ? а) общительным, б) объективным, в) тактичным, г) компетентным, д) скромным.

9. Интересная или законченная мысль, выраженная коротко и метко, называется ... ? а) афоризм, б) отрывок, в) рассказ, г) эпос, д) диалог.

10. Универсальный – это ... ? а) целенаправленный, б) единый, в) распространенный, г) полезный, д) разносторонний.

11. Противоположностью понятия уникальный будет ... ? а) прозрачный, б) распространенный, в) хрупкий, г) редкий, д) точный.

12. Отрезок времени, равный 10 дням, называется ... ? а) декада, б) каникулы, в) неделя, г) семестр, д) квартал.

13. Одинаковыми по смыслу являются слова самоуправление и ... ? а) автономия, б) закон, в) право, г) прогресс, д) зависимость.

14. Противоположностью понятия стабильный будет ... ? а) постоянный, б) знающий, в) непрерывный, г) изменчивый, д) редкий.

15. Совокупность наук, изучающих язык и литературу – это ... ? а) логика, б) социология, в) филология, г) эстетика, д) философия.

16. Высказывание, которое еще не полностью проверено, обозначается как: а) парадоксальное, б) правдивое, в) двусмысленное, г) гипотетическое, д) ошибочное.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова гегемония и ... ? а) равноправие, б) господство, в) революция, г) союз, д) отставание.

18.Тотальный – это ... ? а) частичный, б) редкий, в) всеохватывающий, г) победоносный, д) быстрый.

19. Равноценный заменитель чего-либо – это ... ? а) сырье, б) эквивалент, в) ценность, г) суррогат, д) подделка.

20. Конфронтация – это ... ? а) солидарность, б) переговоры, в) сотрудничество, г) агрессия, д) противоборство.

Набор заданий 1 – Б

ответ

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)

Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т.д.). Может применяться как для индивидуального, так и для группового обследования.

В данном пособии предложен вариант теста для детей 8-12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования.

Тест состоит из двух частей, каждая из которых имеет четыре субтеста. Все задания имеют графическую форму.

Время выполнения каждого субтеста ограничено:

 

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

1 часть

4 мин.

4 мин.

4 мин.

3 мин.

2 часть

3 мин.

3 мин.

3 мин.

3 мин.

Далее для краткости субтест будет обозначаться как – «тест».

В стимульном материале перед каждой частью методики и перед каждым тестом сформулированы инструкции. Все инструкции зачитываются вслух экспериментатором, который объясняет неясные моменты испытуемому.

При решении заданий из пяти предложенных вариантов ответов, которые обозначены буквенно, надо выбрать только один правильный и отметить его в бланке ответов (прил. I), вычеркнув соответствующую букву. Перед началом работы над каждым тестом экспериментатор засекает время. По его истечении он останавливает испытуемого с просьбой отложить в сторону бланк для ответов.

Обработка и интерпретация результатов

Результаты тестирования сверяются с ключом (прил. II). Затем подсчитывается количество правильных ответов по каждому тесту и их общая сумма в первой и второй части методики. Суммы баллов обеих частей также складываются, полученный результат является сырым баллом, который переводится в стандартную оценку IQ при помощи таблицы возрастных норм (прил. III).

Считается, что средняя норма IQ находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже него – об отставании в умственном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников

Дифференцированный подход в обучении как средство  развития познавательной активности младших школьников...

Информационная карта инновационного опыта по теме "Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников"

В данной  работе описаны все разделы из  информационной  карты  по обобщению педагогического опыта на примере  темы "Дифференцированный  подход  в  обучении ...

Выступление на педсовете по теме:"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников".

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,  которые надо решить”.Роджер ЛевинРебёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это п...