Формирование универсальных учебных действий - необходимое условие успешного обучения
статья по теме

Глотова Ольга Васильевна

Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий - необходимое условие успешного обучения

       В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?
     Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить, не только читать, писать и считать, но, формировать у детей мотивацию к обучению.  На первый план сегодня выходят образовательные результаты непредметного, а  общеучебного характера.

          Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

         В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).

           Что же такое «универсальные учебные действия»?

Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

       Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Виды универсальных учебных действий

      Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические виды.

        Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин.

        Например, на уроках математики используем  схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы использует каждый учитель при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником.

           На уроках русского языка можно использовать  разные формы представления  учебного содержания, учебных задач (символы, схемы, таблицы, алгоритмы).

Задания:

а) Нахождение схем к предложениям

б) Нахождение схем к словам

- Предлагается найти соответствующую схему к каждому слову.

 малина         оса                 Даша                слон

 В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.

Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Использование таких заданий приносит положительный результат.

      Регулятивные УУД  – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). 

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

      целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

       планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

      прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

      коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

      оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

     Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

          Поэтому ежедневно следует  создавать необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.

На уроках технологии, литературного чтения и окружающего мира -  работа в группах. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки. 

Например:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Урок технологии

 Класс делится на  две группы

 Задание: каждый ученик выполняет цветок в технике «Оригами» и выходит к доске, на которой висят плакаты  для каждой команды с изображением вазы. Каждый ребенок прикрепляет свой цветок. Чья ваза более оригинальна и красива? Дети обсуждают в командах, советуются.             Окружающий мир

Тема:  «Природные зоны».

Работа в микрогруппах.

У детей разрезанные на несколько частей карточки с изображением природных зон. Учащиеся составляют рисунок и определяют к какой природной зоне он  относится. (Фронтальная проверка)             

При этом очень важно, чтобы на уроках  каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.

 Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

         Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения приходится проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания  задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.

 Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,  для чего нужно  знание, как оно пригодится в жизни.

Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению группы.

Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках. Нашёл ошибку - молодец!

Создавая проблемную ситуацию,  вместе с детьми определяем цель урока, и со временем очень легко даже в первом классе.

 Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками  информации. Детей учат  способам эффективного запоминания.

Учитель включает детей в открытие новых знаний.

Учитель организует формы деятельности, в которой дети могли бы  усвоить нужные знания.

Общаемся с позиции сотрудничества; поощряется учебное сотрудничество между учениками.

Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы..

Дети учатся не только работать на уроке, но и выполнять домашнее задание, планировать свой досуг.

Родители - активнык помощники, тем более, помочь разобраться родителям, что это такое новый стандарт может только учитель.

 

           

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни!

   

                         

                                                   

 

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается  ряд заданий, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится здесь не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач, независимо от того, на каком предметном материале они будут предъявлены – математических, физических, химических и других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результ...

Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения

Проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное обществ...

Технология ТОГИС как средство формирования универсальных учебных действий в условиях перехода на новые ФГОС

Статья содержит краткое описание технологии ТОГИС, алгоритма работы над задачей, приведен пример работы над деятельностной задачей "Пингвины"....

"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дистанционного обучения

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из важных задач современного образования. Огромную помощь в их развитии оказывают информационно-коммуникационные технологии, ...