Гуманизация отношений, как одно из направлений гуманизации образовательного процесса.
статья по теме

Евграфова Наталья Валерьевна

В данной статье рассказывается о том, как практически  перейти к межличностному общению, к гуманизации отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гуманизация отношений, как одно из направлений гуманизации образовательного процесса.

        Свое выступление я хочу начать с притчи:

        «Один мальчик заблудился в лесу. Он ходил среди деревьев, плакал и звал маму. И вот мальчик увидел старика, который собирал коренья, ягоды, грибы. Мальчик подбежал к нему  и стал просить: «Покорми меня, я голоден. Я хочу к маме». Но старик ничего не ответил мальчику. Он молча пошел своей дорогой, продолжая заниматься своим делом.

        Мальчик какое-то время плакал и просил помочь ему, но потом, глядя на то, что делает старик, стал собирать те же ягоды, коренья и травы. Наблюдая за действиями старика, он повторял их и сам приспосабливался к условиям, в которых оказался.

        Помог ли на самом деле старик мальчику? Да, помог, заставив его приобрести свой спасительный собственный опыт, ведь «подлинное воспитание опирается на внутренние силы самой личности, будит их, стимулирует их раскрытие и развитие».

        Учителю необходимо быть примером для детей, выполняя в полную силу и со всей мерой серьезности все то, о чем он говорит детям и что с них требует; если это гимнастика, то учитель выполняет вместе с детьми на уровне своих возможностей, если это рефлексия, то учитель тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой, если это практическая работа, то учитель тоже принимает в ней участие наряду с обучающимися и т.д.

        Одним из важнейших условий комфортного существования человека в социуме является его способность к общению. Именно поэтому развитие этой способности у детей является одной из главных задач школьного обучения и воспитания. Даже небольшая перестановка мебели в классе будет способствовать этому решению. Достаточно расположить детей в классе за партами по периметру вдоль трех стен или полукругом – это уже обеспечивает заметное снижение агрессивности и повышение эффективности их общения.

        Положительному общению учит детей начало каждого урока с приветствия в парах, группах, в кругу. Такое приветствие выполняет функцию положительного эмоционального настроя на данный урок, обеспечивает снятие напряжения прошедшего времени, является своеобразным организационным моментом и установкой на урок.

        Активного межличностного общения требуют от детей ситуации прощания и взаимоблагодарения. Воспитание у ребят привычки благодарить окружающих их людей (а так же предметы и явления окружающего мира) за каждую малость (за солнце за окном, за улыбку, за ласковый взгляд, за помощь и т.д.) является эффективным приемом профилактики у них потребительского отношения к жизни.

        Общению детей на уроке способствует коллективная работа (в парах, в четверках, в малых группах и всем классом) в технологии согласования, когда обучающиеся договариваются о том, каким образом можно создать коллективный продукт, объединив результаты индивидуальной деятельности. Здесь особенно важны два правила, устанавливающие такие нормы поведения, общения и взаимоотношений, следуя которым обучающиеся постепенно учатся принимать мнения других, отличные от их собственных,  и выстраивать комфортные взаимоотношения, оставаясь при этом на различных, порой противоположных позициях.

        На уроке необходимы вопросы эвристического, поискового или проблемного характера, подразумевающие ответы в форме размышления. Например: как вы думаете …, кто знает что-либо об этом…, дополнить данный ответ…, у кого по этому поводу другое мнение… и т.д. Такие вопросы активизируют мыслительную деятельность обучающихся, требуют от них напряженной умственной работы, расширяют словарный запас, учат их формулировать собственные мысли и постепенно пробуждают их «усыпленные ленью» жизненные силы, а знания, добытые в процессе размышления, превращают в их заслуженное достояние, принося детям душевную радость.

        Работа по расширению сознания детей, в результате которой обучающиеся осмысливают свою жизнь, свое поведение, свои взаимоотношения с окружающими людьми обеспечивает формирование в детях механизма гармонизации отношений  с самим собой, с другими, с миром природы  и с миром культуры.

        Особой чертой, обеспечивающей на уроке обратную связь учителя с обучающимся является рефлексия. Рефлексию можно включать в разные этапы  урока, а формы и средства ее разнообразны: устное слово, движения, поза, линия, музыка, цвет, письменное слово и многое многое другое.

        Для обеспечения гуманизации отношений учителю необходимо создавать ситуацию поддержки и тогда начинают работать вместе СО- и САМ- процессы взрослого и ребенка, действующих на равных (от сотрудничества, содействия к саморазвитию и самореализации).

        Все выше сказанное касается лишь одного уровня «учитель-ученик», но есть и другие уровни: «учитель - родители», «учитель - коллеги», «учитель – руководитель».

         Наша школа сделала свой выбор: гуманизация  образовательного процесса и потому наши отношения должны стоится на основе сотрудничества и партнерства. Партнерство- это здоровая конкуренция в деятельности для достижения высокого уровня, мастерства и результата.

Сотрудничество, сопереживание, содействие, содружество, сочувствие – все это составляющие взаимопонимания друг друга в коллективе.

Все мы разные, у каждого свои проблемы, свои трудности, своя судьба, но мы – коллектив и поэтому объединяет нас общая работа, общие  интересы, которые должны быть направлены на гуманизацию отношений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол. "Использование ИКТ как одно из средств оптимизации образовательного процесса в начальной школе"

Презентация. Показаны разнообразные приёмы использования ИКТ на различных уроках для обобщения знаний, для отработки техники чтения, для развития зрительной памяти и орфографической зоркости на уроках...

Комфортность обучения как одно из условий успешности образовательного процесса

Всем нам присуще стремление к комфорту, к тому, чтобы ничто не омрачало наш быт и труд. Предлагаю задуматься о том, как чувствуют себя в школе наши дети. Ведь учёба – это труд, и труд непростой. И от ...

«Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы»

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В....

Организация здоровьесберегающего направления в образовательном процессе

В статье рассмотрены основные виды и подходы к организации здоровьесберегающего направления в высших учебных заведениях. Также указаны некоторые методы пропаганды ЗОЖ среди студенческой молодежи. Прив...

«Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»

laquo;Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»...