Психолого-педагогическое сопровождение личностного роста ученика
статья (1 класс) на тему

Копытцева Наталья Сергеевна

Материалы третьей региональной научно-методической конференции (апрель, 2012). Из опыта работы.

Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. Педагогическая диагностика Е.Э.КочуровОй "Готов ли ребёнок к школе?", "Тест Керна - Иразека", оценка уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой; цветопись эмоциональной атмосферы коллектива А.Н.Лутошкина, параметры формирования личностной компетентности при работе с портфолио ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧЕНИКА

Н.С. Копытцева, учитель начальных классов

МБОУ « СОШ № 16»

г. Владимир

        С 1 сентября 2011 года наша школа, как и все образовательные учреждения России, перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ученика.

В современном представлении понятие «качество образования»  сводится не только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, а связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». В этой связи, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения уже не может ограничиваться только вопросами преодоления трудностей в обучении, а должна включать в себя еще и задачи обеспечения успешной социализации учащихся, профессионального самоопределения, сохранения и укрепления здоровья.

Под термином «психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов образовательного процесса. Оно осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья и работоспособности учащихся и сотрудников для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психологического состояния.

        Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. В большинстве школ есть психологи, которые занимаются приемом детей в 1 класс. Готовность к школе можно разделить на три взаимосвязанные части: физическая (оценивают медики и заносят данные в карту),  личностная (психологи оценивают ориентировку в окружающем, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициативу, умение установить контакт с детьми и взрослыми), интеллектуальная (психологи смотрят на состояние сенсорного развития, состояние развития образных представлений, состояние развития мелкой моторики, состояние развития психических процессов, умственное и речевое развитие). Нужно ли проводить педагогическую диагностику? Да. Педагогу важно знать о сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой.

        Педагогическую диагностику проводит учитель в первые дни сентября по методике Е.Э.Кочуровой «Готов ли ребенок к школе?» Экспресс-обследование включает следующие разделы:

- обследование состояния пространственного восприятия;

- выявление уровня зрительного восприятия;

- проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета;

- выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;

- выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;

- обследование фонематического слуха и восприятия;

- обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

- обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций.

Это дает учителю возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок сейчас, но и «зону его ближайшего развития».

        Исследованию подлежали 28 учеников 1 «Б» класса. По результатам проведенной диагностики высокий уровень (18-21 балл) показали 9 человек - 32%, средний уровень (14-17 баллов) показали 13 человек - 46%, низкий уровень (до 13 баллов) показали 6 человек - 21% обучающихся. Именно учитель должен осуществлять такую диагностику и использовать данные, собранные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.[1]

Тест Керна – Иразека дает представление об уровне общего развития ребенка, его глазомере, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложнокоординированных движений руки, развитии моторики. Состоит тест из трех заданий:

- нарисовать фигуру человека;

- скопировать с трафарета незнакомую комбинацию штрихов (фраза «Он ел суп»);

- скопировать с трафарета десять нарисованных точек, расположив их одну под другой на равном расстоянии по вертикали и по горизонтали.[2]

По результатам этой методики исследования высокий уровень (3-5 баллов) показали 13 человек - 46%, средний уровень (6-9 баллов) показали 14 человек - 50%, низкий уровень (10 и более баллов) показал 1человек, что составило 3,6% обучающихся.

        Личностно-ориентированное обучение предполагает прежде всего активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею. Разработаны различные способы изучения школьной мотивации учащихся начальных классов. Детям, например, предлагается выполнить рисунок на тему «Что мне нравится в школе». Я оценила уровень школьной мотивации по специальной анкете, предложенной Н.Г.Лускановой. Вопросы таковы:

        1. Тебе нравится в школе или не очень?

        2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

        3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

        4. Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки?

        5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

        6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

        7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

        8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

        9. У тебя в классе много друзей?

        10. Тебе нравятся твои одноклассники?[3]

Высокий уровень школьной мотивации (25-30 баллов) показали 18 человек - 62%, средний уровень (20-24 балла) показали 5 человек - 17%, на внешнюю мотивацию (15-19 баллов) указали 3 человека - 11%, низкий уровень (14 и ниже) показали 2 человека - 7% обучающихся. Именно у этих ребят процесс адаптации протекает довольно сложно из-за ряда субъективных причин.

        Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации.

        В классе были проведены родительские собрания по темам: «Адаптация первоклассника к условиям систематического обучения», «В семье ребенок-первоклассник. Что меняется?», «Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника», «Роль совместного отдыха родителей и детей». Мы затронули вопросы физиологических и психологических трудностей адаптации, системы взаимоотношений с ребенком в семье, разобрали проблемные ситуации, памятки для родителей первоклассников. Проведены индивидуальные беседы с родителями учеников, показавших низкий уровень готовности и мотивации, а также открытые уроки и беседы с воспитателями ДОУ.

        По рекомендации педагога – психолога ДООЦ В.В.Леонтьевой, доцента кафедры педагогики и психологии здоровья ВИПКРО, курирующей первые классы нашей школы, с октября по декабрь отслеживала эмоциональное состояние учащихся с помощью цвета. Нередки случаи  в школьной практике, когда ученики о многом знают и все могут верно объяснить, а их поведение оказывается совсем не таким правильным, поступки и реальные действия – не такими нравственными, как знания и представления, ибо последние не прочувствованы, не окрашены личностным эмоциональным отношением.

        А.Н.Лутошкин пишет, что эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и к людям, процесс и результаты его практической деятельности. [4] В контексте моего исследования под эмоциями будем понимать своеобразное личностное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе. А.Н.Лутошкин под понятием «психологический климат» понимает общий настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, окружающим событиям.

Возникает ряд трудностей, потому что эмоциональная сфера, одна из интимнейших областей психики человека, куда проникнуть чрезвычайно сложно. Я использовала методики цветописи: тест Люшера, цветопись эмоциональной атмосферы коллектива А.Н.Лутошкина. Суть ее – в оценке учениками своих эмоциональных состояний, а также в оценке общей эмоциональной атмосферы класса за определенный отрезок времени, выражаемый при помощи цвета: «красный» соответствует восторгу, «оранжевый» выражает радость, «желтый» соответствует светлому, приятному настроению, «зеленый» - спокойному состоянию, «синий» - грустному, неуверенному состоянию, «фиолетовый» - тревожному, напряженному состоянию, «черный» соответствует упадку, унынию, «белый» - страх. Замеры настроения детей в начале и в конце учебного дня показали, что методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении. Потребность выговориться, поделиться тем, что на душе. Подведем итог. В октябре месяце положительные эмоции отмечались у 67,6%, негативные – 32,4%, а к концу декабря картина улучшилась: положительные эмоции ощущали 76,7%, негативные – 23,3% обучающихся. Оценивая настроение и состояние коллектива, причины колебания настроения у каждого учащегося, мы сможем сделать первый шаг к управлению своими чувствами и начнем глубже познавать существующие взаимоотношения в коллективе.

        В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.

        К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены, кроме метапредметных и предметных результатов, личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность основ российской, гражданской идентичности.[5]

Для плодотворной совместной работы учеников, педагогов, родителей над формированием положительных черт характера развивающейся личности, для самодиагностики в области развития собственной личности,  формирования основ самопознания и самовоспитания, развития личностной культуры эффективным средством стал для нас «Портфолио первоклассника» применяем стандарты второго поколения, авторы составители Е.А.Андреева, Н.В.Разваляева, изд. «Планета», 2011.

Портфолио - коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

При работе мы ставим перед собой следующие задачи:

- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

- поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;

- поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;

- формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- содействовать индивидуализации образования ученика;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

В сотрудничестве с психологом В.В. Леонтьевой  уже на этапе начала обучения мы смогли с помощью пособия отследить некоторые параметры формирования личностной компетентности:

- «Моя семья», «Правила общения в семье», «Внутренний мир человека» (становление гуманистических и ценностных ориентаций);

- «Какой Я», «Черты характера моего друга (ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, личностные качества, социальные компетентности);

- «Мир, в котором я живу», «Мой внутренний мир» (формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы);

- «Букет первоклассника», «Школьная мозаика», «Законы школьной жизни» (развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе).

Проанализировав диагностический материал, получили сводные таблицы данных по этим темам, что позволило выявить коллективный профиль класса. Ребята ценят в себе честность, ум, доброту и смелость. А в своих друзьях – честность, вежливость, справедливость, верность, ум и  доброту.  При наложении индивидуального профиля ученика можно увидеть те его особенности, которые или помогают ему влиться в коллектив или не способствуют этому. Эти результаты помогут грамотно спланировать работу по индивидуальному маршруту развития личности  каждого ученика.

Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе – выращивание опыта детей по работе со своим материалом, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Психолого-педагогическое сопровождение личностного роста ученика предполагает личностный рост всех субъектов образовательного процесса. Невозможно сопровождать другого человека на пути формирования духовности и личностной целостности, если безнравствен и бездуховен сам. Это свидетельствует о том, что педагогу необходимо непрерывно заботиться о собственном личностно-профессиональном росте и развитии, снова и снова совершая выбор между добром и злом, гуманностью и бесчеловечностью, терпимостью и цинизмом, великодушием и жестокостью.

Литература:

1.Кочурова  Е.Э.,  Беседы с учителем/ Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана – Граф, 2005.

2. Безруких  М.М., Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение,1991.

3.Лусканова Н.Г., Методы исследования детей с трудностями в обучении – М.,1993.

4. Лутошкин А.Н., Эмоциональные потенциалы коллектива – М.: Педагогика, 1988.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение формирования и развития личностных универсальных учебных действий младших школьников

Личностная диагностика  в рамках перехода на ФГОС НОО позволит оптимизироватьработу по формированию и развитию личностных универсальных учебных действий....

Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.

Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  учителем начальных классов в системе инд...

Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.

Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе индивидуа...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

Личностный рост ученика (доклад)

В данной статье дается понятие личностного роста при личностно- орпентированном обучении, как дать оценку личностного роста и составить программу личностного роста....

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...