Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.
статья на тему

Побережнюк Елена Валерьевна

Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе индивидуальных дополнительных занятий на основе диагностических данных, наблюдения, сбора информации. Автор предлагает учителям начальной школы оказывать помощь ученикам, испытывающими трудности в обучении, опираясь на знание не только возрастной психологии, но и дефектологии, логопедии, а также нейрофизиологии, нейропедагогики.    Статья: Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы

с трудностями в обучении

Аннотация. Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  учителем начальных классов в системе индивидуальных дополнительных занятий на основе диагностических данных, наблюдения, сбора информации. Автор предлагает учителям начальной школы оказывать помощь ученикам, испытывающими трудности в обучении, опираясь на знание не только возрастной психологии, но и дефектологии, логопедии, а также нейрофизиологии, нейропедагогики.

Ключевые слова: дети с трудностями в обучении, сопровождение, учитель,  диагностика, помощь, коррекционно-развивающие занятия.

Социально-экономические изменения в развитии  современного общества приводят к   переменам  и в системе образования: происходит переосмысление целей, содержания, методов вследствие развития  личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного  направления в воспитании и обучении.

Реализация федерального государственного образовательного стандарта происходит с учётом индивидуальных, общественных и государственных запросов в области общего образования [1].

Введение и реализация ФГОС по существу превращает педагогическое образование в образование психолого-педагогическое. Актуальна задача ФГОС – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей школьной успешности [2].

Эффективное освоение учебного материала  требует обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для  полноценного развития, личностного становления, формирования индивидуальности. Учителю в своей педагогической  практике часто приходится решать возникающие проблемы с усвоением учебного материала у отдельной категории учеников. Таких учащихся часто называют слабоуспевающими или детьми  с трудностями в обучении.

Такие дети, как правило, испытывают трудности в усвоении учебных знаний, умений, формировании навыков по причине низкой работоспособности, вызванной различными заболеваниями. Зачастую у этих детей слабо развиты память, внимание, восприятие, воображение, недостаточно сформированы мыслительные процессы, есть проблемы, связанные с речевым развитием.

При этом у слабоуспевающих школьников наблюдается сниженный  самоконтроль, неустойчивая целенаправленность учебной деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий обусловлен недостаточной учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. Причиной проблем в обучении может быть и педагогическая запущенность.

Любой ребёнок нуждается в реализации потенциальных возможностей ребенка и создании условий для их развития. Дети с трудностями в обучении нуждаются  в оказании помощи. Система обучения и воспитания такова, что не  исключено возникновение «факторов риска». Здоровые, нормально развивающиеся дети могут быть подвержены негативному влиянию этих факторов, а если ребёнок ослаблен психосоматическими заболеваниями, то трудно ему избежать возникновения трудностей. И поэтому одним из важных условий успешного обучения ребёнка является обеспечение его сопровождением  в образовательном процессе.

«Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. Это основное положение  психолого- педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения оптимальные условия для развития» [3].

        В самом общем смысле под «сопровождением» понимается действие, направленное на помощь, при обучении «сопровождение» -  поддержка школьников в решении ими образовательных задач.

        Структурно «сопровождение» представляет собой комплекс действий, методик, мероприятий. Отношение «сопровождения» к образовательным целям и задачам – подчинённое, вспомогательное. Смысл в том, чтобы помочь ребёнку, пришедшему в образовательное учреждение, адаптироваться к его условиям и задачам; поддержать его на  пути овладения  знаниями, умениями, навыками.

Целью психолого-педагогического сопровождения слабоуспевающего ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка (в соответствии с условно установленной нормой развития в соответствующем возрасте), психологически комфортное пребывание ребёнка с трудностями в обучении в среде своих сверстников.

Задачи  сопровождения:

• выявление причин трудностей в обучении;

• помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

• адаптация образовательной программы в соответствии индивидуальным особенностям развития ребёнка;

• формирование  психолого-педагогической компетентности  родителей и  педагогов, занимающихся образованием данной категории детей.

Способы и средства сопровождения – педагогические и психологические методы воздействия на сознание и подсознание ребёнка как непосредственно, так и опосредованно (через организацию среды и др.) В  качестве средств и приемов педагогического сопровождения следует обозначить средства и приемы индивидуального обучения [4].

Условно выделяют следующие направления:

- организация среды: материальной, методической, психологической;

- помощь непосредственно ребёнку;

- помощь преподавателям;

- работа с родителями;

- сбор и анализ информации, необходимой для реализации обозначенных направлений.

Функции сопровождения в условиях общеобразовательной школы  может быть  возложен на психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (если таковой есть). Предварительный этап сопровождения ребенка включает в себя обследование ребенка специалистами консилиума [5].

Консилиум участвует в разработке индивидуальных образовательных программ, отслеживает динамику развития ребенка, оценивает успешность ребенка с особыми образовательными потребностями в освоении программ и в случае необходимости вносит необходимые коррективы. Члены консилиума помогают педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения, а также в случае необходимости проводят индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, консультируют родителей. А если ПМП консилиума нет, то работа по психолого-педагогическому сопровождению детей с трудностями в обучении полностью ложится на плечи учителя.

 Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.

 Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка. Педагог, занятый в системе сопровождения, призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка, т. е. способствовать созданию условий на уровне семьи, школы.

Еще один важный принцип сопровождения – это принцип системности сопровождения, который реализуется через единство диагностики, коррекции и развития – определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку.

Процесс сопровождения начинается с выявления причин возникновения проблем в развитии ребёнка. Хорошо, когда учитель делает это в сотрудничестве с такими специалистами, как невропатолог, психолог, логопед, дефектолог. Но часто такой возможности у педагога нет. И учителю необходимо быть компетентным в вопросах логопедии, дефектологии, клинической психологии.

В связи с этим вопросы выявления трудностей обучения, их диагностики и преодоления выходят из сферы компетенции коррекционного педагога и становятся неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки учителей, особенно учителей начальных классов [6].

Если к учащимся, испытывающим трудности в учебе, применять традиционные методы (многократное повторение, дополнительное объяснение и др.), то добиться успеха в большинстве случаев невозможно; достигается лишь обратный результат. Учитель изо дня в день занимается с таким учеником, а успехов не заметно, ребёнок только получает негативные эмоции от таких занятий, начинает с неприязнью относиться к школе. Пошаговое выполнение заданий, направляющая, стимулирующая помощь дают временный положительный эффект. Ребёнок нуждается в коррекции и развитии высших психических функций.

Поэтому на дополнительных занятиях следует начинать с диагностических заданий внеучебного характера.  По сути, учителю необходимо провести психологическое обследование ребёнка. Начинается оно с наблюдений в естественных условиях за поведением ребёнка с целью выявить личностные особенности. Изучение школьной медицинской карты и беседа с родителями поможет выявлению причин трудностей у школьника, позволит изучить особенности самого раннего развития ребёнка.

Конечно, психологическое обследование невозможно без установления эмоционального контакта с ребёнком. После установления необходимого контакта можно приступать к исследованию особенностей его восприятия, внимания, памяти, мышления [7] .

Речевой статус детей с трудностями в обучении характеризуется разными нарушениями. Методики обследования речи рекомендуется использовать в комплексе с другими методами, направленными на выявление состояния познавательных процессов  [8].

На основе данных диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы школьника строится программа коррекционных занятий. Даже если в силу отсутствия у педагога психологической практики результаты диагностики будут неточными,  сама развивающая основа игр, упражнений в ходе индивидуальных занятий с ребёнком даст положительный результат. К тому же познавательные процессы: восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь  взаимосвязаны друг с другом.  

Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом [9].

Для преодоления школьных трудностей у этих детей должны быть определены специальные педагогические средства, основные направления коррекционно-развивающей и профилактической работы на основе своевременной диагностики и правильной квалификации особенностей психического развития ребенка [10].

Для осуществления такой работы учителю следует: во-первых, выявить характер причин, а затем и сами причины возникновения трудностей, во-вторых, систематизировать эти причины, а, как правило, причин может быть несколько, в-третьих, подобрать материал для занятий, исходя из выявленных причин, с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся [11].

В зависимости от причин возникающих трудностей педагог подбирает различные  упражнения. И чтобы упражнения эти оказались эффективными, учителю необходимо использовать не только знание возрастной психологии, но и дефектологии, нейропсихологии и нейропедагогики.

Нейропсихология помогает нам узнать, почему ребёнок плохо учится или к нему трудно найти подход и он совсем не слушается, хотя все врачи говорят, что он здоров. Нейропсихология обычно ищет поломку. Если мозг здоров, то нечего и беспокоиться.

А изучением особенностей обучения таких разных детей занимается   наука нейропедагогика. Порой  воспитывать, формировать личность берутся, не понимая, а чаще всего, просто не зная общих законов развития человека и его психики.

Детство для человека – это уникальная пора развития всех психических функций, механизмов речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые ответственны высшие структуры мозга – его кора.

У каждого ребёнка есть определённые способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны небезразличных к их проблемам взрослых [12].

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, начиная работу со слабоуспевающим учеником, в первую очередь необходимо выяснить причину его неуспеваемости. Помочь учителю в этом должны невропатолог, психолог, логопед,  и родители. И только после установления причины можно приступать к составлению индивидуальной программы работы с учащимися. Работа эта нелегкая и трудоемкая, требующая определённой психологической  и методической подготовленности учителя, но в итоге – если хоть еще один ученик перестал быть «трудным» или слабоуспевающим, еще один поверил в себя, то не зря потрачены наши усилия! Не это ли подтверждение  нашего педагогического профессионализма?

Ссылки на источники

  1. Логинова О.Б. Яковлева С.Г. Материалы курса «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов»: лекции. М.: педагогический университет. «Первое сентября» 2012.
  2. Приказ №55 ФГОС трудности в обучении Приложение № 1 к приказу управления образования администрации города Чебоксары от 30.01.2012 № 55 Муниципальная программа «Сопровождение детей с трудностями в обучении в условиях введения новых ФГОС» (начальная школа)  http://www.obrazovurmary.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5106&hry=./40783/59394/59407/116115 -  [Дата обращения 30.04.2013]  
  3. Дулисова Т.В. Психологическое сопровождение детей, имеющих трудности в обучении, общении (из опыта работы) http://festival.1september.ru -

[ Дата обращения 15.05.2013 ]

  1. Александрова Е. А. Виды педагогической  поддержки  и  сопровождения индивидуального  образования. http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html  - [ Дата  обращения 10.05.2013]
  2. Социально–педагогическое сопровождение детей группы риска на примере МОУ "Гимназия № 6"http://xreferat.ru/71/5034-1-social-no-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-deteiy-gruppy-riska-na-primere-mou-gimnaziya-6.html -  [Дата обращения 29.04.2013]
  3. Топильская Е.Е. Формирование профессиональных компетенций учителя начальных классов к психолого-педагогическому сопровождению детей с трудностями в обучении письму и чтению. http://nauka-pedagogika -  [Дата обращения 16. 05. 2013]
  4. Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка – М.; Роспедагенство, 1994  
  5. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. Пособие / Т.А. Фотекова. – 2-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007.  
  6. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2008.  
  7. Язовских М. А. ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск. Преодоление трудностей в обучении детей младшего школьного возраста с помощью проектирования индивидуального образовательного маршрута.  http://labintegro.mordgpi.ru/2011/04/26/преодоление-трудностей-в-обучении-де/ - [Дата обращения 02.05.2013]  
  8. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М. Ось-89, 2005.
  9. Языканова Е.В. Учись учиться: развивающие занятия для младших школьников \ Е.В. Языканова – М.: Чистые пруды, 2006.  

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.

Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  учителем начальных классов в системе инд...

Как помочь ученику начальных классов с трудностями в обучении?

Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  учителем начальных классов в системе инд...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и трудностями в обучении

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися начальных классов в рамках введения ФГОСО...

Карта индивидуального сопровождения ученика начальной школы.

Карта индивидуального сопровождения ученика начальной школы позволяет учителю видеть четкую картину "хорошего" ученика. Обследовав ребенка по всем пунктам становиться ясно и понятно, где западает обуч...

Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении

В статье рассматриваются проблемы в обучении детей с трудностями в обучении...

Анализ методов психолого-педагогической диагностики детского коллектива начальной школы

Анализ методов психолого-педагогической диагностики детского коллектива начальной школы . Целью любой психолого-педагогической диагностики  является изучение индивидуально-психологических особенн...