Преподавание школьных предметов с применением ИКТ
статья по теме

Афонина Лидия Леонидовна

 

Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prepodavanie_shkolnyh_predmetov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание школьных предметов с применением ИКТ

                                                                        Афонина Лидия Леонидовна

                                                                          учитель начальных классов

                                                                          МБОУ «Губинская СОШ»

 В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Именно ИКТ, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы.

Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать не только обучение адаптированным «основам информатики», а комплексное преобразование «среды обитания» учащегося. Компьютер в обучении младших школьников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.

          ФГОС считает, что ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

Мой опыт показывает, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

активизации познавательной активности и инициативности младших школьников;

развитию навыков самообразования и самоконтроля;

повышению уровня комфортности обучения;

развитию информационного мышления, формированию информационно-коммуникационной компетентности;

Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет педагогу  перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Использование информационных технологий, безусловно, играет огромную роль, в учебном процессе, повышая его эффективность и качество знаний учащихся, усиливая мотивацию к учёбе.

 Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы:

урок с мультимедийной поддержкой (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов).

урок проходит с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми работают учащиеся группами или по очереди).

           Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Проектор оказывает неоценимую помощь педагогу. Важно помнить, что для достижения ожидаемого эффекта необходимо соблюдать  определенные требования к предъявлению наглядности:

время демонстрации должно быть оптимальным, соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации, важно не переусердствовать с эффектами;

последовательность подачи изображений на экран должна быть тщательно продумана, чтобы обучающий эффект был максимально большим;

не следует увлекаться количеством слайдов, фото и т.д., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

Действенным способом работы с компьютером  в начальной школе является использование подготовленных с учетом этих требований мультимедийных презентаций. Преимущества использования на уроке презентаций перед традиционным ведением урока очевидны:

возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;

возможность обеспечить  последовательность рассмотрения темы;

возможность рассмотреть достоинства и мелкие детали художественного произведения;

возможность позволить детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задания в своём темпе.

Я использую презентации на различных уроках. Особенно часто  на уроках математики, русского языка, труда, уроках окружающего мира.     

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения.  С помощью ИКТ учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. Решить эту проблему мне помогает введение анимационных физминуток. Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы.

 В настоящий момент все учебники для общеобразовательных школ по ФГОС выходят с приложением на электронном носителе. Практика работы с этими носителями показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, обеспечивает визуализацию учебного процесса, активизирует мыслительную деятельность, может проводить уроки в активной диалоговой форме.

Компьютерная грамотность в наше время столь же необходима, как и знание букв и цифр. Каждое образовательное учреждение стремится к приобретению и использованию компьютерной техники, интуитивно воспринимая этот процесс как позитивный. В такой ситуации от педагогов требуется критическое и осторожное отношение к применению компьютеров. Множество людей постоянно общается с ним. За всю историю человек еще не имел дела с таким воздействием, режимом нагрузок, как при работе с компьютером, организм и сознание просто не успели адаптироваться.

Как пользоваться компьютером, чтобы не навредить здоровью, в особенности здоровью младших школьников? При внедрении ИКТ в начальной школе важно активно применять на уроке здоровьесберегающие технологии. Учителю, который использует на своих уроках ИКТ необходимо учитывать требования СанПиН.  Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для их здоровья. Для ребят 6,5 лет работа за компьютером  не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет − 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ −  более 3-4 уроков в неделю.

Использование ИКТ технологий, в совокупности с правильно подобранными здоровьесберегающими технологиями, как показывает моя практика,  создают необходимый уровень вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания,  предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков младших школьников.

Литература

1. ФГОС - М.: Просвещение, 2010

2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

3. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» № 4 2009г.

4. Плотникова Н. В. Использование ИКТ в начальной школе. http://www.garmvn.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "«Формирование духовно-нравственного воспитания в ходе преподавания школьных предметов»

Нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душе ребёнка сейчас, появится позднее, станет его и нашей...

«Здоровьесберегающие технологии как обязательный компонент преподавания базовых предметов начальной школы»

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Личностно-ориентированное обучение как повышение качественного уровня преподавания учебных предметов

Одним из важнейших показателей качества образования в настоящий момент является не только уровень образованности человека, но и его жизненная успешность – социальная адаптация, которая во многом завис...

Организационно-управленческая деятельность по совершенствованию преподавания отдельных предметов в рамках введения ФГОС ООО

Данный материал содержит презентацию, текст выступления на семинаре, пример работы администрации с учителем русского языка и литературы и буклет к семинару с аналогичным названием....

Системная интеграция ИКТ в процесс преподавания учебных предметов в начальной школе

Cистемная интеграция ИКТ в процесс преподавания всех учебных предметов повышает качество преподавания. ...

Гражданское и патриотическое воспитание школьников с использованием средств музейной педагогики при преподавании школьных учебных предметов

Гражданина, патриота воспитать через разовое мероприятие невозможно, это процесс продолжается с момента поступления ребенка в школу и до окончания школы. Ежедневный, ежечасный, ежесекундный. В наше вр...