Урок математики 4 класс
методическая разработка (4 класс) по теме

Прокофьева Наталия Вадимовна

 

Тема урока: Задачи на движение.

Тип урока: Систематизация и обобщение.

 

Цели:

1.  Ученики  должен уметь решать задачи вида: S = V x t   V= S :  t     t = S :  V;

   должны  анализируя условия задачи находить вариативные способы решения на основе переформулировки вопроса;  анализировать условия задачи с выходом на отработанный алгоритм;  решать задачи на движение в нестандартной ситуации.

2.  Развивать умение анализировать и интерпретировать условие  задачи, находить подходы к решению задачи, ориентироваться в нестандартных ситуациях, аргументировать свою точку зрения, принимать другое мнение.

3. Воспитывать  трудолюбие,  собранность, ответственность, умение работать в паре и классом, слушать и слышать других.

 

Формы организации: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-konkurs.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных  классов: Прокофьева  Н. В.

Урок  математики в 4 классе.

Тема урока: Задачи на движение.

Тип урока: Систематизация и обобщение.

Цели:

1.  Ученики  должен уметь решать задачи вида: S = V x t   V= S :  t     t = S :  V;

   должны  анализируя условия задачи находить вариативные способы решения на основе переформулировки вопроса;  анализировать условия задачи с выходом на отработанный алгоритм;  решать задачи на движение в нестандартной ситуации.

2.  Развивать умение анализировать и интерпретировать условие  задачи, находить подходы к решению задачи, ориентироваться в нестандартных ситуациях, аргументировать свою точку зрения, принимать другое мнение.

3. Воспитывать  трудолюбие,  собранность, ответственность, умение работать в паре и классом, слушать и слышать других.

Формы организации: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

         

                                Ход   урока.

1)  Организационный момент.  

Учитель: Сегодня  у нас с вами будет  не просто урок математики, мы будем играть в компьютерную игру. Компьютер у нас на уроке один и играть мы будем одной дружной командой. Вы знаете, что в любой игре несколько уровней, в нашей игре их будет три.

Внимание  на экран, что объединяет все эти  объекты?

( На экране движущиеся объекты: самолет,  корабль, машина, лыжник, ракета)

Ученик:  Движение.

Учитель:  В народе говорят: Движение – это жизнь!

 Вот и мы будем  двигаться в нашей  компьютерной игре. Как  вы думаете, чему посвящена игра?

Ученик: Движению.

Учитель: Какова тема урока?

Ученик: Задачи на движение.

Учитель: Какие величины присутствуют в задачах на движение?

Ученик:  Скорость, время, расстояние.

Учитель: Как найти  v ?   t ?   s ?

( Дети  называют формулы, которые постепенно появляются на доске)

Данные формулы нам сегодня  будут нужны.

2) Актуализация знаний учащихся. Определение начальных условий.

А) Фронтальная работа.

Учитель:   Птица летела со скоростью  35 км / час . Какое расстояние пролетит птица  за 2 часа?

Ученик: 70 км/ час

Учитель: Давайте отметим в табло на доске  наш с вами ответ.

45

км/ч

70 км  ●

80км

3 ч

60 км/ч

Ученик   магнитик цветной  прикрепляет  к той клетки, где  находится число 70 км.

Учитель: Что находили?

Ученик:  Расстояние.

Учитель: Как находили?

Ученик:  v ∙ t = S

Учитель: Внимание  на экран. Проверим, правильно ли мы справились.

( На экране  появляется  70км  и формула: v ∙ t = S)

Учитель: Молодцы! Дальше можете сами?

Б) Самостоятельная  работа.

 Учитель: У вас на столах  лежит карточка розового цвета.

 Вам нужно  решить две задачи.

Внимание  правила игры:  Как только решили задачу №1 выходим к доске берем  магнитик  и  находим на табло  клетку с  числом, которое является ответом  задачи.

Только после этого  приступаем к задачи №2.

( Дети решают и  выходят к доске,  демонстрируя свои ответы задач)

Итог самостоятельной работы:

 1 вариант                                                   2 вариант

45

км/ч

70 км  ●

80км

 3 ч

60 км/ч ●

                                


70 км  

90км/ч

80км

50км/ч


Учитель:  В задаче №1 что находили?

 Ученик:  Время.

Учитель:   Как находили?

Ученик:     S :  v = t

Учитель:  Внимание  на экран. Проверяем себя.

(  Появляется два ответа 1 вариант- 3ч, 2 вариант – 2ч и формула)

Учитель:   В задаче №2 что находили?

Ученик:   Скорость.

Учитель:  Как находили?

Ученик:   t = S :  v

Учитель: Внимание  на экран. Проверяем себя.

(  Появляется два ответа 1 вариант- 60км/ч,  2 вариант – 90 км/ч и формула)

Учитель: Молодцы! Теперь мы смело проходим  на следующий уровень игры.

3) Анализ и решение задач с интерпретированным условием. Поиск подходов к решению нестандартной задачи.

Работа в парах ( практическая работа).

Учитель: В народе говорят: Одна голова хорошо, а две лучше.

На этом этапе  игры  будем работать в парах.

На столах лежит зеленая карточка с задачей. Вам в паре нужно ответить на вопрос задачи, решением доказать правильность вашего ответа.

(Скорость почтового голубя  50 км/ч. Голубя выпустили за 96 км от дома.

 Успеет ли он долететь до дома за 2 часа?)

Учитель: Договоритесь в паре, кто пойдет от вашей пары доказывать ваше решение.

( От каждой пары  к доске выходит один ученик)

Учитель: Если ваш ответ  успеет -  возьми  в руки  домик, а если  вы считаете, что не успеет, то красный кружок.

Ученики выбрали сигнальную карточку в зависимости от  ответа.

Учитель: Мнения разделились, давайте разбираться. Почему ваша группа считает, что не успеет долететь до дома?

Ученик: Мы находим  путь голубя за 2 часа.

50 ∙ 2 = 100 (км)

100- 96= 4 (км)

Значит, не успеет.

Учитель: Все согласны?

Ученик:  А мы считаем, что 100 больше, чем 96, значит он пролетает  больше, чем нужно. Значит, успеет.

А у меня другое решение, находим скорость  96:2=48 км/ч. Чтобы долететь до дома голубю нужно лететь со скорость 48км/ч, а его скорость больше 50км/ч,

бесспорно – успеет!

Учитель: Вы согласны? Есть другое мнение?

Внимание  на экран. Проверяем себя.

Что находили?

Ученик:  Путь.

Учитель: Как находили?

Ученик:  v ∙ t = S

Ученик: А еще находили скорость.

Учитель: Как находили?

Ученик:  S :  t = v

Учитель: Молодцы!    Мы проходим  на другой уровень.

4)Применение полученных знаний при нахождении ошибки в решение задачи

( выход на составные задачи).

Фронтальная работа.

Учитель: Внимание на экран. Вы  видите решение задачи. Найдите ошибку.

Одновременно  навстречу друг другу  выехали два автомобиля. Скорость первого автомобиля  50 км/ч, а другого – 60км/ч. Они встретились через два часа. Какое расстояние  между городами?

  1. 50 ∙ 2= 100 (км) – путь первого автомобиля.
  2. 60 ∙ 2 = 120 (км) - путь второго автомобиля.
  3. 100+120= 210(км) – расстояние между городами.

Ответ: расстояние между городами 210 км.

Учитель: Что находили  первым действием?

Ученик:  Расстояние.

Учитель: Как находили?

Ученик:   v ∙ t = S

Учитель:  Что находили во втором действии?

 Ученик:   Расстояние.

Учитель:   Что находили в третьем действии?

Ученик:   Расстояние.

Учитель:  Где допущена   ошибка?

Ученик:   Неправильно посчитал.

Учитель:  Сейчас вы будете работать в группах, не допустите ошибок.

Групповая  работа.

Учитель: Вот мы и добрались с вами  к самому сложному уровню нашей компьютерной игры. Работать будем в группах.

На столе  лежит синяя карточка  с задачей. Вам необходимо в группе  начертить схему к задаче и решить ее.

Два   всадника выехали одновременно  в разных направлениях  из двух городов, расстояние между которыми 150 км. Скорость первого всадника 13 км/ч,

второго – 12 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут всадники через 4 часа?

Практическая работа в группе.

Учитель:  Какая группа готова  объяснить свое решение?

Ученики:  Мы рассуждали так:

  1. 13 + 12 = 25(км/ч)- скорость сближения
  2. 25 ∙ 4  = 100 (км) – расстояние двух всадников.
  3. 150- 100 = 50 ( км) – расстояние между  ними через 4 часа.

Ответ:   50 км

 Учитель: Есть вопросы к группе?

Ученик: Да, а у нас получилось  в ответе 250км

Учитель: Объясните,  как   вы     рассуждали?

Ученики:  У нас   первые два действия такие же, только  в третьем действии    мы

Решили так:    150+ 100 = 250 (км)

 Ответ:  Всадники через 4 часа  будут на расстоянии друг от друга 250 км.  

Учитель: Интересно, у нас получились два разных  мнения. Какая же группа права?

Ученик: Оба решения правильные. В первом случаи они направлялись на встречу друг к другу,  а во втором решении  в противоположном направлении.

Учитель: Внимание  на экран. Проверяем себя.  Почему задача имеет  два решения?

Ученик: В условии не сказано, в каком направлении они двигались.

5) Выход на продуктивные задачи.

Работа в группах.

Учитель: А если  в условии убрать слова: в разных направлениях, то как еще могли двигаться всадники?

Ученик: Друг за другом.

Учитель: В группах посовещайтесь и решите задачу, в которой всадники двигаются друг за другом.  Подумайте, сколько решений будет иметь новая  задача?

Практическая работа в группе.

Учитель: Сколько решений  у вас получилось?

Ученик: Два.

  1 решение.

Всадник, у которого скорость меньше, не   догоняет другого  всадника.

  1. 13-12=1(км/ч)
  2. 1∙4 = 4 (км)

Ответ: Через 4 часа  расстояние  между  всадниками

2 решение.

Всадник, у которого скорость больше, перегоняет   другого  всадника.

  1. 13 – 12 = 1 (км/ч)
  2. 1∙4 = 4 (км)

Ответ: Через 4 часа  расстояние  между  всадниками.

Учитель:  В чем разница  этих двух решений.

Ученик:  Только в том, какой всадник окажется впереди, но расстояние  через 4 часа       между ними будет 4 км.

Учитель: Внимание  на экран. Проверяем себя.

  1. Подведение итога урока. Заключительный этап игры.

Учитель: Вы молодцы! Прошли все уровни игры.

                Мы сегодня решали разные задачи, но в каждой из них, что мы находили?

Ученик:  Расстояние, время, скорость.

Учитель: Как находили?

Ученик: v ∙ t = S              

     S :  v = t

               S :  t = v

Учитель:   Поднимите, пожалуйста, руку у кого  хорошее настроение.

                  Поднимите, пожалуйста, две руки у кого прекрасное настроение.

                 Спасибо, вам за работу!

                     

 

МОУ « Средняя общеобразовательная школа №7»

«Учитель года 2009»

Представление урока математики.

Учитель начальных классов:  Прокофьева Наталия Вадимовна.

Тема урока: Задачи на движение.

Тип урока: Систематизация и обобщение.

Цели:

1.  Ученики  должен уметь решать задачи вида: S = V x t   V= S :  t     t = S :  V;

   должны  анализируя условия задачи находить вариативные способы решения на основе переформулировки вопроса;  анализировать условия задачи с выходом на отработанный алгоритм;  решать задачи на движение в нестандартной ситуации.

2.  Развивать умение анализировать и интерпретировать условие  задачи, находить подходы к решению задачи, ориентироваться в нестандартных ситуациях, аргументировать свою точку зрения, принимать другое мнение.

3. Воспитывать  трудолюбие,  собранность, ответственность, умение работать в паре и классом, слушать и слышать других.

Формы организации: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

                                        Дидактическая структура урока.

  1. Организационный момент.

а) Знакомство. Вызов интереса к компьютерной игре.

б) Активизация учащихся с помощью правил компьюторной игры.

в) Формулирование темы урока детьми.

2.  Актуализация знаний учащихся. Определение начальных условий

    а) Решение задачи на нахождение пути следования объекта.

        Фронтальная  работа.

    б) Самостоятельная работа учащихся по вариантам. Решение двух         одношаговых задач ( нахождение скорости и времени движения объекта).

        Репродуктивный метод.

  1. Анализ и решение задач с интерпретированным условием. Поиск подходов к решению нестандартной задачи. Работа в парах ( практическая работа).

Частично – поисковый метод обучения. Формирование компетентности.

  1. Применение полученных знаний при нахождении ошибки в решение задачи

( выход на составные задачи).

Проблемный метод обучения.

  1. Выход на продуктивные задачи. Работа в группах.

Исследовательский метод.

  1. Подведение итога урока. Заключительный этап игры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...