Технология ДЕБАТЫ
методическая разработка по теме

Збаранская Анжела Николаевна

Описание пед.технологии  ДЕБАТЫ.Моё выступление на конкурсе "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon debaty.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                          Заговори, чтоб я тебя увидел …

                                                                                                                                   Сократ

       В последнее время много говорится о том, что современный человек должен быть успешным, что именно школа должна закладывать основы формирования личности социально-востребованной, способной добиться успеха в жизни.

И я задумалась над тем, а что же такое успех?  Что лежит в его основе? Талант, способности, везение, удача, степень образованности?..

      Успешным хочется быть любому ребёнку и взрослому. Однако, ставя перед собой подобную, безусловно, глобальную цель, мы зачастую не представляем себе,  каким образом мы сможем её добиться.

       И неожиданно для себя я пришла к выводу, для достижения успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее таланта Если оглянуться вокруг, то людей, добившихся успеха в жизни объединяет одно общее качество- умение общаться. Замечательный романтик и сказочник Антуан де Сент-Экзюпери называл общение «единственной настоящей роскошью». Для меня общение ассоциируется с экзотическим цветком, каждый лепесток которого: личное обаяние, привлекательность, психологическая совместимость, риторическая искушённость, остроумие, находчивость, гибкость, уступчивость, толерантность, умение слушать и понимать, говорить и доказывать, уметь управлять своими эмоциями – придаёт ему уникальность и неповторимую свежесть.

    Дейл Карнеги утверждал, что «умение говорить- это наикратчайший путь к известности… И почти каждый человек может говорить так, что будет приятен и желаем в обществе…». Поэтому своё педагогическое кредо я бы сформулировала так: « Я учу общаться». С 2010 года я работаю над методической темой «Развитие речи младших школьников» А помогает мне в этом технология дебатов.    

     Решению освоить и применять на своих уроках, внеклассных мероприятиях  педтехнологию дебаты послужил тот факт, что данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей школьников, расширению их кругозора, развитию общей культуры,  интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к познавательной деятельности, навыков публичного выступления (чего зачастую наши дети боятся).
      Я считаю, что научить этому школьников мы можем, применяя

инновационные образовательные технологии, в том числе и технологию  «дебаты»,  которая получила распространение в 33 странах мира.

      "Дебаты" ведут свое начало из Античности. В Древней Греции спор считался и средством обучения, и способом познания, и важным элементом демократии. Специальные курсы ораторского мастерства и дебатов существовали и в Средние века.

       Неформальные же дебаты мы наблюдаем каждый день. Спорят начальники и подчиненные. Спорят члены различных политических партий. Спорят верующие и атеисты. Спорят представители разных конфессий. Спорят все и повсюду: в магазине, телестудии, по разным проблемам и вопросам. А ведь спор - это искусство. "Спор имеет огромное значение в жизни, науке, в государственных и научных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой".

     Сложность дебатов заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе. Поэтому уже второй год у нас существует клуб интеллектуального развития для  учащихся начальных классов «Перекресток», где я решила обучать детей правилам общения , спора.  Сначала мало кому было понятно, что это такое. Но вот собрались, стали знакомиться с  правилами  игры, с основными этапами дебатов , и стало интересно.

         И сейчас я хочу представить вашему вниманию путеводитель по Дебатам – как я это делаю.   (Слайд с картой)

    В течении 2010-2011 уч.года, когда мои ребята были в 3 классе, еженедельно мы собирались на  заседания нашего клуба. Я назвала их мастерские, их цели - познакомить школьников с историей, принципами игры, раскрыть главные содержательные моменты игры. Его содержание может быть примерно следующим:

  1. Правила игры. Философия дебатов.
  2. Роли спикеров.
  3. Риторика. Культура речи.
  4. Стиль и способ.
  5. Домашняя подготовка.
  6. Перекрестные вопросы.

      Одна из первых обязательных мастерских знакомит с расстановкой игроков и регламентом. Главное внимание уделяется  этическим основам "Дебатов", среди которых подчеркиваю  правила честности, корректности, уважительного отношения к чужим взглядам. Обращаю внимание ребят на то , что в дебатах побеждает команда, не защищающая "верное мнение", а команда, лучше аргументировавшая свою позицию, сумевшая быть более убедительной.

 (фото)

      Следующим этапом предварительной работы является мастерская «Роли спикеров».Она раскрывает обязанности и роль в структуре Дебатов каждого спикера. Это основные участники игры. Останавливаюсь на особенностях выступления каждого из спикеров (например, первому необходимо быстро и четко изложить систему аргументов - необходимо развитое логическое мышление, третий может быть более эмоциональным, ибо его задача - оставить последнее сильное впечатление о позиции команды, второй должен хорошо чувствовать себя при работе с перекрестными вопросами и т.п.).

    Нужно обязательно дать понять учащимся ,что Дебаты - командная игра, и большой процент успеха зависит от взаимодействия и слаженности команды., что, несмотря на разницу ролей, команда идет к одной цели и должна заботиться о продолжении начатой линии. Лучше всего это можно показать в процессе игры на примере отдельного аргумента: его должен выдвинуть один спикер, восстановить - второй, закрепить - третий.    

   Или например такое упражнение ,которое называется "Мысль одна, а способов ее выражения ...?": уметь 5-6 раз "выложить" главную мысль высказывания и каждый раз в другой словесной формулировке — одно из решающих условий, чтобы эта мысль запомнилась, "засела" в сознании слушателей, что очень важно в искусстве убеждения.    

      Цель этого упражнения - научиться выражать одну и ту же мысль разными средствами языка.

      Возьмите любую несложную фразу, например, "нынешнее лето будет очень жарким". Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях.

      Я обязательно  слежу за тем, чтобы не исказился смысл высказывания, не употреблялись одни и те же слова. Побеждает тот, кто предложит больше вариантов выражения суждения.

(фото)

      Мастерская « Риторика. Культура речи » имеет целью подчеркнуть роль правильной, грамотной речи в процессе игры; знакомит с элементами риторики. Содержит упражнения по композиции, стилистике (свободная ориентация в пределах иного, нежели разговорный, функционального стиля), культуре речи. Знакомит с правилами организации устного публичного выступления.

    Кроме основ грамотной речи, обращаю особое внимание на такие характеристики, как выразительность, логичность, эмоциональность речи спикеров. Для этого используем специальные упражнения , речевые разминки.

      (упражнение «Маляр» , «Скороговорки» видео)

      Следующая мастерская «Стиль и способ» .На ней  я даю детям сведения по основам публичного выступления и направлена она на развитие следующих навыков у участников Дебатов: презентационная привлекательность выступления, эффективное поведение говорящего, демонстрация уверенности, жесты и мимика, язык телодвижений и другие приемы невербальной коммуникации. Как известно, люди очень часто обращают больше внимания на то, как что-либо было сказано, нежели на то, что было сказано. В книге "Навыки искусства общения" Дэвид Д. Аккер приводит данные о том, что независимо от содержания речи, общий эффект выступления определяется сочетанием таких факторов как:

  1. визуальный контакт, такой как "глаза в глаза"; выражение лица, движения тела при произнесении речи, манеры поведения и т.д. Все это в своей совокупности составляет 55% успеха или провала выступления.
  2. речевые особенности, в том числе тон и интонации голоса - 38%;
  3. сам смысл и контекст произнесенных слов - 7%.

     К счастью, в дебатах особое внимание обращается все же на преподносимую информацию, но, при этом, хороший стиль устного выступления является очень важным навыком, который пригодится детям на протяжении всей жизни.

     В качестве наиболее важных, определяющих успех выступления, я рассматриваю.  такие факторы как: зрительный контакт, голос, мимика, психологическое самочувствие. Мои дети, участники дебатов, должны научиться контролировать свои манеры . голос , жесты. Поэтому с помощью специальных упражнений и товарищей мы работаем над их корректировкой . (Фото)

Обязательно  говорю детям об уважительном отношении участников друг к другу, к противоположной  команде, к аудитории - формированию этического кодекса участника Дебатов.

"ДОМАШНЯЯ ПОДГОТОВКА"

 Мастерская направлена на выработку у учащихся навыков самостоятельной работы с источниками, поиска и обработки, информации. После определения темы дебатов перед учащимися ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме. Информационный поиск является очень важным этапом работы над темой. Готовлю детей к тому, что для осуществления информационного поиска им потребуется целый ряд умений. Объясняю, что школьники будут учиться проводить самостоятельные исследования и выполнять работу, которую делают настоящие ученые. В качестве исследователя изучайте информацию, ищите данные, относящиеся к теме дебатов в разнообразных источниках (библиотеки, компьютерную сеть, мнения специалистов, опросы общественного мнения (одноклассников , родителей) и т.д), классифицируйте, анализируйте и затем организуйте все доказательства в логическую и четкую форму. Таким образом мы осваиваем первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

        В процессе освоения этих навыков учащиеся учатся определяют свою позицию, делать выписки, обосновывающие обе точки зрения. Я учу их делать это  на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы "за", а с другой – аргументы "против". Результаты работы с основной литературой можно оформить в виде , например , таблиц.

Очень важно, чтобы дети поняли, что  Дебаты - это не только сама игра, когда выступают спикеры. Это еще и "подводная часть айсберга", заключающаяся в кропотливой и долгой работе по выяснению сути вопроса, заявленного в теме. (Фото)

     Очень важная структурная роль отводится  раунду вопросов.  Мастерская «Перекрестные вопросы» освещает этот один из наиболее сложных элементов структуры "Дебатов" и направлена на развитие навыков внимательного слушания, с одной стороны, и умения задавать вопросы с другой. Содержит необходимые сведения по теории вопросов и упражнения на различные виды вопросов, построение цепочек вопросов и т.д.

Например, упражнения по критическому мышлению.

Учащиеся получают тему:"Перемены надо увеличить" и в течение 10 минут записывают 1-2 аргумента на утверждение и отрицание.

Затем 20 минут идёт работа в парах - обмениваются записанными аргументами и за 5 минут придумывают вопросы, чтобы принизить каждый.аргумент. Затем по очереди задают вопросы друг другу. Наиболее удачные, озвучиваются перед всем классом.

Примерные ответы:

Утверждение

это даст возможность подготовиться лучше к следующему уроку

времени на отдых будет достаточно

Отрицание

время , когда мы находимся в школе увеличится и на домашнюю подготовку времени почти не остаётся

это послужит напрасной тратой времени на переменах.

Вопросы к утверждению:

  1. Почему приготовление к уроку ведётся на перемене, а не дома? Ведь это домашнее задание
  2. Почему этого времени на ваш взгляд  мало?
    Вопросы к отрицанию:
  3. Почему надо урезать время на приготовление уроков, а не игре на компьютере?

Всегда ли тратится время переменки напрасно, а не с пользой?
  Итогом служит убедительность приведённых доводов и аргументов. Учитель определят, какая сторона убедила оппонента. Зачитываются ( по желанию) вслух самые удачные вопросы и ответы.

Важно:. По-прежнему важно соблюдение этических норм (корректность при вопросе и честность при ответе). (Фото)

      Первый год  существования Клуба «Перекресток»мы учились концентрировать внимание, исключить излишнюю эмоциональность, собирать информацию, задавать вопросы рассматривать одно и то же явление или факт с прямо противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и сомневаться в их правильности, осознанно вырабатывать жизненную позицию. В конце года мы попробовали провести первые дебаты. Тему выбрали сами учащиеся, ту , которая  больше их волнует - тема дружбы « Старый друг лучше новых двух ».Пригласили всех желающих: учащихся, родителей, учителей .(видео)

     И сейчас, спустя время, мы уже не спорим о необходимости дебатов. Мы сделали их нашим союзником в изучении школьных предметов, во внеклассной работе. В этом году начала применять элементы дебатов на уроках. Например нами были проведены мини-дебата по темам:

«Муравей поступил правильно, отказав стрекозе» (после изучения басни И.А.Крылова);

«Компьютер несет больше вреда, чем пользы»(на уроках ОЗОЖ) ;

«Никакой пользы от грибов нет» по окружающему миру (видео)

Ну и конечно, понимая всю пользу игры «Дебаты» в становлении и развитии наших детей, мы рады, что и они сами приходят к осознанию их бесспорной необходимости и полезности.

       И в завершении мы просто приведем некоторые мнения учеников: (видео)

-«…Мне нравится ходить на занятии я клуба. Мы играем, спорим, рассуждаем, высказываем свое мнение…»
-«Я хочу научиться красиво выражать свои мысли.»

-«А я хочу не бояться выступать, уверенна –это пригодится мне в жизни»

-«Советую: поучаствуйте в дебатах! Это точно поможет вам в жизни!»

     И напоследок: ПРИХОДИТЕ В КЛУБ «Перекресток»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мои домашние обязанности" с применением технологии "Дебаты".

Тема  и форма данного классного часа очень актуальны для ребят этого возраста. Он направлен на реализацию следующих целей: обсудить с ребятами проблему распределения обязанностей в семье, помочь ...

Нетрадиционное родительское собрание . Форма проведения -ДЕБАТЫ.

Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности ребёнка и воспитании д...

Дискуссия, диспут и дебаты как одна из форм проведения занятий музейной педагогики

Коммуникативная технология активно используется и при организации внеклассной деятельности: кружковой работы; экскурсий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д....

План педагогических дебатов

План проведения дебатов между педагогами по вопросам воспитания детей...

Выступление на тему: " Технология проведения учебных дискуссий (дебаты) "

Сегодняшний день требует активных форм учебного общения. Может сейчас это прозвучит странно, но классическая методика урока обрекает каждого ученика на изоляцию. Общение и обмен мыслями многие учителя...

Дебаты на уроках в начальной школе

Использование техники "Дебаты" на уроках в начальной школе....

Методическая разработка по английскому языку "Технологическая карта урока английского языка в 4 классе "Развитие навыков устной речи по теме "Одежда" с использованием технологии "Дебаты"

Тип урока- урок комплексного применения полученных знаний. Проводится на этапе повторения материала, изученного в 3-ем классе. Технология- модифицированные дебаты. Приёмы: круги контраста, класт...