Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание частицы не с глаголами"
методическая разработка (4 класс) по теме

 

Разработка  содержит конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему «Правописание частицы не с глаголами»

Я скажу Вам напрямик:
Русский – мой родной язык.
Знаю я наверняка:
Нет богаче языка,
И красивее его
Я не знаю ничего

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему «Правописание частицы не с глаголами»

Цели:

1.Расширить знания о служебных частях речи.

2.Познакомить с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами.

3.Развивать устную и письменную речь учащихся.

4.Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:

1.Учебник А.В.Поляковой «Русский язык.4класс.»

2.Карточки со словами.

3.Индивидуальные карточки с заданиями.

4.Ноутбук, экран.

Ход урока

1.Организационный момент.

- У вас есть желание работать дружно, прилежно?
Запишите число, классная работа
(СЛАЙД 1)

2.Минутка чистописания. (СЛАЙД 2)

Как обычно, урок русского языка мы начинаем с высказывания знаменитых людей. Сегодня это слова русской поэтессы АнныАндреевны Ахматовой.

И мы сохраним тебя,

Русская речь,

Великое русское слово.

                           А. А. Ахматова

- Как вы понимаете  смысл этих строк? (ответы детей)

- Почему мы должны сохранить русскую речь? Потому что сейчас многие люди засоряют родной язык, искажают его. Поэтому мы постараемся сохранить наш язык «чистым».

- Запишем эту фразу в минутке чистописания.

 - О чём будем помнить  при написании? (осанка, высота и ширина букв, расстояние между словами, о красной строке и заглавной букве)

3.. Повторение пройденного материала. (СЛАЙД 3)

   -Если перевести слова речь и слово на греческий язык, то мы услышим  известное для нас слово глагол.

Лексическое значение этого слова вы должны были узнать дома . (ответы детей)

-Придумайте однокоренные слова к слову глагол.

Глагол – глаголить, разглагольствовать,

-Кто может объяснить лексическое значение этих слов? (глаголить – говорить,

разглагольствовать– говорить многословно, бессодержательно)

4.Прием «Пометки на полях»

- Ребята, у каждого из вас на столе лежит лист с текстом. Предложения там пронумерованы. Вы читаете его и отмечаете маркировочными значками информацию. В конце листа находятся условные обозначения. От вас, ребята, потребуется активное и внимательное чтение.

Глагол – это  часть речи, которая обозначает действие  предмета  и отвечает на вопросы - что делать? что сделать?.

  1. Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом):   ходить, стоять.
  2. Глаголы бывают совершенного (построить, достигнуть)  и несовершенного       вида (строить, делать)
  3. Глаголы изменяются по временам:

прошедшее время – погасил

настоящее время – гасит

будущее время – погасит

  1. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.
  2.  В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.
  3. В  предложении  глагол обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу. Например, Никита спешит на урок.
  4. Глаголы склоняются, то есть изменяются по числам и падежам.

8   Частица НЕ с глаголом пишется  слитно.                                                                                 9. На конце глаголов  во  2 лице  единственного числа пишется  мягкий знак : думаешь, учишь.                                                                                                           10 . Есть глаголы – исключения

( 13:I  спряжения - 2 , II   спряжения-11).

         Маркировочные знаки:

!  -    -новая информация ;

-      -неверная информация;

?     -информация, которую ты не понял.

    +     - информация, которая уже была известна тебе;

- Какую информацию отнесем к ложной информации?

-Какая информация уже была известна?

-Есть ли информация, которую не поняли?

4.Словарная работа. (СЛАЙД 4)

  -Разгадайте слова по горизонтали.

1)Маленький кустарник семейства брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами.(черника)

2)Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.(маляр)

3)Военный человек, воин.(солдат)

4)Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.(газета)

5)Желание есть. (аппетит)

6)Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.(цитата)

7)Душистый, приятный запах.(аромат)

черника

маляр

солдат

                                                                  газета

                                                              аппетит

                                                                       цитата

                                                                        аромат

Взаимопроверка.

  -Итак, какое слово получилось по вертикали? (частица). (СЛАЙД 5)

Какая частица тесно связана с глаголом?

5.Постановка целей.

 Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей не.
- Вспомните, что мы расширяем знания о глаголе,
определите тему урока.
Правописание не с глаголами (на доске).

- А чему мы должны научиться на уроке?
- Мы должны научиться правильно писать частицу  не с глаголами.
 

- Определите, какой частью речи является не – служебной или самостоятельной. Почему?
• Не обозначает предмет, признак предмета, действие предмета.
• Служит для связи слов в предложении.
Какие еще служебные части речи вы знаете?

- Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как пишется частица не с глаголами?
(СЛАЙД 6)

Давайте  выполним упражнения (эти же глаголы с частицей не.)
Что обозначает частица не – утверждение или отрицание?

(СЛАЙД 7)

 На ви не ть де (дети угадывают слово).

- Я запишу: не навидеть (на доске).
Дети укажут, что неверно, или их на это натолкнуть наводящим вопросом.
Почему слитно? Так, значит есть глаголы, которые пишутся с частицей не слитно? А в каких случаях?
 Всем известно, что русский язык очень богат и сложен. В нем есть слова, которые не употребляются без не, т.е. пишутся с не слитно.

Какое правило можно сформулировать на уроке?

(СЛАЙД 8)

Неволить – принуждать, заставлять делать.

Ненавидеть – испытывать неприязнь, отвращение.

Негодовать – проявлять недовольство, возмущение.

Где можно посмотреть правописание данных глаголов? Правильно, в орфографическом словаре.

Физминутка.

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили данный материал. Я называю глаголы. Если глагол пишется отдельно с частицей НЕ, вы приседаете. Ну а если вместе – встаёте на носочки и потягиваетесь.

Неволить, не танцую, не пою, не дерусь, не плачу, негодует, немеет, не грустим, не ссоримся, ненавидит, неваляшка.

- Почему же вы ничего не сделали? (Потому что слово «неваляшка» - существительное)

5. Применение знаний и умений на практике
а) Работа по учебнику. Упражнение 124.
- Прочитайте текст. 
- О ком говорится в тексте? Что вы можете сказать о Володе? 
- Как вы понимаете значение слова «неволить»?
Неволить – принуждать, заставлять что-то делать.
- Почему он не стал неволить птичку?

- Запишем из этого текста 2 предложения с комментирование с места.
3 предложение самостоятельно.
(4 сильных учащихся получают карточки для индивидуальной работы.
Запись пословиц.
(Не)толки в ступе соду.
(Не) покупай кита в мешке.
Прочитайте. 
Запишите правильно, раскрывая скобки
б) Поисковая деятельность

На слайде слова:
Нерешить, не пишешь, не годую, неговоришь, не клади, не взлюбить, ненастье, невижу, ненадеемся.
Выписать слова, которые записаны неверно, исправить ошибки.
 

(СЛАЙД 9)

ПРОВЕРЯЕМ!
(Не решить, негодую, не говоришь, не вижу, невзлюбить, не надеемся.)
1 ученик у доски.
Допишите еще 2 глагола с частицей не.
6. Включение новых знаний в систему знаний

. Творческая работа в группах. (СЛАЙД 10)

-Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.

-Не дразните собак,

Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Вы зерна и крошек!

-Где уместно разместить такой текст?

-Кто мог бы быть его автором? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу).

- А можно ли этот текст назвать призывом? ( Да, это призыв людей, которые любят природу).

- Предлагаю вам выполнить творческое задание. Для этого надо распределиться на три группы. Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.

Тексты посвящены разным темам:

1 группа будет говорить о правилах поведения в лесу.

2 группа - о правилах поведения в столовой.

3 группа - о правилах пользования книгой.

7.Закрепление изученного.

 Рубрика «Говори правильно!»

    -Внимание! Прочитайте про себя, как надо произносить глаголы жить и быть с частицей не в прошедшем времени, обращая внимание на ударение.

          Не был, не было, не были, не была.

         Не жил, не жило, не жили, не жила.

   -Задание. Спишите предложения. Раскройте скобки. Поставьте ударение в глаголах с не.

        У нас (не)было времени пойти в кино. В этом городе я раньше (не)жила. Сергей и Валя (не) были на экскурсии в музее.

8. Подведение итога урока? (СЛАЙД 11)

- Смогли мы выполнить цели урока? Получилась у нас слаженная плодотворная работа?
-Мне приятно было работать с вами. Спасибо.
9. Домашнее задание 
10. Самоанализ деятельности учащихся
- Сейчас, ребята, вы самостоятельно оцените свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Презентация к уроку русского 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"...

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание безударных окончаний глаголов

Данный урок подводит детей к осознанию выбора безударного гласного в личных окончаниях глаголов....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"

В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы,  тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: I и II спряжение глаголов настоящего времени. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знания о наличии у глаголов двух спряжений.Планируемые результаты:Предметные:знать: окончания глаголов 1 и 2 спряжения настоящего времени.уметь: определять спря...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...