"Ситуация успеха"
методическая разработка (4 класс) по теме

Косоротова Надежда Николаевна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sozdat_situaciyu_uspeha_dlya_uchenikamaster-klass.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Как создать ситуацию успеха для ученика»

(мастер-класс)

1 слайд

- Здравствуйте уважаемые коллеги. Свой мастер-класс мне хочется начать с притчи:

— Сэр, в чем секрет вашего УСПЕХА?” — спросил репортер успешного человека.
— Всего два слова!
— И какие же, сэр?
— Правильные решения!
— И как же вы принимаете правильные решения?
— Одно слово.
— И что это за слово?
— Опыт!
— А как вы получаете этот самый опыт?
— Два слова.
— И какие же?
— Неправильные решения…

- Я, хочу предложить вам поговорить о том, как создать ситуацию успеха для учащихся.

- Что же такое успех?

( Ответы аудитории………………………………………………………..)

- Успех это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха.

2 слайд

«Успех легко измерить. Это расстояние между тем ,

с чего вы начинали, и вашим последним достижением».

1 ЗАДАНИЕ

У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Разбейтесь на пары. Ваша задача ничего не говорить, а нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе.

- Скажите что мешало вам нарисовать картину. Достигли вы успеха в этом деле? Почему?

- Давайте разберёмся, что делать , чтобы добиться успеха.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения .

Успех является источником внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

3 слайд

Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха:

1. Неожиданная радость.

2. Общая радость.

3. Радость познания.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности.

Приемами “неожиданной” радости являются: «Даю шанс», «Лестница», «Исповедь» и др.

Прием “Исповедь.

Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение к лучшим чувствам ученика получит понимание, породит ответный отклик. Как его применять – дело техники, опыта, интуиции и культуры учителя. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.

Следующий тип ситуации успеха это общая радость.

Игра “Волшебный стул” (по Н.Е. Щуровой).

Технология:

  1. Вы знаете, что в  дружном коллективе видят не только и не столько недостатки, а главное, видят достоинства друг друга. Давайте поучимся замечать хорошее (положительное) у своих друзей. А поможет вам в этом “волшебный стул”.

(На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садится, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный...); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой...); говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы.

Эти упражнения помогают детям обрести уверенность в себе, позволяют осознать себя как носителя достоинств, изменяют положение ребенка в классе, переориентируют внимание детей с “недостатков” на “достоинства”).

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции класса. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции классного коллектива, которые дают возможность ученику почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.

Главная роль отведена учителю. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех. Чем ярче личность, тем ярче коллектив.

Последним типом ситуации успеха является радость познания.

Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

Прием “Эврика”.

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ученик, выполняя порученную работу, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ученика, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

4 слайд

- Каким мы все-таки хотим видеть своего ученика?

У вас на столах листочки . Я попрошу Вас написать какими бы вы хотели видеть своих учеников.

- Мы уже знаем, какие ситуации успеха можно создать.

Но как вы знаете, ученики  бывают разными: одни стремятся к успеху(Человек со сформированной надеждой на успех)

другие избегают ситуации успеха (Человек со страхом неудачи). Что бы определить к какой группе относится ученик, можно провести тест – опросник.

( Участники проходят тестирование ( по вопросам слайда) и делятся на 2 команды)

5 слайд

- Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:

1. Снятие страха — Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

2. Авансирование успешного результата — Помогает администрации выразить свою твердую убежденность в том, что его педагог обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает учителю уверенность в своих силы и возможности.

3. Скрытое инструктирование педагогов в способах и формах совершения деятельности — Помогает учителю избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

4. Внесение мотива — Показывает учителю ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

5. Персональная исключительность — Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение — Побуждает к выполнению конкретных действий.

7. Высокая оценка детали — Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

6 слайд

«Гвозди и цветы»

- Я попрошу два человека. Один из вас ученик, который стремится к успеху, а другой - кто избегает неудач. Вы должны слушать фразы и если это говорится о вас то, один вбивает гвоздь, а другой опускает цветок в вазу.

     Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте.

Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе.

     Я не смогу это сделать, никогда не справлюсь

     У меня всё равно не получиться.

Всё зависит от меня, я – источник.

     Я пешка от меня ничего не зависит.

Ситуация меняется, если я на неё влияю.

     Кто-то определяет ситуацию, но не я.

- Жил человек, гневливый до предела,

Он молод был, и вот отец его

Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,

Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.

Сначала столб пронизывали гвозди

По нескольку десятков каждый день,

Потом всё меньше, и однажды вовсе

Он молотком забора не задел.

Отец его заданье дал другое:

Когда он сможет снова гнев сдержать,

За каждую победу над собою -

По одному теперь их выдирать.

И вот настал тот день, когда в заборе

Он не нашёл гвоздя ни одного,

И сын сказал, довольный сам собою:

-Смотри, отец, я победил его!

Гнев побеждён, и для отца важнее,

Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,

И молвил он, что сказанное в гневе,-

Гвоздей железных может быть острей.

И как забор уже не будет новым,

Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,

От грубого презрительного слова

Навеки остаются у людей.

- Попробуйте вынуть гвозди . Что осталось?

- Какой вывод можно сделать в завершение нашей работы?

Вывод:

- Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая сущность ситуации успеха

Хорошо проведенный урок - это шаг, сделанный груп­пой в познании, общее ощущение продвижения, эмоцио­нальное проживание групповых и личностных достижений, обретение новых сил, радостное осознани...

Стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника.

Для учителя очень важно выбрать наиболее эффективные методы и приёмы обучения, чтобы помочь и сильным, и слабым учащимся овладеть необходимыми знаниями. умениями и навыками, чтобы каждый из детей пове...

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного»  развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников...

Организация ситуации успеха в воспитательной деятельности.

В теоритической части доклада даны понятия учебно - воспительной ситуации и ее видов....

Необходимость создания ситуации успеха на уроке - неотъемлемая часть формирования ключевых компетентностей.

В данной статье изложены материалы  из опыта работы по развивающей программе "Школа 2100". Представлены приёмы, методы, пути  создания проблемной ситуации на уроке.Проблемная ситуация создаё...

"Создание ситуации успеха."

Выступление в городской творческой группе учителей города Салават "Здоровье через образование"...