Программа внеурочной деятельности "Островок Дружбы"
методическая разработка (1 класс) по теме

Соболева Виктория Анатольевна

 

Реализация программы предусматривает проведение практических работ, тренингов, бесед, драматизации, активно используется арттерапия, рисование, музыкальная терапия, различные методики определения и коррекции внимания, памяти, мышления, предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, используются игры для активного отдыха, коммуникативно-лингвистические, психотехнические, оздоровительные, для интенсивного отдыха.

      Данная программа может быть интересна всем учителям начальных классов, поскольку «Остров Дружбы» - это многоступенчатая  программа, позволяющая скорректировать поведение всех участников учебно-воспитательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_ostrov_druzhby.zip42.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Детское любопытство безгранично.

Дети хотят знать все о себе и о мире, в котором живут».

Роберт Ротенберг

Начало школьной жизни  – серьёзное испытание для большинства детей. Они должны привыкать к новому коллективу, новым требованиям, повседневным обязанностям.

Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.

Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности.

Цель программы – снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность детей.

Предлагаемая программа «Островок Дружбы» - это многоступенчатая программа, позволяющая скорректировать поведение всех участников учебно-воспитательного процесса.

А. Действия на уровне школы.

Б. Действия на уровне класса.

В. Действия на уровне каждого ученика.

Г. Действия на уровне семьи.

Программа разработана с учетом психологических особенностей младшего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения. Для обучения разработана:

  1. тематика родительских собраний (4 собрания в год);
  2.  тематика внеклассных мероприятий (9 внеклассных мероприятий);
  3.  серия из 57 занятий, проводимых 2 раз в неделю с группой детей.

Цели программы:

1.        Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся 1-х классов.

2.        Улучшение психологического климата в начальной школе.

3.        Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников процесса.

4.        Повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы).

5.        Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.

Задачи программы:

1.        Способствовать осознанию детьми необходимости в разных ситуациях использовать разные, адекватные стратегии поведения.

2.        Познакомить с разными вариантами поведения в различных ситуациях общения.

3.        Формировать и развивать социальные навыки (через отработку в процессе моделирования и ролевой игры разных стратегий социального поведения).

4.        Проведение занятий с учащимися, направленных на улучшение эмоционального состояния и повышение стрессоустойчивости.

5.        Информировать о проблеме агрессивного поведения.

6.        Увеличивать причастность детей и взрослых к этой проблеме.

7.        Реагировать и сигнализировать (выявление случаев проявления агрессивного поведения (агрессивное поведение не должно быть оставлено без внимания), обсуждение их, предупреждение более тяжких последствий.

8.        Вмешиваться (помогать учащимся, принимать меры в случаях проявления агрессии, развивать социальные навыки).

9. Формировать регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекцию, самооценку.

10. Способствовать развитию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных учебных действий.

11. Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.


Планируемые результаты освоения обучающимися

программы «Островок Дружбы»

        В результате освоения программы у учащихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

Познавательные:

  1. делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  2. строить сообщения в устной форме;
  3. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Личностные:

  1.  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  2. развитие эстетических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  3. установка на здоровый образ жизни

Регулятивные:

  1. уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  2.  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
  3. уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

Коммуникативные:

        адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

  1. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
  2. формулировать собственное мнение и позицию;
  3. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

В результате освоения программы:

Каждый ребенок получит возможность научиться:

  1.  иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  2. осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
  3. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  4.  уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

Каждый ребенок получит возможность для формирования:

  1. эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
  2.  осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  3. установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках:
  4. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  5. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  6. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Каждый ребенок получит возможность научиться:

  1. учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  2. учитывать разные мнения и интересы обосновывать свою позицию;
  3. продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы :

  1. целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
  2. готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  3. уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
  4. доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Форма учёта умений и навыков – анкетирование, тестирование.

 Диагностические и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:

Методика «Моя семья»- оценка взаимоотношений в семье.

Методика «Цветовых выборов»-оценка актуального эмоционального состояния.

 Методика «Что мне нравится в школе»- оценка сформированности мотивации.

Методика обратной связи В.А. Кореневской «Сказка»- оценка комфортности обучения в школе.

Методики на оценку познавательных способностей.

Методика «Социометрия»- оценка взаимоотношений в коллективе

Воспитательные идеи программы:

  1. Старайся делать добро!
  2. Бойся обидеть человека!
  3. Люби и прощай людей!
  4. Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  5. Познай мир и себя!
  6. Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Работа по программе включает в себя следующие направления:

  1. работу с учениками;
  2. работу с родителями;

Этапы реализации программы:

1.        Ознакомительный.

2.        Практический.

3.        Обобщающий.

4.        Этап внедрения в повседневную жизнь.

Содержание программы состоит из следующих блоков:

  1. Информационный блок:

-информирование всех участников процесса (учеников, учителей, родителей) о способах коррекции социального поведения.

2.        Диагностический блок:

-проведение диагностики (анкетирование, тестирование, наблюдение и др.) среди учащихся, родителей с целью выявления психологического климата в классе и эмоционального состояния учащихся.

3.        Практический блок:

-обучение учащихся выбору адекватной стратегии поведения в конфликте, тренинг социальных навыков.

Занятия строятся в следующей последовательности: введение понятия, отработка и закрепление навыка. Продолжительность занятия не должна превышать 35 минут в 1-2 четвертях и 45 минут – в 3-4 четвертях, количество учеников в группе: 12 человек. Задача ведущего – создание доверительной обстановки, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя и не боялся ошибок.

Содержание программы для 1 года обучения

Тематика родительских собраний.

1. Взаимоотношения в семье и их влияние на поведенческие реакции первоклассников.

2. Как научить ребенка быть настоящим другом?

3. Детские страхи и пути их преодоления.

4. Если ребенок неуверен в себе.

Тематика внеклассных мероприятий.

1. Ты – ученик.

2. Перемена с увлечением.

3. Школа вежливости.

4. Порадовать близких – как это просто.

5. Доброе слово, что ясный день.

6. Человек среди людей.

7. Можно и не ссориться.

8. Без друга в жизни туго.

9. Дружба – чудесное слово.

Содержание занятий.

№ занятия

Содержание



Оборудование

Место проведения

1.

Знакомство. Введение в тему.

Стулья; компьютер.

В классе.

2.

Правила и условия работы.

Стулья; компьютер.

В классе.

3.

Первое путешествие на остров, знакомство с его

жителями.

Расслабление, отдых в «районе кота».

Карта острова; изображения; животных; перья; игрушки: лев, кот.

В классе.

4.

Внеклассное мероприятие «Ты – ученик».

Литературные произведения.

В классе.

5.

Комплекс «Музыкальная мозаика»

Записи музыкальных произведений для детей.

В классе.

6.

Тренинг желательного поведения.

Компьютер, карточки

В классе.

7.

Свободное рисование.

Цветные карандаши, краски, альбомные листы.

В классе.

8.

Кто я и как выгляжу?

Зеркало, компьютер.

В классе.

9.

Тренинг «Учимся у животных острова».

Карточки с вопросами для работы по группам; жетоны (распределение по группам), музыка, перья.

В классе.

10.

Что в нашем имени?

Ребусы, карандаши, альбомные листы.

В классе.

11.

Мои достоинства и недостатки.

«Дерево желаний», стикеры.

В классе.

12.

Комплекс «Музыкальная мозаика».

Записи музыкальных произведений для детей.

В классе.

13.

Внеклассное мероприятие «Перемена с увлечением».

Литературные произведения, компьютер.

В классе.

14.

Тренинг желательного поведения.

Компьютер, карточки

В классе.

15.

Свободное рисование.

Цветные карандаши, краски, альбомные листы.

В классе.

16.

О доброте и жестокости.

Литературные произведения, компьютер.

В классе.

Родительское собрание по теме: «Взаимоотношения в семье и их влияние на поведенческие реакции первоклассников.»

Дидактические материалы к собранию.

В классе.

17.

Тренинг «Приветствуем жителей острова».

Карточки с вопросами для работы по группам, музыка, перья.

В классе.

18.

О зависти и скромности.

Литературные произведения, компьютер.

В классе.

19.

О вежливых словах и их применении.

Литературные произведения, компьютер, иллюстрации.

В классе.

20.

Внеклассное мероприятие «Школа вежливости».

Литературные произведения, компьютер, музыкальные произведения.

В классе.

21.

Комплекс «Музыкальная мозаика».

Записи музыкальных произведений для детей.

В классе.

22.

Тренинг желательного поведения.

Компьютер, карточки

В классе.

23.

Свободное рисование.

Цветные карандаши, краски, альбомные листы.

В классе.

24.

Внеклассное мероприятие «Порадовать близких – как это просто».

Компьютер, карандаши, альбомные листы.

В классе.

25.

Рисуем животных острова по представлению.

Магнитофон, карта острова. Изображения животных; перья; игрушки; бумага А4; фломастеры; карандаши.

В классе.

26.

Праздник вежливых ребят.

Карточки с заданиями.

В классе.

27.

Правила благодарности и отказа.

Карточки с заданиями.

В классе.

28.

Внеклассное мероприятие «Доброе слово, что ясный день».

Литературные произведения.

В классе.

29.

Тренинг желательного поведения.

Компьютер, карточки

В классе.

30.

Комплекс «Музыкальная мозаика».

Записи музыкальных произведений для детей.

В классе.

31.

Свободное рисование.

Цветные карандаши, краски, альбомные листы.

В классе.

32.

Правила извинения и просьбы.

Карточки с заданиями

В классе.

Родительское собрание «Как научить ребенка быть настоящим другом?»

Дидактические материалы к собранию.

В классе.

33.

Ролевые игры. Как общаются животные на острове.

Магнитофон; карта острова; картинки с ситуациями межличностного общения; перья.

В классе.








34.

Тренинг желательного поведения.

Компьютер, карточки

В классе.

35.

Роль мимики, жестов и позы в общении.

Зеркало, карандаши, альбомный лист.

В классе.

36.

Свободное рисование.

Цветные карандаши, краски, альбомные листы.

В классе.

37.

Внеклассное мероприятие «Человек среди людей».

Литературные произведения.

В классе.

38.

Комплекс «Музыкальная мозаика».

Записи музыкальных произведений для детей.

В классе.

39.

Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки.

Литературные произведения.

В классе.

40.

Думай о других. Сочувствие – как его выразить?

Карточки с заданиями.

В классе.

41.

Обсуждение конфликтов среди животных острова.

Магнитофон; карта острова; картинки с ситуациями межличностного общения; перья.

В классе.

42.

Помни о других- ты не один.

Карточки с заданиями.

В классе.

43.

Добро и зло в сказках.

Литературные произведения.

В классе.

44.

Тренинг желательного поведения.

Компьютер, карточки

В классе.

45.

Внеклассное мероприятие «Можно и не ссориться».

Карточки с заданиями, музыкальные произведения.

В классе.

46.

Бескорыстие в дружбе.

Литературные произведения.

В классе.

47.

Комплекс «Музыкальная мозаика».

Записи музыкальных произведений для детей.

В классе.

48.

Свободное рисование.

Цветные карандаши, краски, альбомные листы.

В классе.

Родительское собрание по теме: «Детские страхи и пути их преодоления».

Дидактические материалы к собранию.

В классе.

49.

Моделирование ситуаций общения.

Магнитофон; карта острова; картинки с ситуациями межличностного общения; перья.

В классе.

50.

Как завоевывать друзей.

Карточки с заданиями.

В классе.

51.

Комплекс «Музыкальная мозаика».

Записи музыкальных произведений для детей.

В классе.

52.

Тренинг желательного поведения.

Компьютер, карточки

В классе.

53.

Товарищи и друзья.

Карточки с заданиями, пословицы и поговорки.

В классе.

54.

Внеклассное мероприятие «Без друга в жизни туго».

Музыкальные и литературные произведения, карточки с заданиями.

В классе.

55.

Свободное рисование.

Цветные карандаши, краски, альбомные листы.

В классе.

56.

Плохо одному.

Карточки с заданиями.

В классе.

57.

Моделирование ситуаций общения.

Видеокассета м/ф «Крошка Енот», карточки с отрывками текста из рассказа Мурр «Крошка Енот»

Карточки с героями м\ф, вопросами, отрывками из рассказа  (каждому); Эмблемы (каждому).

В классе.

58.

Свободное рисование.

Цветные карандаши, краски, альбомные листы.

В классе.

59.

Тренинг желательного поведения.

Компьютер, карточки

В классе.

60.

Комплекс «Музыкальная мозаика».

Записи музыкальных произведений для детей.

В классе.

61.

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

Музыкальные и литературные произведения, карточки с заданиями.

В классе.

62.

Внеклассное мероприятие «Дружба – чудесное слово».

Музыкальные и литературные произведения, карточки с заданиями.

В классе.

63.

Методика «Три желания».

Дидактические материалы по методики.

В классе.

64.

Методика «Цветик- семицветик».

Дидактические материалы по методики.

В классе.

Родительское собрание по теме: «Если ребенок неуверен в себе».

Дидактические материалы к собранию. Результаты диагностики.

В классе.

65.

Моделирование ситуаций общения. Карта памяти.

Карточки со сценарием каждому.

Листы формата А-3 каждой группе, гуашь, фломастеры, карандаши, музыка.

В классе





66.

Заключительное занятие.

Магнитофон, карта острова. Изображения животных; перья; игрушки; бумага А4; фломастеры; карандаши, компьютер.

В классе

Реализация программы предусматривает проведение практических работ, тренингов, бесед, драматизации, активно используется арттерапия, рисование, музыкальная терапия, различные методики определения и коррекции внимания, памяти, мышления, предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, используются игры для активного отдыха, коммуникативно-лингвистические, психотехнические, оздоровительные, для интенсивного отдыха.

Список используемой литературы.

  1. Безруких М. М. Все цвета, кроме черного.-М. «Вента-Граф», 2002.
  2. Васильева, Т.В. Ты меня понимаешь? [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Т.В. Васильева. – Спб.: Акцидент, 1994.
  3. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания. 1-4 классы.-М. «Просвещение», 2006.
  4. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Справочник психолога начальной школы.- Ростов-на-Дону «Феникс», 2008.
  5. Крюкова С. В., Н. П. Слободняк. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.-М.: «Просвещение», 2006.
  6. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов здоровья или 135 уроков здоровья.-М.: «ВАКО», 2004.
  7. Петрусинский, В.В. Игры. Общение. Тренинг. [Текст]: популярное пособие для детей и родителей / В.В. Петрусинский. – М.: Новая школа, 1995.
  8. Примерные программы по внеурочной деятельности[Текст]/ В.А. Горский,         А.А.   Тимофеев, Д.В. Смирнов и др; под ред.В.А. Горского. – М.: Просвещение,         2010.
  9. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье.-М. «Просвещение»,1989.
  10.  Селиверстов, В.И.Речевые игры с детьми [Текст]:популярное пособие для родителей и педагогов / В.И.Селиверстов. – М.: Владос, 1994.

СОГЛАСОВАНО:                                СОГЛАСОВАНО:

протокол заседания МО учителей                                зам. директора по УВР

от 26.08.2011 г. № 1                                _______С. Л. Вертягина

_______В.А. Соболева                                 29.08.2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие внеурочной деятельности "Дружба -чудесное слово"

Занятие "Дружба-чудесное слово" познакомит учеников с правилами дружбы,покажет важность настоящих друзей в жизни человека.Способствует  воспитанию доброжелательности,стремлению понимать друг друг...

конспект урока по внеурочной деятельности "Дружба"

конспект урока по внеурочной деятельности "Дружба"...

Конспект внеурочного занятия «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

Конспект по внеурочному занятию для студентов. Материал для 1 класса,  интересные игры и задания....

Конкурсная программа «Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить!»

Цель: Способствовать расширению знаний детей о дружбе, формированию нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Воспитание доброжелательности, уважения друг...

Технологическая карта по внеурочному занятию «Дружба»

Технологическая карта по внеурочному занятию «Дружба»...

Конспект внеурочного занятия «Дружба – великая сила! (8 занятие)» (курс Юные умники и умницы», 1 класс)

Цель: развитие социального интеллекта.Планируемые результаты:Предметные:иметь представление о понятиях «дружба», «друг»;знать о причинах возникновения ссоры;знать о способах вы...

Внеурочное занятие «Дружба. Сплочение классного коллектива»

Создать условия для закрепления ценностного понимания дружеских отношений у младших школьников;Создать условия для систематизации знаний и способов действий, учащихся по теме «Дружба».Созд...