Представление собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему

Барсукова Карина Рафиковна

В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.В статье рассматриваются технологии использования в обучении игровых методов, а конкретно квестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_opyta.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Барсукова К.Р.

МОУ «Гимназия № 20» (г. Саранск)

Актуальность и перспективность опыта. Современность остро поставила вопрос о смене педагогической парадигмы, внесении в массовое сознание нового понимания сущности образовательной деятельности. Динамика общественного развития набрала темп. От человека требуется не только способность усваивать и переносить накопленный человечеством опыт в условия его собственной жизнедеятельности, но и готовность пойти на риск, действовать в нестандартных ситуациях.

Выполняя социальный заказ общества, обновляющейся школе требуются такие методы обучения, организация учебной деятельности, стиль взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса, при которых выпускник современной школы владеет основными универсальными учебными действиями. Перечислим их:

- регулятивные,

- личностные,

- познавательные,

- коммуникативные.

Для достижения данной цели особое значение имеет выбранная учителем образовательная технология, так как она – один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Концептуальность. Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного, поиска педагогических новаций, интенсифицирующих процесс качественного обучения. В связи с этим объективная реальность современного общества не позволяет нам работать по-старому, приходится осваивать новые понятия, новый терминологический аппарат, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.

В программных документах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа», сказано: «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо … способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Каждый учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. В концепции модернизации российского образования на общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков.

Квест-технология может найти достойное место среди педагогических технологий, используемых в нашей стране. Квест является одним из новейших средств использования информационно-коммуникационных технологий в целях создания урока, ориентированного в первую очередь на учеников, вовлеченных в учебный процесс.

Наличие теоретической базы опыта. Теоретико-методологической базой исследования данной технологии является  компетентностный  подход (в отечественной дидактике (А.Л.Андреев, Э.Д.Днепров, И.А.Зимняя, В.Д.Шадриков, А.В.Хуторской).

Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому) являются следующие:  

- ценностно-смысловая (уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм);

-  общекультурная (ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);

-  учебно-познавательные (уметь выбирать собственную траекторию образования, ставить цель и организовывать еѐ достижение, уметь пояснить свою цель, задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме, выступать устно о результатах своего исследования);

-  информационные (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями; самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию; владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона);

- коммуникативные (уметь представить себя устно, написать анкету, письмо, поздравление; уметь представлять свой класс, школу, выступать с устным сообщением; уметь задать вопрос; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо));

-  социально-трудовые (владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения);

-  компетенции личностного самосовершенствования (воспитание у учащихся ценнейших качеств – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них).

Формированию необходимых компетенций способствует использование современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, технологии диалогового взаимодействия (КСО, групповая работа, кооперативное обучение, педагогические мастерские), а также игровых технологий, информационных технологий.

Ведущая педагогическая идея. Квест это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Для достижения главной цели герою необходимо сначала выполнить несколько второстепенных заданий; их выполнение может сводиться к под-подзадачам и т.д.

Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. Квестовая технология предполагает поиск решения, разгадку тайны. Весь сюжет игры данного вида изобилует различными подсказками, которые и помогают решить, как же именно можно справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение своеобразной логической головоломки. Данные технологии основаны на проблемном обучении. Проблемное обучение, в свою очередь, предполагает, что ученик является не только объектом воздействия, но и сознательным субъектом процесса. При проблемном обучении, прежде чем выучить требуется понять, все принимает характер открытий, надо искать, находить и осмысливать. Эта методика легко укладывается в квест. Один из принципов квестовой технологии – ненавязчивость обучения. Урок начинается с загадки, поиска клада, построения пирамиды и т.п. В ходе урока учащиеся самостоятельно приходят к решению поставленной задачи (учитель не объясняет, а предлагает пути решения, помогает в прохождении маршрута).

Работа учителя по подготовке квеста (урока с элементами квеста) предполагает:

  1. выбор темы;
  2. формулировку проблемной задачи;
  3. описание формы представления конечного результата;
  4. определение порядка работы;
  5. выбор ресурсов.

Важными аспектами для создания квеста являются наличие сюжетной линии из серии путешествия, выделение последовательных этапов, выбор заданий, подчиненных единой цели, наличие системы подсказок или помощников, наличие итогового задания.

Учитывая все особенности, нами составляются квесты, если речь идет о внеучебной деятельности или же уроки с элементами квеста, где сюжет основывается на том, что школьники помогают главному герою разрешить его проблему. Продвигаясь по сюжету, участники игры понимают, что помощь нужна не только их новому знакомому, но и тем героям, которые появляются в ходе игры. За выполнение задания на каждой станции выдаются артефакты. У школьников появляется возможность проявить себя в интеллектуальном плане и творчески.

Виды заданий для квестов

Пересказ

Планирование и проектирование

Самопознание

Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Разработка плана или проекта на основе заданных условий

Любые аспекты исследования личности

Компиляция

Творческое задание

Аналитическая задача

Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры

Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика

Поиск и систематизация информации

Детектив, головоломка, таинственная история

Достижение консенсуса

Оценка

Выводы на основе противоречивых фактов

Выработка решения по острой проблеме

Обоснование определенной точки зрения

Журналистское расследование

Убеждение

Научные исследования

Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов)

Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц

Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников

Оптимальность и эффективность средств. Необходимо отметить, использование квеста в полном варианте требует немалых затрат времени и для его подготовки, и для проведения. Поэтому мы рекомендуем организовывать его во внеучебное время. В течение же урока возможно использование элементов квестовой игры. Это повлечет за собой, соответственно, сокращение количества станций, ограничение количества героев, однако позволит более глубоко рассмотреть именно изучаемое явление.

Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которая оказывается ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со учителем и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы.

Применение квест-технологии в процессе обучения помогает в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться.

Результативность опыта. Выполняя квест, школьник учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, часто оказывается в ситуации выбора. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предложений, гипотез. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной.

В процессе выполнения заданий по квесту учащийся реально видит, что по каждому действию, задаче и т. д. может существовать не его одна, а несколько точек зрения, несколько вариантов решения и совсем не обязательно, что его точка зрения, его вариант решения будут правильными и лучшими. Учащийся учится сопоставлять, сравнивать, наконец, принимать другие точки зрения.

Использование квестовых технологий в процессе образования младших школьников способствует расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию общеучебных умений и навыков, мотивации учащихся к изучению нового материала, оптимизации познавательной активности, развитию умения выстраивать и решать логические задачи в нестандартной форме. А главное ненавязчиво увлекает детей образовательным процессом.

При разработке квеста у учителя есть возможность создания ситуаций, в которых учащимся необходимы навыки поиска, анализа, обобщения, синтеза новой информации, ее хранения и передачи.

Кроме этого, проводимая работа позволяет повысить учебную мотивацию учащихся. Критерием результативности опыта является оценка направленности  учебной мотивации учащихся. Для её диагностики использовалась методика, подготовленная Т. Д. Дубовицкой.  Результат исследования показал динамику уровня мотивации учебной деятельности школьников.    Школьники научились самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предметам, с ресурсами сети Интернет. У них появилась заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня мотивации учащихся к обучению, достигнутая посредством использования квест-технологии, оптимальна.

Возможность тиражирования. Опытом своей работы я делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, внеклассные занятия, выступаю на городских, республиканских, межрегиональных семинарах, заседаниях методических объединений учителей гимназии. Материалы опыта выставлены на сайте образовательного учреждения.

Список использованной литературы:

  1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
  2. Степанова И. Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции "Российская школа и Интернет", Санкт-Петербург, 2001
  3. Ястребцева Е. Н , Быховский Я. С. Моя провинция – центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Федерация Интернет-образования, 2001. – 216

Интернет-ресурсы

  1. Быховский Я. С.Что такое образовательный веб-квест?http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php
  2. Как создать веб-квест. http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-1-0-6
  3. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство 
    развития навыков информационной деятельности учащихся.
    http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного опыта работы к аттестации педагогических работников...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Педагогическая проблема – гражданское образование в начальной школе...