Здоровьесберегающие технологии
статья по теме

Концепция о формировании здорового образа жизни младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

После очередного выпуска, я стала учить учащихся первого класса. Медицинское обследование показало, что большинство учащихся уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Эти данные натолкнули меня на мысль, что здоровый образ жизни, к сожалению, пока не занимает первое место в числе  потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но, если я учитель, научу детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если я буду личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться, что мои ученики будут более здоровы и развиты как личностно, интеллектуально, духовно, так и физически. Не зря говорят, что: «В здоровом теле - здоровый дух», без духовного не может быть здорового человека. Поэтому я работаю над темой по использованию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся.

 Для педагогики оздоровления применяю следующие приоритеты:

  1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития;
  2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей;
  3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно – развивающей работы с учащимися.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяю следующие группы средств:

- средства двигательной направленности;

- оздоровительные силы природы;

         - гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет мне решать задачи педагогики оздоровления.

В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяю две группы методов: специфические и общепедагогические.

Считаю, что ни одним из методов нельзя ограничиваться как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Немаловажное место в задаче здоровьесбережения играют нестандартные уроки: уроки – игры, уроки – дискуссии, уроки – соревнования, уроки – аукционы, уроки – конкурсы, уроки – экскурсии, уроки – фантазии и другие, внеклассные мероприятия которые включаю в учебный процесс.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает три этапа:

           I этап – начальное  ознакомление с основными понятиями и представлениями здорового образа жизни.

           Цель данного этапа - сформировать у учащихся основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Исходя из этого, реализуются следующие задачи:

- Формирование смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения;

-    Создание элементарных представлений об основных понятиях здорового образа жизни;

-    Выполнение элементарных правил здоровьесбережения;

             Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формирую в результате объяснения, восприятия показываемых физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики и так далее. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

II этап  - углубленное изучение.

Цель:        сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

            Задачи:

- Уточнение представления об элементарных правилах здоровьесбережения;

- Сознательное выполнение элементарных правил здоровьесбережения;

- Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности

Правильный подбор методов, приемов и средств обучения на этом этапе повлияет на эффективность обучения. Поэтому больше провожу разбор правил здоровьесбережения, беседы, дискуссии.

           III этап - закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего   их совершенствования.

Цель:        уметь использовать правила здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

            Задачи:

- Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения;

- Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

На этом этапе использую различные методы и приемы: практический метод, познавательную игру, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения. Это могут быть физкультминутки и подвижные переменки; «минутки покоя»; различные виды гимнастики (пальчиковая, дыхательная); подвижные игры.

Считаю, что подготовка к здоровому образу жизни учащихся на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...