Здоровьесберегающие технологии
статья по теме
Концепция о формировании здорового образа жизни младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
После очередного выпуска, я стала учить учащихся первого класса. Медицинское обследование показало, что большинство учащихся уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Эти данные натолкнули меня на мысль, что здоровый образ жизни, к сожалению, пока не занимает первое место в числе потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но, если я учитель, научу детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если я буду личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться, что мои ученики будут более здоровы и развиты как личностно, интеллектуально, духовно, так и физически. Не зря говорят, что: «В здоровом теле - здоровый дух», без духовного не может быть здорового человека. Поэтому я работаю над темой по использованию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся.
Для педагогики оздоровления применяю следующие приоритеты:
- Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития;
- Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей;
- Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно – развивающей работы с учащимися.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяю следующие группы средств:
- средства двигательной направленности;
- оздоровительные силы природы;
- гигиенические факторы.
Комплексное использование этих средств позволяет мне решать задачи педагогики оздоровления.
В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяю две группы методов: специфические и общепедагогические.
Считаю, что ни одним из методов нельзя ограничиваться как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Немаловажное место в задаче здоровьесбережения играют нестандартные уроки: уроки – игры, уроки – дискуссии, уроки – соревнования, уроки – аукционы, уроки – конкурсы, уроки – экскурсии, уроки – фантазии и другие, внеклассные мероприятия которые включаю в учебный процесс.
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает три этапа:
I этап – начальное ознакомление с основными понятиями и представлениями здорового образа жизни.
Цель данного этапа - сформировать у учащихся основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Исходя из этого, реализуются следующие задачи:
- Формирование смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения;
- Создание элементарных представлений об основных понятиях здорового образа жизни;
- Выполнение элементарных правил здоровьесбережения;
Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формирую в результате объяснения, восприятия показываемых физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики и так далее. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.
II этап - углубленное изучение.
Цель: сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Задачи:
- Уточнение представления об элементарных правилах здоровьесбережения;
- Сознательное выполнение элементарных правил здоровьесбережения;
- Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности
Правильный подбор методов, приемов и средств обучения на этом этапе повлияет на эффективность обучения. Поэтому больше провожу разбор правил здоровьесбережения, беседы, дискуссии.
III этап - закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель: уметь использовать правила здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Задачи:
- Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения;
- Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
На этом этапе использую различные методы и приемы: практический метод, познавательную игру, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения. Это могут быть физкультминутки и подвижные переменки; «минутки покоя»; различные виды гимнастики (пальчиковая, дыхательная); подвижные игры.
Считаю, что подготовка к здоровому образу жизни учащихся на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".
Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий, определены условия, при которых технологии являются здоров...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий
МБУ МОШ №26 Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы
Сообщение на педсовете....
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....
Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»
Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...