Формирование УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС
план-конспект урока (1 класс) по теме

Кирпинева Елена Александровна

 

 

Формирование предметных и метапредметных умений младших школьников в условиях внедрения ФГОС.

                                                                      «Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»

Китайская мудрость

В последнее время в обществе произошли  изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни;  готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда

 

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Новые социальные запросы, на мой взгляд, определяют целью образования общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее развитие такой ключевой компетенции - «научить учиться».

            Ответственность  учителя  начальных  классов  всегда была исключительной,  но  в  условиях введения  федерального  государственного  образовательного  стандарта  начального  общего  образования ответственность существенно возрастает.

                                                                                           

 

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

«Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться дальше

 без помощи учителя».

Элберт Хаббарт

В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

 По сути, происходит переход:

·         от обучения как преподавания системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений;

·         от освоения отдельных предметов к  изучению сложных жизненных ситуаций;

·         к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Для создания благоприятных условий развития УУД необходимо внести коррективы в цели, содержание и методику обучения.

Условия развития УУД

 

 

Необходимо исключить

Нужно стремиться

Цель обучения

Передача готовых знаний

Развитие умений по применению знаний

Содержание

Объяснить всё так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания

Учитель – режиссёр. Ученик сам открывает знания через содержание УМК.

Методика

Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей

Продуктивные задания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

 

   Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир», определенные ФГОС НШ, представлены в учебниках двумя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и об­щество» (содержание блока «Правила безопасной жизни» раскры­вается в учебниках по мере изучения двух первых).

   

 Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в началь­ной школе — формирование исходных представлений о природ­ных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, по­знавательных, коммуникативных, регулятивных).

        

Приведу примеры заданий, основная цель которых — фор­мирование предметных, личностных и универсальных (метапредметных) способов действий по основной содержательных линий курса.

 

Задания, основная цель которых:

1. Различать (узнавать) изученные  объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изу­ченных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

1)          Тема «Растения иживотные». «Растение живет, дышит, питается, раз­множается. Животное живет, дышит, питается, размножается,... В чем сходство и различие живых организмов?» (1 кл., )

2)          Тема «Разнообразие животного мира».  Назови каждое из изображенных животных. Укажи группу, к кото­рой оно относится. Назови животное которое лишнее, не относится к данной группе. (2 кл.).

3)  Тема «План местности». «Назови все способы изображения  земной поверхности, которые тебе известны. Какой способ самый подробный? Найди на плане села Мирного пляж. Расскажи, как дойди до него от дома Ивановых» (3 кл.,).

 

2. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план. план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

1)          Тема «Поверхность нашего края». «Поверхность Зем­ли на карте обозначена условными знаками. Какие условные обо­значения потребуются для составления карты вашего края» (3 кл.,). Тема «Правила безопасности». «Почему в коридоре школы должен обязательно висеть план школьного здания?» (3 кл.,).

2)          Тема «План местности». «Используя план местности села Мирного, расскажи соседу по парте, как ему дойти от школы до реки. А он расскажет тебе, чем отличается план села Мирного от рисунка этого села. Как на плане показаны направле­ния на север и на юг?» (3 кл.,).

 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов,  делать выводы на основании полученных результатов.

1)           Тема «Растения». «Обрати внимание на комнатные растения, которые стоят около окна. Их листья об­ращены к свету. Поверни эти растения листьями от окна. Оставь их в таком положении на 3-4 дня. Как ты думаешь, что произой­дет с листьями за эти дни? Через 3-4 дня вновь обрати внимание на положение листьев. Твоё Предположение подтвердилось? Объ­ясни причину этого явления» (2 кл.,).

2)            Тема «Свойства воды». «Используя инструкцию по проведе­нию эксперимента, определи, какая вода течет у тебя дома: ПРО­ЗРАЧНАЯ, МУТНАЯ или СЛЕГКА МУТНАЯ» (3 кл.,).

Тема « Орган чувств». «Подними иголку со стола двумя пальцами. Затем тщательно вымой руки с мылом и насухо вытри. Попробуй теперь опять поднять иголку. Это будет не так-то просто сделать, потому, что ты смыл(а) липкую пленку. Не волнуйся — защитная пленка скоро образуется вновь» (4 кл.,)

 4. Описывать на основе иллюстрации или предложенного пла­на изученные объекты и явления живой и неживой природы, вы­делять их основные существенные признаки, выделять новое.

1)           Тема «План местности». «Найди в нижней части физиче­ской карты России шкалу глубин и высот. Затем определи, какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Теперь найди Северный Ледовитый океан и его самые глубинные места, окрашенные в темно-синий цвет. Определи их глубину»  (2 кл.,).   

.

2)          Тема «Зона лесов». «Помнишь ли ты план изучения природ­ных зон? Перескажи его соседу по парте. Воспользуйтесь им при изучении зоны лесов» (4 кл.).

                              

5.      Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы

постановки опытов или выполнения задания.

1)  Тема «Дикие животные». «Расскажи по рисункам, как появ­ляется на свет лягушка

2). Расскажи по рисункам, как птицы заботятся о своих питомцах?» (1 кл., ).

 Тема «Холмы и овраги». «Перед тобою рисунок образования оврага. Расскажи, как овраг образуется?» (3 кл.,).

6 Использовать словарь учебника (словари УМК,  определители (гербарии) растений, дополнительный материал из Интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации.

 

Тема «Обитатели морей и океанов», «Если хочешь больше узнать о дель­финах, найди дополнительный материал в Интернете»,энциклопедии. ( 4 кл., ).

1)           «Растения твоего края». «По своим наблюдениям, а также используя гербарий растений своего края и краеведческую лите­ратуру, назови растения и животных своего края. Составь соответ­ствующие таблицы» ( 4 кл.,).

Тема «Животные пустыни». «А каких еще животных пустыни ты знаешь? Если хочешь больше узнать о пустынях, найди дополни­тельный материал в Интернете, или энциклопедии» (4 кл., )

7 . Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и не­живой природой, использовать их для объяснения бережного от­ношения к природе (осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение).

1). Тема «Как связаны живая и неживая природа Земли». « Можешь ли ты рассказать о своих наблюдениях , как связаны живая и не живая природа?»

 

. 8. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объек­ты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила эко­логического поведения в быту).

     1). Тема «Растения». «А какие лекарственные растения растут в нашем крае? Выбери из гербария знакомые растения и расскажи в каких случаях они могут тебе помочь?»

         2). Тема «Свойства воды в твердом состоянии». «Поверхность льда гладкая и скользкая. ГОЛОЛЕД — опасное для людей явле­ние неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму. Составь правила поведения во время гололёда.

 

9. Использовать знания о строении и функционировании ор­ганизма человека для сохранения и укрепления своего здоровья: осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях

10. Работать с картой:   находить и показывать на карте Россий­скую Федерацию, Москву — столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города «Золотого кольца», сухопутные и морские границы России; показывать и на­зывать страны, граничащие с Россией, и

11. Различать государственную символику РФ, символику горо­дов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт- Петербурга, городов «Золотого кольца», своего края.

1)            Тема «День Конституции России». «Рассмотри  Государственный герб России. Назови его цвета. Какие фи­гуры на нем изображены?» (2 кл., ).

12. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изу­ченные исторические события с датами (ориентироваться в важ­нейших для страны событиях), конкретную дату с веком: находить место изученных событий на «ленте времени».

1)          Тема «История Московского Кремля». «Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в центре столицы?» (2 кл., ).

Тема «Лента времени». «Рассмотри ленту времени и расска­жи соседу по парте, в каком веке произошли эти события. А он напомнит тебе имена великих князей, с которыми эти события связаны» (3 кл., )

13. Используя дополнительные источники информации (сло­варик учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и веро­ваниям наших предков.

14. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).

  Тема «Поверхность и водоемы твоего края». «А что можешь сделать ты? Обсудите план мероприятий по охране поверхно­сти земли родного края. Включите его в общий план школь­ных мероприятий по охране окружающей среды»

15.  Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

1)           Тема «Экскурсия в город». «Какие правила надо соблюдать во время экскурсии в город?» (2 кл., ).

2)           Тема «Твоя безопасность дома». «В квартире многоэтажно­го дома тебя ждут родители. Ты подходишь к подъезду. Можно ли сказать, что все опасности уже позади?» (2 кл., ).

16.Проявлять  уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

1)          Тема «День Конституции России». «Ты уже школьник и знаешь права и обязанности школьника. Как ты пони­маешь свое право на отдых? Можно ли не делать уроки, если не хочется?» (2 кл., ).

2) Тема «День Конституции России». «О каких правах, записан­ных в Конституции, ты можешь рассказать?» (2 кл.,).

 

Из приведённых заданий становится видно, что курс «Окружающий мир»), как и каждый учебный предмет, в зависимости от своего содержания и способов организации учебной деятельности учащихся,  раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий, которые приведены в таблице.

Смысловые

акценты УУД

 

Курс «Окружающий мир»

личностные

нравственно-этическая ориентация

 

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

 

познавательные

общеучебные

 

широкий спектр источников информации

познавательные логические

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

 

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. 

 

 

 

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически  правильного  взаимодействия  учителя  и  ученика,  эффективности  их  коммуникативной деятельности.

                В результате изучения  всех без исключения предметов (в том числе и курса «Окружающий мир»)  на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы  личностные, регулятивные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

Реферат

На тему «Формирование предметных и метапредметных умений младших школьников в условиях внедрения ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Подготовила учитель начальных классов

                                                                МБОУ СОШ-13 ст. Незлобной

                                                                Кирпинёва Елена Александровна

 

                                                              

                                      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предметных и метапредметных умений младших школьников в условиях внедрения ФГОС.

                                                                      «Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»

Китайская мудрость

В последнее время в обществе произошли  изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни;  готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Новые социальные запросы, на мой взгляд, определяют целью образования общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее развитие такой ключевой компетенции - «научить учиться».

            Ответственность  учителя  начальных  классов  всегда была исключительной,  но  в  условиях введения  федерального  государственного  образовательного  стандарта  начального  общего  образования ответственность существенно возрастает.

                                                                                           

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

«Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться дальше

 без помощи учителя».

Элберт Хаббарт

В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

 По сути, происходит переход:

  1. от обучения как преподавания системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений;
  2. от освоения отдельных предметов к  изучению сложных жизненных ситуаций;
  3. к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Для создания благоприятных условий развития УУД необходимо внести коррективы в цели, содержание и методику обучения.

Условия развития УУД

Необходимо исключить

Нужно стремиться

Цель обучения

Передача готовых знаний

Развитие умений по применению знаний

Содержание

Объяснить всё так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания

Учитель – режиссёр. Ученик сам открывает знания через содержание УМК.

Методика

Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей

Продуктивные задания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

   Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир», определенные ФГОС НШ, представлены в учебниках двумя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество» (содержание блока «Правила безопасной жизни» раскрывается в учебниках по мере изучения двух первых).

   

 Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

       

Приведу примеры заданий, основная цель которых — формирование предметных, личностных и универсальных (метапредметных) способов действий по основной содержательных линий курса.

Задания, основная цель которых:

1. Различать (узнавать) изученные  объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

  1. Тема «Растения иживотные». «Растение живет, дышит, питается, размножается. Животное живет, дышит, питается, размножается,... В чем сходство и различие живых организмов?» (1 кл., )
  2. Тема «Разнообразие животного мира».  Назови каждое из изображенных животных. Укажи группу, к которой оно относится. Назови животное которое лишнее, не относится к данной группе. (2 кл.).

3)        Тема «План местности». «Назови все способы изображения  земной поверхности, которые тебе известны. Какой способ самый подробный? Найди на плане села Мирного пляж. Расскажи, как дойди до него от дома Ивановых» (3 кл.,).

2.        Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план. план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

  1. Тема «Поверхность нашего края». «Поверхность Земли на карте обозначена условными знаками. Какие условные обозначения потребуются для составления карты вашего края» (3 кл.,). Тема «Правила безопасности». «Почему в коридоре школы должен обязательно висеть план школьного здания?» (3 кл.,).
  2. Тема «План местности». «Используя план местности села Мирного, расскажи соседу по парте, как ему дойти от школы до реки. А он расскажет тебе, чем отличается план села Мирного от рисунка этого села. Как на плане показаны направления на север и на юг?» (3 кл.,).

 3.Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов,  делать выводы на основании полученных результатов.

  1. Тема «Растения». «Обрати внимание на комнатные растения, которые стоят около окна. Их листья обращены к свету. Поверни эти растения листьями от окна. Оставь их в таком положении на 3-4 дня. Как ты думаешь, что произойдет с листьями за эти дни? Через 3-4 дня вновь обрати внимание на положение листьев. Твоё Предположение подтвердилось? Объясни причину этого явления» (2 кл.,).
  2.  Тема «Свойства воды». «Используя инструкцию по проведению эксперимента, определи, какая вода течет у тебя дома: ПРОЗРАЧНАЯ, МУТНАЯ или СЛЕГКА МУТНАЯ» (3 кл.,).

Тема « Орган чувств». «Подними иголку со стола двумя пальцами. Затем тщательно вымой руки с мылом и насухо вытри. Попробуй теперь опять поднять иголку. Это будет не так-то просто сделать, потому, что ты смыл(а) липкую пленку. Не волнуйся — защитная пленка скоро образуется вновь» (4 кл.,)

 4. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

  1.  Тема «План местности». «Найди в нижней части физической карты России шкалу глубин и высот. Затем определи, какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Теперь найди Северный Ледовитый океан и его самые глубинные места, окрашенные в темно-синий цвет. Определи их глубину»  (2 кл.,).    

.

  1. Тема «Зона лесов». «Помнишь ли ты план изучения природных зон? Перескажи его соседу по парте. Воспользуйтесь им при изучении зоны лесов» (4 кл.).

        

5.        Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы

постановки опытов или выполнения задания.

1)  Тема «Дикие животные». «Расскажи по рисункам, как появляется на свет лягушка

2). Расскажи по рисункам, как птицы заботятся о своих питомцах?» (1 кл., ).

 Тема «Холмы и овраги». «Перед тобою рисунок образования оврага. Расскажи, как овраг образуется?» (3 кл.,).

6         Использовать словарь учебника (словари УМК,  определители (гербарии) растений, дополнительный материал из Интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации.

Тема «Обитатели морей и океанов», «Если хочешь больше узнать о дельфинах, найди дополнительный материал в Интернете»,энциклопедии. ( 4 кл., ).

  1. «Растения твоего края». «По своим наблюдениям, а также используя гербарий растений своего края и краеведческую литературу, назови растения и животных своего края. Составь соответствующие таблицы» ( 4 кл.,).

Тема «Животные пустыни». «А каких еще животных пустыни ты знаешь? Если хочешь больше узнать о пустынях, найди дополнительный материал в Интернете, или энциклопедии» (4 кл., )

7 . Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение).

1). Тема «Как связаны живая и неживая природа Земли». « Можешь ли ты рассказать о своих наблюдениях , как связаны живая и не живая природа?»

. 8. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту).

     1). Тема «Растения». «А какие лекарственные растения растут в нашем крае? Выбери из гербария знакомые растения и расскажи в каких случаях они могут тебе помочь?»

         2). Тема «Свойства воды в твердом состоянии». «Поверхность льда гладкая и скользкая. ГОЛОЛЕД — опасное для людей явление неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму. Составь правила поведения во время гололёда.

9. Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья: осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях

10. Работать с картой:   находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города «Золотого кольца», сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией, и

11. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт- Петербурга, городов «Золотого кольца», своего края.

  1. Тема «День Конституции России». «Рассмотри  Государственный герб России. Назови его цвета. Какие фигуры на нем изображены?» (2 кл., ).

12. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком: находить место изученных событий на «ленте времени».

  1. Тема «История Московского Кремля». «Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в центре столицы?» (2 кл., ).

Тема «Лента времени». «Рассмотри ленту времени и расскажи соседу по парте, в каком веке произошли эти события. А он напомнит тебе имена великих князей, с которыми эти события связаны» (3 кл., )

13. Используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.

  1. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).

  Тема «Поверхность и водоемы твоего края». «А что можешь сделать ты? Обсудите план мероприятий по охране поверхности земли родного края. Включите его в общий план школьных мероприятий по охране окружающей среды»

15.        Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

  1. Тема «Экскурсия в город». «Какие правила надо соблюдать во время экскурсии в город?» (2 кл., ).
  2. Тема «Твоя безопасность дома». «В квартире многоэтажного дома тебя ждут родители. Ты подходишь к подъезду. Можно ли сказать, что все опасности уже позади?» (2 кл., ).

16.Проявлять  уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

  1. Тема «День Конституции России». «Ты уже школьник и знаешь права и обязанности школьника. Как ты понимаешь свое право на отдых? Можно ли не делать уроки, если не хочется?» (2 кл., ).

2) Тема «День Конституции России». «О каких правах, записанных в Конституции, ты можешь рассказать?» (2 кл.,).

Из приведённых заданий становится видно, что курс «Окружающий мир»), как и каждый учебный предмет, в зависимости от своего содержания и способов организации учебной деятельности учащихся,  раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий, которые приведены в таблице.

Смысловые

акценты УУД

Курс «Окружающий мир»

личностные

нравственно-этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

познавательные

общеучебные

широкий спектр источников информации

познавательные логические

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.  

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически  правильного  взаимодействия  учителя  и  ученика,  эффективности  их  коммуникативной деятельности.

                В результате изучения  всех без исключения предметов (в том числе и курса «Окружающий мир»)  на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы  личностные, регулятивные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

        

Реферат

На тему «Формирование предметных и метапредметных умений младших школьников в условиях внедрения ФГОС»

                                                              Подготовила учитель начальных классов

                                                                МБОУ СОШ-13 ст. Незлобной

                                                                Кирпинёва Елена Александровна

                                                             

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников  в условиях реализации ФГОС...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Авторская статья о формировании читательской активности у младших школьников...

Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Данная работа содержит цели и задачи изучения самооценки младшего школьника. Раскрывается понятие сомооценки младшего школника. влияние самооценки на успешность обучения....

«Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО»

laquo;Формирование самооценки младшего школьника    в условиях реализации ФГОС НОО»        Важнейшей задачей  Федеральных государственных образовате...

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...