Качество образования – залог успеха школы.
статья по теме

Поддубняк Марина Викторовна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx76.14 КБ

Предварительный просмотр:

Качество образования – залог успеха школы.

Выступление заместителя директора школы по УВР Поддубняк М.В.

    Современная общеобразовательная школа  многообразна и сложна, она непрерывно изменяется.       В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

   Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных.      Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования.

    В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

     В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

    Повышение качества образования –   одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования на период  до 2016 года.

Условия достижения «нового современного качества образования»:

(слайд 2)

* введение в действие государственных образовательных стандартов и

    вариативного базисного учебного плана;

* оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;

* обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

* использование нравственного потенциала искусства как средства  духовного

   развития личности;

* введение профильного обучения в старшей школе;

* усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;

* развитие дистанционного образования;

* государственная поддержка школ для одаренных детей;

* создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;

* создание государственной системы оценки качества образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить  основные  показатели эффективности деятельности школы:  (слайд 3)

  1. уровень обученности учащихся;
  2. готовность их к продолжению образования;
  3. уровень воспитанности учащихся;
  4. состояние здоровья детей;
  5. уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
  6. уровень выполнения стандартов образования.

      Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы. Проведем сравнительный анализ результативности обучения учащихся школы.

Сравнительный анализ успеваемости по школе и району (слайды 4,5)

Сравнительный анализ успеваемости и качества обучения по классам. (слайды 6,7,8, 9,10)

     

   За I триместр   аттестовано 160 учащихся 3-4 классов. При 100% успеваемости учащиеся школы показали следующие результаты: по школе качество составило в массовых классах – 61,6%, в классах КРО – 43%. В целом по школе – 60%, в то время как в конце года – 68%, что ниже на 8%.

Отличники – 12 человек из 82 человек, окончивших I триместр на «4» и «5», что составило по школе 14,6%.

   За II триместр аттестовано 278  учащихся 2-4 классов. В массовых классах: 285 учащихся; классах 7 вида 50 человек.

      При 100%-ной успеваемости учащихся школы показали следующие результаты:

по школе качество составило в массовых классах: 64 %.   В целом по школе – 69%

      Отличники – 32 человека  из 191 человека, окончивших II триместр на «4» и «5», что составило по школе 11,5%.

      В классе КРО качество составило 40 %.

      Из сравнительного анализа цифровых данных видно, что в параллели 3-х классов качество ниже , чем в 4-х и 2-х классах.

      Анализ успеваемости за II триместр показывает, что качество по школе составило – 69%, в то время как в конце I триместра  – 60%, что выше  на 9  %.

      Высокий результат качества показали учащиеся:

2-г (учитель Охрименко Е.В.) – 92 %, отличников  19 %.

2-б (учитель Михаленок Е.В.) – 88%, отличников 12.5%

2-в (учитель Павлова Ю.В.) – 84%, отличников 4%

     Стоит отметить, что 29 человек – 10,4% закончили II триместр с одной тройкой, а это хороший резерв для повышения качества обучения.

     Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования.

       Совершенно очевидно, что  качеством образования в школе  занимались всегда. Однако  образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

(слайд 11)  Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

     При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

  1. образовательных результатов;
  2. организации образовательного процесса;
  3. квалификации педагогических работников.

     Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.    

В Концепции  подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

      Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

Для учащихся :

  1. хорошее качество образования связано, в первую очередь:
  2. с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
  3. с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
  4. с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
  5. с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ;
  6. с глубокими прочными знаниями по всем предметам;

Для родителей: 

  1. с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
  2. со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
  3. с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом;

Для учителей:

  1. с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);
  2. с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
  3. со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
  4. с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт

КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: (слайд 12)

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ЗАВИСИТ (слайд 13)

Современный ученый педагог Марк Поташник определяет:

 “ Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты”.

  Что это означает?  Это означает достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получаются, а вполне определённых, заранее спрогнозированных результатов в зоне потенциального развития ученика, то есть речь всегда идёт о наивысших, возможных для конкретного школьника, оптимальных результатах

В идеале - каждый ученик движется по своему образовательному маршруту.

Качество образования – совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.  Качество образования, особенно качество школьного образования – это специфическая область качества вообще, так как оно чрезвычайно зависимо от конкретных людей, с которыми взаимодействует обучающийся человек, будь то первоклассник, или старшеклассник
 От чего зависит качество образования:    (слайд 14)

  1. качества образовательной программы;

качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

  1. качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);
  2. качества образовательных технологий;
  3. качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).

Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

К современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены: (слайд 15)

  1. развивающее обучение;
  2. проблемное обучение;
  3. разноуровневое обучение;
  4. коллективная система обучения;  
  5. исследовательские методы обучения;
  6. проектные методы обучения;
  7. технологии модульного и модульно-блочного обучения;
  8. обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  9. информационно-коммуникационные технологии;
  10. здоровьесберегающие технологии.

        Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды. Характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе развивающей среды.

Мы привыкли слышать, что качественное образование – это будущее России. А может быть, качественное образование – это главный ресурс человека, который обеспечит ему свободу? Свободу не сегодня или завтра, а в будущем, свободу не вообще, а скорее способность свободно и эффективно действовать в новых условиях неопределенности, свободно выбирать. Ведь истина свободы очень проста: если у меня нет образования, я выбирать не могу. Меня “тащат” обстоятельства. Если же у меня есть образование, я могу выбирать, могу обеспечить себе и близким хорошие жизненные условия.

Мы понимаем, что качество образования не сводится исключительно к качеству обучения. Современная  информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Не менее важная задача: воспитание человека духовного. Простота и естественность в общении, искренность и добросердечие, подлинное чувство дистанции между людьми всегда отличают носителей высокой культуры. С позиции культуры опыт качества означает возврат от газет и телевидения - к книге, от спешки – к досугу и тишине, от рассеяния – к концентрации, от сенсации – к размышлению, от идеала попсы – к искусству, от соблазна – к скромности, от недостатка чувства меры – к умеренности. Еще Киплинг писал: (слайд 16) “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”

Качество образования “задает” качество жизни человека и общества.   И наша с вами задача – и совместно, и каждому -  искать пути повышения качества образования, ведь  качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы. (слайд 17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качество образования в начальной школе.

В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управл...

"Повышение качества образования в начальной школе через применение новых компьютерных технологий"

Материал поможет учителям начальной школы повысить качество образования через применение новых компьютерных технологий и интарактивной доски....

Качественное образование - залог успеха школы

В докладе раскрывается политика, миссия школы по проекту: «Внедрение  модели  системы  управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»,  р...

Качество образования – залог успеха школы.

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива...

Выступление на педагогическом совете школы "Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе"

Общество сегодня качественно изменилось, изменился и ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отн...

Выступление на педагогическом совете школы "Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе"

Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка.  Она начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изме...