Технология организации групповой работы на уроке
статья по теме
Использование в практике работы учителя педагогических технологий – один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_gruppovoy_raboty.docx | 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 164
Проект
Технология организации групповой работы на уроке
Выполнила: Кукушкина Елена Юрьевна
учитель первой квалификационной категории
г. Екатеринбург
2013
Тема проекта выбрана не случайно, т.к. она отражает современный взгляд на организацию учебного процесса, опираясь на Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. Использование в практике работы учителя педагогических технологий – один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса.
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик, действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, т.е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.
Все это обязывает нас в корне пересмотреть свое отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Исследования и наблюдения показали, что результаты совместной работы (выбор варианта решения, нахождение наиболее рациональных и экономных способов выполнения заданий) оказываются более высокими по сравнению с выполнением работы каждым учеником в отдельности. При этом результаты получаются при меньшей затрате времени, чем в случае предоставления возможности каждому выполнять это же задание индивидуально.
Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач, упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение является непременным условием формирования правильных понятий.
Основная цель групповой работы–активное включение
каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачами групповой работы являются
- Активизация познавательной деятельности;
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
- Развитие умений успешного общения;
- Совершенствование межличностных отношений в классе.
Цель данной работы – обобщить имеющийся опыт организации групповых форм обучения, а также представить свои наработки по данной теме.
Цели организации совместной учебной работы самих детей:
a) Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
b) Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
c) Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться.
d) Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Как объединять детей в группы? Существует несколько способов формирования групп:
1) На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
2) Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
3) Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
4) Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
После формирования групп обязательно обсуждаются правила работы в группах.
Правила совместной работы:
1) работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
2) работать по плану;
3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;
4) качественно выполнять работу (аккуратно), соблюдать технику безопасности, экономию материала;
5) каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и своё в частности.
Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5 человек, для основной школы – 5-6 человек, для старшей школы – 5-8-человек.
В этой части урока учащиеся знакомятся, а в последующем повторяют следующие этапы совместной деятельности.
Этапы совместной работы.
1. Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).
2. Выбрать старшего.
3. Распределить обязанности, кто, что будет выполнять.
4. Выяснить, зачем каждый будет выполнять задание.
5. Каждый продумывает, из чего, как, с помощью чего он будет выполнять задание.
6. Каждый контролирует себя, как его результат совпадает с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело).
7. Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что заранее задумано (общее дело).
8. Из отдельных результатов получается один результат.
Фрагменты уроков.
Урок окружающего мира в 1 классе
по теме: «Как помочь птицам зимой?»
Решение проектной задачи: создание журнала о зимующих птицах.
Задания 1 группы
- Вспомните, какие птицы прилетают к нам на зиму?
- Каких птиц называют оседлыми?
- Воспользуйтесь рисунками из приложения, распределите птиц на две группы.
Задания 2 группы
- Среди предложенных загадок выберите загадки о тех птицах, которые нуждаются в нашей помощи зимой.
- Выбранные картинки наклейте на страницу для оформления журнала «Как помочь птицам зимой?» Оформите ее по своему усмотрению.
Задания 3 группы
- Используя свои наблюдения, ответьте на вопрос «Чем нужно подкармливать птиц?» Предложите свое меню для птиц, прилетающих к кормушке.
- Для вашего журнала оформите страницу «Чем нужно подкармливать птиц, прилетающих к кормушке?»
Задания 4 группы
- Из каких подручных средств можно сделать кормушку?
- Придумайте свою кормушку и нарисуйте ее на альбомном листке.
- Вспомните, какие птицы прилетают к вашим кормушкам. Вырежьте из приложения этих птиц и поместите их на кормушку.
Задания 5 группы
- Придумайте, какую пользу приносят птицы.
- Оформите страничку для журнала о пользе птиц.
Поведение учителя во время групповой работы.
Учитель может:
- Контролировать
- Организовывать
- Оценивать работу
- Участвовать в работе группы
- Предлагать участникам разные варианты решений
- Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации
Обсуждение результатов групповой работы
Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.
Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''. Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''. Могут быть, наверное, и другие вопросы, но рамка способа должна оставаться главной.
Затем каждая группа защищает свою страничку журнала, защиту оценивает экспертная группа, состоящая из учителей и родителей. Созданный журнал хранится в Портфолио класса.
Урок русского языка в 3-м классе по теме:
"Род имен существительных в единственном и во множественном числе"
Цель урока: научить определять род имен существительных в единственном и множественном числе. Обобщить пройденный материал об имени существительном.
Задачи урока: воспитывать внимательное отношение друг к другу, учить работать в парах и группах.
На этапе актуализации знаний сформированным группам учащихся выдаются рабочие листы с заданиями. После заполнения которых каждый ученик оценивает свои знания по этому вопросу и заносит их в Карту успешности с помощью значков.
Карта успешности работы
по теме «Имя существительное»
учени_____ 3 – в класса _______________________________
Определение имени существи- тельного | Имена существитель- ные собственные и нарицательные | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Изменение имён существительных по числам | ? ______ имён существительных |
|
- отлично - удовлетворительно
- хорошо - неудовлетворительно
Задания
- Распредели слова по группам:
малыш, глобус, котёнок, книга.
1. | 1. |
2. | 2. |
- Распредели слова по группам:
Москва, мальчик, Иванушка, город.
1. | 1. |
2. | 2. |
- Распредели слова по группам:
завод, ученики, заводы, ученик.
1. | 1. |
2. | 2. |
Вывод: Имя существительное может быть ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды мониторинга
Мониторинг - это комплексный процесс, который предполагает результат наблюдения, анализ, оценка деятельности и результата.
- внутренний (ученики оценивают свои знания)
- внешний
а) одна группа оценивает другую
б) учитель
в) экспертная группа
Плюсы групповой работы
- Повышается учебная и познавательная мотивация;
- Снижается уровень тревожности учащихся;
- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
- Улучшается психологический климат в классе.
Минусы групповой работы
- Групповой работе надо сначала научить;
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий;
- Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;
- Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.
Рекомендации учителям:
- Жесткая регламентация времени на группообразование.
- Нормирование будущей работы.
- Четкость и внятность поставленной задачи.
- Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
- Недопустима группа из одних только слабых учеников.
- Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
- Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
- Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
- Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская).
Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. ...
Технология организации групповой работы.
Технология организации групповой работы в начальной школе. Презентация....
«Организация групповой работы на уроке через применение интерактивных технологий»
Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих учащихся, поэтому важным условием является формирование коммуникативных умений. Одной из актуальных форм развития коммуникативных возмож...
Технология организации групповой работы в начальной школе
Выступление на заседании ШМО по теме: Технология организации групповой работы в начальной школе содержит описание цели и задач групповой работы, способов формирования групп, видов групповой работы, а ...
Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе
ТехнологияОбучение в сотрудничестве:организация групповой работыв начальной школе...
Технология организации групповой работы в начальной школе.
Технология организации групповой работы в начальной школе. Что такое групповая работа, её цель,задачи, плюсы, минусы, принципы, виды групповой работы...