Критическое мышление
учебно-методический материал по теме

Гашимова Александра Анатольевна

 Использование технологии критического мышления на уроках в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» была разработана американскими педагогами Джени Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.

России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Несмотря на то, что в России технология распространяется уже более 15 лет, основным источником о ней по-прежнему остается Интернет, у технологии есть официальный сайт – сайт международного журнала «Перемена».

Можно сказать, что в технологии синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

 

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, содержание, рефлексия(размышление)

Задачи фазы вызова :

- активизировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

- пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

-помочь  учащимся самим определить направление в изучении темы.

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Здоровый образ жизни». А.А.Плешаков Школа России

 - Прочитай тему урока.
- Запиши несколько фраз по теме. Всё, что пришло в голову.

(Потом дети зачитывают свои фразы, которые фиксируются на доске).

Получаем кластер, который к концу урока может значительно разветвиться.

«Свойства воздуха» 3 класс А.А.Плешаков  Школа России

- Как вы думаете, какие свойства имеет воздух?

Ребята выдвинули следующие утверждения:

   Воздух имеет определённую форму.

Воздух невозможно сжать.

В воздухе возможно услышать какие – либо звуки.

Воздух не имеет массу.

Воздух не может сохранять тепло.

      Все утверждения записываются на доске без оценочного комментирования.

Задачи фазы осмысления содержания:

Помочь активно воспринимать изучаемый материал.

Помочь соотнести старые знания с новыми знаниями.

    Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Ромашка Блума, Вопросительные слова, толстый и тонкий вопросы и другие приёмы.

            Приём «Инсерт» (маркировка текста значками по мере его чтения) очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления.

       Для заполнения таблицы учащимся приходится вновь возвращаться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

             -   Делайте пометки. Я  предлагаю вам несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3 значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "-", "?" . Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Задачи фазы рефлексии:

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.

Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

     Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»: 
«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта», «Ментальная карта», «Шесть шляп».

Шесть шляп мышления

 

-          Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.

-          Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.

-          Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.

-          Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.

-          Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.

-          Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связано

Окружающий мир. 4 класс, «Незаметные защитники урожая» 

Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. У растений очень много вредителей.

Жёлтая. Позитивное мышление. У человека есть и помощники в борьбе с вредителями.

Черная. Проблема. При борьбе с вредителями с использованием различных ядохимикатов, погибает много защитников урожая.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось знакомиться с защитниками урожая.

Зеленая. Творчество. Сделать для птиц кормушки. Искать способы борьбы с вредителями не используя ядохимикаты.

Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

При построении каждого занятия важно удерживать следующие этапы совместной работы:

1.      Актуализация знаний по поводу предложенной темы (инвентаризация имеющейся информации по данной теме, так называемый анамнез, чтоб выявить ресурсы ребенка и группы, и в работе группы учитывать опыт каждого ребенка).

2.      Мотивация (осуществить вызов, соблазнить идеей занятия, пробудить интерес к предлагаемой теме, сформулировать вопросы, поставить цель предстоящей деятельности).

3.      Активизация учащихся (договор о будущем характере и правилах работы, предъявление четкого алгоритма будущих действий).

4.      Осмысление материала (собственно деятельность: чередование индивидуальной, парной, групповой работы с целью знакомства с новой информацией, её соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей)

5.      Рефлексия (суммирование и систематизация новой информации, её оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка новых вопросов и постановка новых целей учебной деятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления

В локументе представлены способы развития критического мышления....

Урок литературного чтения с элементами критического мышления.

Урок литературного чтения в 1 классе с элементами критического мышления. Тема: К.Д. Ушинский "Лиса и козел". Цель: совершенствовать навыки  чтения, познакомить учащихся с творчеством К. Д. У...

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...

2 класс. "Что такое глобус". С элементами технологий критического мышления.

Окружающий мир. 2 класс. "Что такое глобус". С элементами технологий критического мышления....

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...