Мотивация и стимулирование в процессе обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО
учебно-методический материал (2 класс) по теме

 

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности  выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых, практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (Учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального

стимулирования и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение по методической теме:

Мотивация и стимулирование

в процессе обучения

Выполнила:

учитель начальных классов

Рогачева Г.Г.

На современном этапе коренных преобразований общества наиболее остро ощущается потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью.

Создание условий для проявления и развития личностной свободы учащихся становится приоритетным направлением в построении учебного процесса.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности  выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых, практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (Учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального

стимулирования и др.).

          С потребностью в эмоциональном общении человек рождается, поэтому большую роль в обучении младших школьников играют эмоциональные методы мотивации и стимулирования.  К ним относятся: поощрение и порицание; учебно-познавательные игры – создание ситуации успеха; стимулирующее оценивание; свободный выбор заданий; удовлетворение желания быть значимой личностью.

Методы поощрения и порицания давно использую в учебно-воспитательной практике. К ним прибегаю в тех случаях, когда надо усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.

Ежедневно использую круг поощрений, который очень  разнообразен  (одобрение; похвала; подбадривание; доверие; доброжелательно-требовательная манера;  выставление повышенной оценки; награждение).

Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяю лишь в вынужденных ситуациях (замечание, осуждение, ограничение в правах, лишение доверия, выговор (строгое замечание).

Однако, эффективность поощрений и порицаний детей может быть достигнута при определённых условиях: необходимо быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников. Главное, – не наказать, а заставить действовать.

Поддерживать интерес ребёнка к учёбе помогут учебно-познавательные игры. Так как  игра для ребёнка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе. Игра выступает, как мотив радости в учении.

В основном, на практике использую словесно-дидактические игры. Они построены на словах и действиях играющих. Ценны игры с предметами, игрушками, а также настольно-печатные игры. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности.

Включение школьника в процесс обучения поможет создание наглядно-образных представлений. Без них нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью. Наглядный показ коллекций различных предметов, материалов, наглядных пособий и опытов, демонстрация предметов, схем и таблиц, картин, специальных учебных фильмов, использование информационных компьютерных технологий. Каждая демонстрация сочетается с методом наблюдения. А приёмы сравнения, сопоставления при наблюдении облегчают осмысление, повышают прочность запоминания материала.

При создании ситуации успеха учитываю следующий ряд заповедей:

– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.

– Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.

В работе, ориентированной на детей, есть только один ключ к успеху – ДОВЕРИЕ.

При проверке знаний учащихся большое значение имеет стимулирующее оценивание. Выявление знаний – это начальный этап проверки при условии, если будет охвачен каждый ученик и оценен по результатам его личной учебной деятельности. Важно также, во время оценивания создавать атмосферу творчества и доброжелательности. Считаю что поощрение необходимо школьникам при оценке. Например, значки отличия, смайлики.  Не поощряю  одних и тех же. Главное – это справедливость, объективность оценивания, чтобы сделать оценку мощным средством мотивации и стимулирования учебной деятельности.

Школьники на уроке часто лишены свободы выбора, их действия строго регламентированы. Одним из важнейших компонентов свободного выбора является самостоятельная постановка цели деятельности. Создание ситуации свободного выбора может служить одним из средств развития у школьников способности к свободной постановке учебных целей. Предметом выбора является неконечная цель, а набор промежуточных целей. В результате переход от одной темы к другой приобретает статус значимого действия. Такая работа приносит учащимся большое удовлетворение, т.к. постановка учебной задачи ими осознана, а это служит необходимой предпосылкой возникновения потребности в свободной, без принуждения учебной деятельности.

И наконец, основная моя задача создать такие условия, чтобы труд ученика стал источником умственного удовлетворения и душевной радости. Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она нужна, надо искать мотив радости в самом процессе обучения, т. е. в учебной деятельности. В ней ребёнок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их, однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие. Это мотивы собственного роста, собственного совершенствования направленные на удовлетворение желания быть значимой личностью.

И в заключении, могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС.

Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОСБуняшина Елена Васильевна,учитель начальных классов МОУ лицей Федеральный государственный образовательный стандарт ...

Инновационная деятельность учителя английского языка начальной ступени обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

Основная идеологическая позиция стандарта – направить образование не только на обучение, но и на развитие личности ребёнка, его познавательных и созидательных способностей. Развитие, адекватное возрас...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов «Реализация системно-деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Данная проектная работа посвящена проблеме преподавания «Окружающего  мира» в третьем классе в контексте ФГОС  и рассчитана для учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива»....

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Нетрадиционный урок – это иногда импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (строго не установленную) структуру. Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм...

Проект «Реализация системно - деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО» Проектирование урока русского языка в 1 классе по теме «Парные звонкие и глухие согласные звуки» на основе проектно-творческой деятельности

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Парные звонкие и глухие согласные звуки», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на осн...

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?Здесь на помощь прихо...