Приёмы дифференциации на уроках в начальной школе
статья на тему

Гусева Галина Александровна

Описание деятельности учителя на уроках в классах с детьми, имеющими проблемы в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_differenciacii_na_urokah_v_pervom_klasse.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы дифференциации на уроках в начальной школе.

Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение. Сегодня в школу приходят дети с очень разной подготовкой, в то время как учителю необходимо каждому дать знания.

Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского "different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

В условиях классно – урочной системы дифференцированное обучение обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.  

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.    Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем,  взявшим курс на дифференциацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их  особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно  отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны.

Ещё в начале учебного года было в нашем классе было проведено исследование  готовности детей к обучению по следующим параметрам.

  1. внимание
  2. произвольность
  3. работоспособность
  4. логическое мышление
  5. способность к самоконтролю
  6. познавательная мотивация
  7. речевое развитие
  8. развитие  мелкой  моторики.

На основании результатов обследования учащиеся были распределены в 3 группы :

1   группа -  учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной  сформированностью 2 – 3 психических процессов или необходимых общеучебных умений . Они  нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.

2 группа – достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.

3 группа – высокая степень подготовки в школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий .

 Здесь нужно отметить, что дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит примероно так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.

Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику.  Учащимся, входящим в 3  группу, можно предоставить  наибольшую самостоятельность . Они получают достаточно трудные задания,  направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Нельзя не признать, что предлагаемые работы иногда превосходят по объему задания для остальных  учащихся,  Но задания составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а  имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения,  выводы, сравнивать способы действия .

Во 2 группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-ей группы привлекаю их к объяснению нового материала, Однако, некоторые задания,  обязательные для учеников 3-ей группы, предлагаются в качестве добровольных.

Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний . Контроль за  работой  учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и  навыков  учащихся 1-й группы, предлагаю им задания, восполняющие проблемы в знаниях и облегчающие усвоение нового.

Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаков :

1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочих связей.

2.Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями,  понятием и законом и т.д., однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.

3.Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень знаний, установить  межпредметные  связи, что, в свою очередь способствуют  творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причины – следственные связи, делать  обобщения и выводы.

   

Эти уровни  усвоения и лежат в основе методики составления  разноуровневых  заданий:

Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте  в 1-ом  классе. При этом важно включать в работу как хорошо читающих детей, так и не читающих совсем. В любой азбуке сегодня есть задания разного уровня сложности. На этапе знакомства с новым звуком и буквой мы все вместе наблюдаем над произношением звука по следующему плану

1.Определяем согласный  или гласный звук. Для этого произносим звук и пытаемся почувствовать,  как работают губы, зубы и язык. Подносим  ладонь ко рту, определяем, как выходит воздух изо рта. Плавно или толчками.

2.Если звук согласный, то определяем, звонкий или глухой. Наблюдаем за работой голосовых связок. Ладонь к горлу.

3.Выясняем, твёрдый или мягкий. Произносим слова, голосом выделяя звук. При этом всё слово можно произнести шёпотом, а изучаемый звук громко. Например, Антон, ноты, кино, сон, нить., конь, пень. Сравниваем пару звуков – н –нь. Обязательно проговариваем несколько раз полную характеристику звука и  раскрашиваем  звуковичка.  Сильные дети выступают первыми. Характеристику звука обязательно проговариваем хором. Слабые могут рассказать о звуке, опираясь на раскрашенного звуковичка, то есть модель звука. Звуко –буквенный разбор слов с новой буквой сначала делаем все вместе, с проговариванием по цепочке и  обязательным изображением модели слова на доске. Затем  детям предлагается выполнить звуко –буквенный анализ самостоятельно.

 Детям 1 уровня предлагаются слова более простые,  «прозрачной» формы,. Например, кино, ноты. Слабые дети обычно очень неуверенны в себе, поэтому им нельзя сразу давать сложное слово, поскольку  у них боязнь ошибки возникает сразу же.

Дети 2 уровня могут сделать разбор более сложных слов. Им можно предложить слова Роман, ананас

Детям, хорошо владеющим звуко- буквенным анализом можно предложить слова с пропусками букв и слогов.  Например Ка…ат, оси…а

На этапе чтения слов и слогов с новой буквой применяем хоровое чтение слогов с разной интонацией. Например, один столбик прочитать громко. Второй тихо, третий радостно.  Индивидуально прочитать слоги вызываю плохо читающих учеников. То же самое слова. Дети читают слова сначала про себя. Понятно, что плохо читающие ученики могут не успеть прочитать все слова за определённое время. Поэтому  вызываю их для чтения 1 -2 столбика слов. Слова последних столбиков обычно прочитывают хорошо читающие дети. Слова также можно почитать хором или по цепочке,  со словами выполняем разные задания. Например, разделить  прочитанные слова на слоги. Во время проверки  прошу прочитать слова, состоящие из 2 слогов и опять сначала спрашиваю слабых. Потом уже спрашиваю остальных. При этом важно не показать слабому ребёнку, что он сделал мало, поэтому обязательно хвалить, На уроке стараюсь спросить слабого ребёнка,  если он поднял руку.

При чтении текстов тоже можно найти примерные тексты для дифференцированной работы. Например

  2 ур.                     У  -  сучок .В любом лесу

                                      Ты увидишь букву «У».

 3 ур.                     У  -   улитка на дорожке

                                     смело выпустила рожки.

                                     Уходите-ка  с  пути !

                                     Не мешайте дом везти                                                                                      1 ур.                             Как воет волк на луну ?

                                          У – у – у …

                                     ( не читающие дети)

Когда читаем тексты, то возможны следующие задания, разного уровня сложности  Для выработки правильного, сознательного, выразительного чтения предлагаю задния по вариантам.                 

I вариант                                                    II       вариант

Читай       правильно.                                        Прочитай  правильно

найди    многосоставные слова                                      

              Проверка    I   варианта

Найди опорные слова    раскрывающие                         Думай,    о    чем    читаешь,        

содержание текста

               Проверка  I  варианта
I  вариант                                                        II   вариант

Найди образные слова.                                          Найти   слова,   выражения,  

                                                которые  понравились

              Проверка  I        и           II  вариантов

I  вариант                                                           II   вариант

Подумай,  каким  го-                                          Обрати внимание на разделительные знаки

лосом передашь свое        

отношение к прочитанному

Общее  задание: Прочитайте   текст,   подготовьтесь   к   правильному,   выразительному,   быстрому   чтению.

На уроках чтения разным ученикам предлагаются различные виды пересказа: кто-то может пересказать «близко к тексту», кто-то может рассказать с опорой на картинки, но есть и такие  дети, которым пересказ совсем не дается. В этом случае я использую иллюстрации-слайды. Помимо картинки они содержат некоторый текст с пропущенными словами. Ребенок, после прочтения текста и его анализа смотрит на иллюстрацию, вспоминает содержание, помощником ему выступает текст, подписанный снизу. Однако некоторые (важные) слова в тексте пропущены. Ученик должен сам вспомнить их и вставить в свой рассказ. После такой работы многие ребята уже переходят к пересказу с опорой на картинки, ну а следующая цель – пересказ «близко к тексту».

Для осуществления дифферинцирванного подхода к школьникам при контроле домашнего чтения:

при контроле понимания прочитанного текста:

- задания на карточках

- найти предложения, содержание которых противоречит прочитанному тексту,

- пересказать текст, высказать свое отношение к прочитанному,  или ответить на вопросы, 2-3 рисунками проиллюстрировать текст, передать одним рисунком основное содержание текста,

- для «сильной» группы составить подробный план к тексту, для «слабой» пронумеровать данные учителем в неправильной последовательности пункты плана.

для развития внимания:

- сказать, сколько действующих лиц в рассказе, перечислить последовательно места, в которых происходит действие рассказа.

- прочесть предложения и назвать элементы / слова / отличающие их друг от друга.

для развития памяти:

         - прочесть текст, расположить предметы / картинки / в порядке, указанном в тексте, расставить предложения в той  последовательности в какой они находятся в тексте.

для языковой догадки, прогностических умений:

 - составить из приведенных предложений связный рассказ,

- составить задания, в тором нужно отгадать сложное слово с помощью контекста,

- прочесть начало предложения и закончить его.

В моём классе дифференциация обучения проводится в рамках фронтальной работы, когда учащиеся заняты решением общих учебных заданий. Такой подход создает равные возможности для всех детей, так как слабый может перейти к более сложному заданию.

 На уроках математики дифференциация ясно выражается в разноуровневых заданиях.

 При решении и составлении задач учащимся 3 группы предлагаются рисунки, по которым необходимо составить задачу и решить ее. Оформлением задачи они также занимаются самостоятельно. Естественно, учитель чутко следит за работой учеников.

Учащимся 2 группы помимо рисунка необходимо предложить и решение задачи.

Тем детям, кто не справляется с составлением задачи, учитель задает наводящие вопросы.

Ребята 2 и1  групп оформляют задачу с помощью учителя, либо на доске работает более сильный ученик.

Особенно широко технологию дифференцированного обучения я использую на этапе закрепления и повторения материала. Во время контрольных работ детям предлагаю задания на карточках. Учитываю уровень обученности школьников, диагноз, а также психологические способности ребенка.

Современные передовые педагоги делят учащихся на 3 группы по способам восприятия информации: аудиалы, визуалы, кинестетики.                                                                Визуалу задания предлагаются в виде записей; карточки должны быть яркими, красивыми, красочными.                                                                                                                 Аудиалу нужно прочитывать задание вслух учителем для лучшего восприятия прочитанного. Аудиалы запоминают лучше на слух при многократном повторении текста.  Особенно ярко проявляются свойства аудиалов у детей со снижением слуха.                             Кинестетик получает задания, направленные на манипуляцию с предметами. Например, при сравнении чисел, можно предложить работу со счетными палочками.

 На уроках возможно применение игровых приемов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания. Например, при  создании ситуации выбора.
- Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблём. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, ещё проще – маленький.
Но даже если будете спасать маленький корабль, всё равно будет польза.
Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант.
Игровая ситуация может изменяться (Строим дом, спасаем бегемота – рисунки разного размера).

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.

Осуществляя дифференцированный подход, учителю следует руководствоваться следующими требованиями:                                                                                                                                 создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

   активно общаться с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

   обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может).

Для разноуровневого обучения можно   использовать:

  Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи

 Альтернативные задания для добровольного выполнения.

 Задания, содержание которых найдено учеником.

 Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: подготовка к изучению и само изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Приемы дифференцированного обучения

при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся

Приемы опроса учащихся в 1 -2 классе.

Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.

Прием 1. Солидарный опрос.

Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.

Прием 3. Тихий опрос.

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.

Приемы подачи домашнего задания

Вредный и достаточно распространенный прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Но если уж задавать, то задавать с максимальной пользой.

Прием 1. Три уровня домашнего задания.

Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней .

Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:     частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и т.п.;

  чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;

  учебные комиксы;

 плакаты – опорные сигналы;

  мнемонические формулы, стихи и др.

Прием 3. Задание массивом.

Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.

Прием 4. Идеальное задание.

Достаточно схож с приемом 3. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

Приемы оценивания

От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.

Прием 1. Оценка – не отметка.

Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой...

Вариант: учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группам на листочке задание каверзное, но посильное... Через 10 минут ученики справляются. Учитель: "Ну что с вами делать! Вы же мой золотой фонд невыполненных заданий погубите! Вот уж в следующий раз...”

Прием 2. Рейтинг.

Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.

Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.

Прием 3. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставим отметку в "кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4” ("5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.

Прием 4. Система стимулов.

Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.

Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.

Вариант 2. Развернутая оценка.

Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.

Вариант 3.

Достаточно хорошей оценкой могут быть:

маленькая грамота;

 благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу”;

   благодарственная запись в дневнике;

  книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.

Среди приведенных приемов нет такого, который можно назвать самым главным. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают "радужный” эффект. Многоцветную картину не нарисовать одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику – схватиться за все сразу.

Иногда бездумный перенос приемов, созданных в определенных условиях, в наши, совсем иные (в зависимости от класса, личности ученика), может привести к тому, что для этих прекрасных приемов "дети окажутся неподходящими”. Будем помнить, что в нашей профессиональной деятельности учителя главное не в том, чтобы учить, а в том, чтобы думать.

Пусть нашим девизом будут слова замечательного поэта Максимилиана Волошина:

Из всех насилий,
Творимых человеком над людьми,
Убийство – наименьшее,
Тягчайшее же – воспитанье.

И будем помнить, что "приемы педтехники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе – совершенствуется”. (А.Гин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дифференциация на уроках в начальной школе

Результат дифференцируемого подхода в обучении:- повышается уровень мотивации учения;- каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;- реализуется желание сильных учащихся быстрее ...

«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе».

«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе».Содержание. 1.Определение понятия дифференциация.2.Определение понятий внешней и внутренней дифференциации.3.Этапы орган...

Статья "Применение технологии разноуровневой дифференциации на уроках в начальной школе"

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе...

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе

Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, ...

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе

.Разноуровневый - дифференцированный подход к учащимся позволяет: • - каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе; • - дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собств...