Роль проектной деятельности в становлении сотрудничества семьи и школы
статья по теме

Макаренко Елена Витальевна

Роль проектной деятельности в становлении сотрудничества семьи и школы велика. И это сотрудничество нами рассматривается как согласованное взаимодействие учителя, учеников и родителей, включающее в себя взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность и обмен услугами, сопровождаемое положительными эмоциями и направленное на достижение согласия и желаемого результата в процессе образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_24.07.13.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Макаренко Е. В.

г. Пермь

МБОУ «Гимназия № 11 им. С.П. Дягилева»

Роль проектной деятельности в становлении сотрудничества семьи и школы

Гуманистический подход в образовательной деятельности на современном этапе развития российских школ усиливает особую актуальность и значимость гуманно-личностной педагогики. Одной из центральных задач развития современного образовательного процесса является педагогическое сотрудничество, основанное на применении новых подходов к образованию, на осмыслении и внедрении инновационных идей, позволяющих сделать любую деятельность осмысленной, личностно-значимой, успешной. Одним из эффективных условий для формирования сотрудничества между семьей и школой мы видим в возможности использования в практике начальной школы проектных технологий.

«Сотрудничество – опорное понятие для эволюционного развития человечества. Прогресс людей происходит там, где есть сотрудничество, так как объединяются духовные и нравственные усилия для решения общественно значимых проблем человечества» [1: с. 6].

По определению Загвязинского В.И., «сотрудничество в обучении – стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, помогая и поддерживая друг друга, которое переходит в сотворчество, готовит ребенка к самостоятельной деятельности, самореализации» [2: с. 73]

Мы предлагаем расширить данное определение, относительно создаваемых перспектив сотрудничества, с использованием проектных технологий, включая в сотрудничество родителей как полноценных и равносильных соучастников процесса обучения и воспитания ребенка. Именно такое сотворчество мы рассматриваем в равностороннем треугольнике – ребенок, семья, учитель, в вершине которого находится личность ученика с его доминирующей индивидуальностью.

Александрова В.Г. считает, что умение сотрудничать следует прививать в раннем возрасте и закреплять в начальной школе. «Доверительные, открытые отношения с учителем, искренность и понимание в отношениях с родителями способствуют тому, что расширяются границы смыслового поля в культурно-образовательном пространстве, утверждая первичность воспитания как ценностно смысловую основу отечественного образования» [1:с. 3].

Проектная деятельность, основанная на сотруднических взаимоотношениях между учителем, учениками и родителями, исключает принуждение и наказание, а усиливает взаимопонимание, взаимоуважение, взаимообучение и взаимообогащение. При вовлечении детей начальной школы в проектную деятельность, взрослые выступают активными координаторами, сопровождающими и направляющими гармоничное развитие творческих, самостоятельных и проектных умений ребенка.

У каждого участника образовательного процесса может быть своя точка зрения на возможности, способности, ожидаемые результаты, то есть свои представления о ребенке. Иногда, взгляды родителей могут отличаться от взгляда учителя, при этом возникает необходимость согласования позиций педагога, родителей и специалистов школы для создания наиболее адекватных условий сопровождения.

С этой целью мы используем различные формы работы с родителями, которые помогают нам планировать важные события, выстраивать стратегии взаимодействия в обучении, в развитии и в воспитании ребенка. В гимназии систематически проводим беседы «Копилка родительской мудрости», организуем методические и индивидуальные консультации с педагогами и специалистами школы «В помощь родителям». Родители с удовольствием принимают участие в подготовке и в проведении тематических собраний. Педагогами и психологами гимназии организуются круглые столы, например: «Как воспитать мальчика – мужчину», «Как сохранить в девочке целомудрие». На базе нашей гимназии проходят Международные Родительские Чтения «Родительский дом – начало начал». На родительской конференции «Пусть всегда будет солнце» подводим итоги работы творческих детских коллективов гимназии. В качестве жюри активно привлекаем родителей к участию в проектно-исследовательских ученических конференциях «Путь к успеху».

Педагоги гимназии проводят мастер-классы с родителями для уточнения, согласования и конкретизации условий сотрудничества при создании индивидуальных проектов , при реализации творческих, социальных и других видов коллективных проектов.

При проведении проектных задач, в урочное и во внеурочное время, предполагается разумное участие родителей в роли экспертов при наблюдении за ходом сотрудничества детей в разрешении данных проектных задач. Экспертные листы, разработанные учителем, позволяют увидеть не только ход работы группы детей, а так же анализировать продвижение ученика по траектории его успешности, строить коррективы индивидуальной работы с ребенком, видеть динамику его развития, способствовать раскрытию творческих способностей ребенка.

Таким образом, роль проектной деятельности в становлении сотрудничества семьи и школы велика. И это сотрудничество нами рассматривается как согласованное взаимодействие учителя, учеников и родителей, включающее в себя взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность и обмен услугами, сопровождаемое положительными эмоциями и направленное на достижение согласия и желаемого результата в процессе образования.

Литература:

  1. Александрова В.Г., Недрогайлова Е.А. Инновационные идеи педагогического сотрудничества в современном образовательном процессе. – М.: МГПУ, 2011. – 92 с.
  2. Загвязинский В.И. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2008. –  352 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД

1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...

Статья: "Сотрудничество семьи и школы в развитии творческих способностей младших школьников через участие в проектной деятельности".

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – основополагающий фактор УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ. Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах ч...

"Сотрудничество семьи и школы-залог успешной воспитательной деятельности"

В условиях кардинальных изменений социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения,проблемы взаимодействия школы и семьи являются наиболее актуальными....

Статья "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ"

Наш век — информационный. Главное — это информированность. Общее снижение интереса к чтению — это, конечно, влияние времени...