ФГОС. Система Эльконина-Давыдова.1 класс. Рабочая программа Введение в школьную жизнь
рабочая программа (1 класс) по теме

ЕрофееваГалинаВасильевна

Рабочая программа по курсу "Введение в школьную жизнь" составлена в соответствии с новыми стандартами, включает календарно-тематическое планирование, планируемые результаты, УУД, личностные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1 класс

Курс «Введение в школьную жизнь» 

(10 учебных дней по 3 ч ежедневно)

Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь». Программа адаптации детей к школьной жизни.

Основная цель курса: обучение детей навыкам учебного сотрудничества


урока

Тема урока

Решаемые  проблемы

Планируемые результаты  (в соответствии с ФГОС)

Дата

Понятия

Результаты

курса занятий

УУД

Личностные результаты


День 1.

- открывает для себя  партнёров-сверстников, учится адресоваться к ним, обращать к партнёрам свои высказывания, ждать их реакции на свои ответы;

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения действий;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- сличать способ действия  и его результат;

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя);

- учебно-познавательный интерес к новому;

внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

-уважительное отношение к иному мнению;

-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- самооценка на основе критериев успешной деятельности;

-  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

1

Знакомство.

МП: с.31-35

Как  нужно знакомиться?

Знакомство  детей, введение знака «Я»,

образование групп

знак «Я»

2

Режим дня школьника.

МП: с.36-38

Что такое «режим дня» и почему его нужно выполнять?

Введение схемы времени и знака «Звонок»

режим дня,

схема времени, знак «Звонок»

- понимает, что такое «режим дня и почему его надо выполнять»,

умеет анализировать происходящее в классе, группе;

3

Схема класса.

МП: с.38-42

Для чего люди придумали схемы?

Что можно увидеть на схеме?

Введение схемы класса

схема класса

- понимает, что такое «схема»,

умеет читать схемы класса;

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- использовать знаково-символические средства (модели и схемы);

- строить сообщения в устной форме;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- анализировать изучаемый предмет, находить границы применимости того или иного способа,  правила;

- построение рассуждения;

- уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена;  

- рефлексия способов и условий действий;

- сравнение, сериация, установление аналогий, построение рассуждения.


День 2.

1

Приветствие детьми учителя и друг друга. Школьные правила вежливости.

МП: с.42-45

Как можно приветствовать взрослых и одноклассников?

Показать разные формы приветствия

приветствие

- знает разные формы приветствия и  умеет приветствовать учителей и одноклассников

2

Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я».

МП: с.45-47

Почему нужно внимательно слушать?

Введение знака  

«Хор» и ордена «Внимание»

внимание,

вниматель-

ность,

знак «Хор»

- понимает, зачем нужно внимание и учится внимательно слушать

3

Оценка.

МП: с.48-51

Как оценивать свою работу?

Введение способа оценки с помощью  «волшебных» линеечек

критерии оценки

красиво-некрасиво, правильно-неправильно

- понимает и учится справедливо  оценивать свою работу


День 3.

Коммуникативные УУД:

а) инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, к другим группам;

- формулировать свои затруднения,

- предлагать помощь и сотрудничество;

б) взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию,

- задавать вопросы,

- строить понятные для партнёра высказывания,

- строить монологическое высказывание,

- вести устный диалог,

- слушать собеседника;

в) управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути её достижения,

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

1

Введение знака «Мы, противопоставление его знакам «Я» и  «Хор».

МП: с.52-55

Когда лучше работать одному, а когда – вместе?

Индивидуальные формы работы и работа парами; введение знака «Мы»

один,

в паре,

в группе
с классом,

знак «Мы»

- понимает, когда можно одному выполнять задания, а когда - вместе

2

Реакция на реплику. Введение знаков «+» и «-».

МП: с.55-58

Как относиться к словам других?

Организация детского сотрудничества.

Введение знаков

«+» и «-»

сотрудни-

чество,
знаки «+» и «-»

- понимает,  зачем нужно уметь  слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю;

3

Самооценка, критерии, оценка.

МП: с.58-61

Как можно оценивать свою работу?

Умение оценивать свою работу.

Соотнесение внешней оценки (оценка учителя, товарища) и самооценки

критерий, оценка,

оценивание по критериям:

лёгко-трудно, интересно-неинтересно

и т.д. в зависимости от предложений детей

- знает, как оценивать свою работу и соотносить свою оценку с оценкой учителя, товарища, родителей;


День 4.

1

Отработка введённых ранее  знаков «+» и «-», «Я», «Мы», «Хор».

МП: с.62-64

Когда как работать: одному или с кем-то?

Умение  работать по-разному: всем классом, группами, парами, по одному

- умеет выбирать формы работы:

«один» - «вместе»

2

Как надо и как не надо спорить.

МП: с.64-68

Как правильно спорить?

Умение участвовать в учебной дискуссии: выявлять суть противоречия и пытаться найти конструктивное решение

спор, дискуссия, учебная дискуссия

- знает, когда  и как нужно дискутировать (спорить)




Правила оценочной безопасности

(по Г. А. Цукерман):

-не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка и т.д.);

- хвалить исполнителя, критиковать только исполнение;

- «на ложку дёгтя – бочку мёда»;

- ставить перед ребёнком только конкретные цели;

- не ставить перед первоклассниками сразу более чем одну задачу;

- формулировка «опять ты НЕ …» - верный способ выращивания неудачника»;

- учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки…

3

Диагностика и отработка разных критериев оценки.

МП: с.69-70

Как оценивать свою работу?

Уметь оценивать свою работу по разным критериям

оценка,  разные критерии

- знает, как оценивать свою работу по разным критериям


День 5.

1

Введение знака «Вопрос».

МП: с.70-72

Как научиться задавать вопросы?

Введение знака «?»

вопрос,

знак «?»

- знает, как и когда надо задавать вопросы

2

Ситуация недоопределён-

ного правила.

МП: с.73-75

Научить детей задавать вопросы с точным содержанием

точное содержание вопроса

- понимает, что значит «точный вопрос»

3

Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных

МП: с.75-77

Как оценить общую работу?

Умение договариваться о критериях оценки, критерии за точность и творчество (выдумка)

точность,

творчество,

выдумка

- умеет договариваться о критериях оценки общей работы и оценивать её


День 6.

1

Содержательная дискуссия.

МП: с.77-80

Что значит «определённое содержание»?

Умение обсуждать определённое содержание

содержание

- понимает, что такое «содержательная дискуссия»

2

Групповые задания с недоопределён-

ными правилами.

МП: с.80-83

Что значит со-действовать?

Различные стороны сотрудничества: выработка умения договариваться не посредством слов, а именно действием -  

со-действовать

содействие

- знает, как надо договариваться о сотрудничестве посредством действия (со-действовать)

3

Адресованность, понятность сообщения.

МП: с.83-85

Понятно ли мы говорим? Точно ли мы передаём свои мысли?

понятно, точно

- понимает, что значит излагать свои мысли понятно, точно


День 7.

1

Адресованность действия при групповом взаимодействии.

МП: с.85-88

Как  высказываться, чтобы всем было понятно?

- понимает, что значит «высказываться, чтобы было понятно всем»

2

«Ловушка».

МП: с.88-91

Что такое «ловушка»?

Когда надо пользоваться знаком «Л»?

«ловушка,

знак «Л»

- умеет определить задание с «ловушкой»

3

Развитие линии оценки: противопостав-

ление правильности и оригинальности.

МП: с.91-93

Как можно по-разному оценивать

одинаковое задание?

Разнообразие критериев оценки: правильно, оригинально.

критерии оценки: правильно, оригинально

- знает, как по-разному оценивать одинаковое задание


День 8.

1

Разминка. Игра «Третий лишний» (на отработку знаков, введённых ранее).

МП: с.93-96

Для чего нужно уметь аргументировать, доказывать своё суждение, мнение, точку зрения?

суждение, мнение, точка зрения

- учится аргументированно доказывать свою точку зрения

2

Ситуация недостаточности средств.

МП: с.96-98

Как нужно действовать, если сам не можешь выполнить задание?

Обращайся за помощью, если попал в трудную ситуацию

трудная ситуация

- понимает, когда нужно обращаться за помощью

3

Навыки содержательного взаимодействия.

МП: с.98-100

Чему я научился в первые дни в школе?

рефлексия

- умеет отделить своё знание от незнания,

оценить свои успехи


День 9.

1

Отработка введённых ранее знаков.

МП: с.100-104

Чему я научился в первые дни в школе?

- умеет пользоваться изученными знаками

2

Критерии оценки (скорость и аккуратная езда), точка зрения оценивающего.

МП: с.104-107

Как оценивать действия друг друга в трудной ситуации?

Надо оценивать самое главное и не придираться к второстепенному

главное,

второсте-

пенное

- учится справедливо оценивать свои действия и действия других

3

Игра «Конкурс на лучшую похвалу».

МП: с.107

Как оценивать своего одноклассника (одноклассницу)?

Разреши товарищам быть умными и добрыми, и они такими станут

толерант-

ность,

доброжела-

тельность, терпимость

- учится хвалить себя и других


День 10.

1-3

Праздник «Посвящение в ученики»

МП: с.107-112

- умеет пользоваться своими знаниями и умениями

ЛИТЕРАТУРА

1. ФГОС. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. –  

                 М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012.

2. ФГОС. Основная образовательная программа начальной школы (под редакцией Е.В. Восторговой).  - М. ВИТА-ПРЕСС, 2012 (стр. 274).

3. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2008 г.

4. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс

Примерное тематическое планирование по математике (автор: Александрова Э.И.) в 3 классе по программе Эльконина - Давыдова. ...

Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс

Тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" (авторы: Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева) в 3 классе, система Эльконина - Давыдова....

ФГОС. Система Эльконина-Давыдова. 1 класс. Рабочая программа по обучению грамоте

Рабочая программа соответствует новым стандартам. Составлена на основе программы по обучению грамоте, система Эльконина-Давыдова. Учебник "Букварь", авторы Репкин В.В. и другие, обучение письму по про...

ФГОС. Система Эльконина-Давыдова. 1 класс. Рабочая программа по математике

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по математике Александровой Э.И., учебник "Математика" в 2-х частях, в учебно-методический комплект входит "Рабочая тетрадь"в 4-х час...

ФГОС. Система Эльконина-Давыдова. 1 класс Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой С.В.Ломакович и Л.И.Тимченко. В учебный комплект входят: учебник "Русский язык", рабочая тетрадь и тетрадь для контрольных работ....

ФГОС. Система Эльконина-Давыдова. 1 класс. Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой по литературному чтению Е.И. Матвеевой. Учебник "Литературное чтение", + тетрадь на печатной основе "Литературное чтение" + тетрадь "...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Здоровый образ жизни", УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знания о правилах сохранения и укрепления здоровья.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1)формиро...