Главные вкладки

    Коллективный способ обучения
    материал (3 класс) на тему

    описание работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konferenci1.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

        Коллективный способ обучения в начальной школе

    Всем известны проблемы  современного образования, назову одну их главных – снижение качества образования. Причин много. Что может в этой ситуации обычный учитель? Что должен делать обычный учитель? Ответ тоже известен. Работать над собой, искать, овладевать новейшими технологиями. Это не просто, но это необходимо.

       Уже 8 лет я изучаю и использую педагогическую технологию КСО.

      Сравним традиционные уроки и уроки с применением методик КСО по основным показателям

    Традиционные уроки

    Уроки с применением методик КСО

    цель

    Обучающая (передача знаний, умений, навыков)                

    создание условий для реализации личностных функций

    Формы работы

    фронтальные или групповые                                              

    групповые + индивидуальные

    Метод обучения

    информационный, репродуктивный                                    

    Познавательный, через самостоятельную деятельность

    Кредо педагога

    "Я над вами"                                                                        

    «Я вместе с вами"

    Стиль взаимодействия

    монолог

    диалог

    Позиция ребёнка

    пассивная    

    активно - инициативная  

    мотивация

    внешняя, эпизодическая                                                

    внутренняя систематическая, целенаправленная

    Ученик  является равноправным участником педагогического процесса на принципе сотрудничества. Виталий Кузьмич Дьяченко является одним из основоположников общей дидактики и дидактики коллективного способа обучения в частности.

             

                   

    Технология КСО, при которой работа учащихся ведётся в парах сменного состава, предлагает взаимное обучение учащихся.  Существует много методик работы  в парах сменного состава, когда ребята выполняют задание самостоятельно в парах постоянного состава, а затем наступает смена пар между учениками  одного варианта. Работа происходит по карточкам, на которых записаны задачи (примеры или тексты). Использование карточек учащимися в процессе  работы в парах сменного состава - явление сравнительно новое. Решение записывается на обратной стороне карточки или в решебнике.

                  При такой организации взаимного обучения учащихся целесообразно сочетаются индивидуальная и парная работа, рационально используется учебное время. Развивается  навык самостоятельной организации собственных действий, направленных на выполнение заданий. Учащиеся обнаруживают данные умения не только во время письменных работ, но и во время выразительного чтения, пересказа текста и рассказывания стихов.

                    По каждой методике разработан алгоритм действий учащихся и учителя.Существует очень много методик. Коллективная работа может быть включена в любую часть урока: в начале, в середине или во второй половине учебного занятия. На разных  уроках работу по карточкам можно проводить не только письменно , но и устно. Эти методики предназначены для работы по пройденному материалу с целью закрепления, тренировки или подготовки к зачётам и т. д.

                     Для проведения уроков с применением методик КСО необходима большая подготовительная работа:

         1.  Подготовить ребят.

         2.  Заготовить дидактический материал, изготовить карточки.

         3.  Проверить понимание прочитанного.

             

                         В 1999 году прошла курсы повышения квалификации по теме: "Педагогические технологии  в начальной школе". Решила некоторые методики апробировать на своих уроках с 1 по 4 класс. Начиная с самых первых уроков наряду с повторением изученного, веду целенаправленную работу по подготовке учеников, как к восприятию нового материала, так и к работе в парах сменного состава. Наблюдая за детьми, могу сказать, что эти занятия развивают у школьников самостоятельность, умение общаться с одноклассниками, оказывать помощь. Работа на коллективных учебных занятиях проходит по определённому алгоритму, что также приучает детей к организованности, чёткости и целенаправленности своих действий.

       

    Поначалу использовала технологии КСО для повышения техники чтения. Если ребёнок не научился читать и понимать прочитанное, то в среднем звене у него начнутся проблемы, это будет потенциальный «троечник»

     

    в)        чтение

     Нормативное чтение в начальной школе не обеспечивает успешной учёбы в среднем и старшем звене, необходим уровень оптимального чтения. Оптимальное чтение (По В.Н. Зайцеву)- это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Есть метод позволяющий включить на уроке в процесс активного чтения каждого ученика, вывести большую часть учащихся на уровень оптимального чтения. Методика М.Г. Булановской помогает развить скорость чтения за сравнительно короткое время. Для работы по данной методике необходимо приготовить карточки - тексты по определенной теме или взять произведения одного автора, для более глубокого ознакомления с его творчеством. Число карточек определяется количеством учащихся в классе. Несколько текстов должно быть в запасе, на случай, если нет пары для дальнейшей работы.

                  Тексты в карточках по содержанию и по объёму должны соответствовать возрасту учащихся. В карточке можно задавать вопросы для беседы по прочитанному. Примерные общие вопросы  могут быть записаны на доске.

    • О чем этот рассказ (сказка)?
    • Что ты можешь сказать о …?
    • Чему учит этот рассказ (сказка0?

    Работа в парах занимает 15 - 20 минут. Перед началом  работы в парах  обговаривается, какой вариант будет передвигаться по классу; повторяется алгоритм работы. Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей самостоятельную деятельность: самоконтроль и самооценку, самоорганизацию.

                    Проверка техники чтения проходит, как в парах сменного состава, так и способом самозамера скорости чтения. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Результат всегда свидетельствует о прибавке скорости чтения

                 Наблюдения показывают, что работа над дополнительными текстами позволяет расширить кругозор учеников о творчестве писателя и познакомить с многообразием тем, сюжетов.

              Мною наработаны  дидактические материалы, я приведу.

    Главное развить технику чтения в начальной школе.В начальной школе мы можем позволить себе применять КСО на каждом уроке

     г)      русский язык

                      На уроках русского языка организовываю работу в парах сменного состава с помощью методики взаимных диктантов. На карточках даются предложения или просто слова. В тексты диктантов включаются слова по темам: "Безударные гласные " и т. д.  или слова, в которых ученики чаще всего допускают ошибки. Можно включать вопросы теории. Тексты не должны быть большими. Карточки периодически обновляются.  Карточки выглядят следующим образом: на одной стороне слово с пропущенной буквой на данное правило, а на обратной правильный ответ.

                  Работу по карточкам можно проводить не только письменно, но и устно. Взаимодиктанты развивают орфографическую зоркость. Ребята меньше допускают ошибок, учатся правильно говорить, доказывать, учатся оценивать работу друг друга. Можно давать словесную отметку, а можно - в баллах. Над каждым диктантом ученик работает дважды: один раз пишет сам и производит разбор допущенных ошибок, второй раз - диктует, после чего проверяем, как написал товарищ и как он сделал работу над ошибками. Каждый ученик работает то  в роли "ученика", то в роли "учителя". Для того, чтобы ученики научились друг другу диктовать, проверять, работать над ошибками, оценивать, учитель вначале вызывает учеников и показывает всю процедуру взаимных диктантов перед классом. Очень важно, чтобы учитель первое время сам работал в парах сменного состава, выполняя все то, что требуется от ученика.

          Как и на уроке чтения, учитель имеет возможность непосредственно включиться в работу, проверить объективность само - и взаимопроверки.

         Младшие школьники воспринимают такие занятия как увлекательную игру и работают на таких уроках с большей отдачей. Кроме того, коллективная форма работы (пары сменного состава) позволяет каждому ученику проявить себя, учит общаться, видеть друг в друге надёжного товарища, укрепляет познавательную активность и интерес. Чем больше и лучше ученик обучает других, тем больше и лучше он знает сам.

     д)     математика

                 Название методики «Взаимообмен заданиями» достаточно точно отражает суть работы пары:»взаимообмен» - значит, каждый партнёр нечто знает, и они передают информацию друг другу. Эту методику разработал Манук Ашотович Мкртчян. Выбирается небольшая тема или подтема. Весь её материал разбивается на части, каждая часть оформляется на карточку. Набор карточек – это блок заданий на данную тему. Задание содержит однотипные примеры на данную тему. Это образец задания, которое ученик должен записать в тетрадь, внимательно разобрать его и научиться объяснять товарищу. Партнёр может проверять правильность ответа и ход решения. Всё это  записывается на оборотной стороне карточки. Продолжительность одноразовой работы, как минимум 2 урока, а в целом зависит от решаемой дидактической задачи и поставленной цели.

            На уроках математики использую  тренаж, взаимообмен заданиями, задания с решебником. Мною наработаны дидактические материалы: тренажные карточки для устного счета,

                        для взаимообмена заданиями,

                        задания с решебником,

                             Результаты.

           Все результаты отслеживаются в порядке проработки какой - либо темы. Результаты показывают следующее:  у учащихся улучшается техника чтения, почти все учащиеся  справляются с нормами по техники чтения, у детей развивается речь, навыки общения, повышается познавательная активность и интерес к учебе. Ребята работают на таких уроках с большей отдачей. Чем больше и лучше ученик обучает других, тем больше и лучше он знает сам.

                   На уроках русского языка ребята допускают меньше ошибок при письме.

                   На уроках математики вычислительные навыки довожу до автоматизма. Ребята быстро  и правильно считают.

                  В нашей  школе 8 классов в начальной школе, из них 4 класса занимаются по программе "2100", где дети более подготовленные приходят в школу. Когда я столкнулась с тем, что все ребята моего класса пришли в школу совсем не подготовленными, много детей из неблагополучных семей. Я начала постепенно приучать детей работать сначала в парах постоянного состава, затем в парах сменного состава. На уроках с применением КСО практически не бывает отрицательных отметок, потому что каждый ученик  работает.

                В качестве подтверждения привожу небольшой анализ результатов, где сравнила два слабых класса.  В этих классах  много ребят их неблагополучных семей, которые почти не занимаются дома, следовательно, получают знания только на уроке.

                В своём слабом классе я часто на всех уроках применяю различные методики коллективного  способа обучения.

               Проанализируем процент качества знаний по основным предметам.

         Я считаю, что использование на уроках методик КСО значительно улучшает процесс образования в целом, даёт возможность ребёнку проявить себя  в соответствии со своими способностями: ученик выбирает свой темп, интуитивно учитывая свои индивидуальные, психофизиологические особенности, что положительно влияет на самооценку детей и повышает мотивацию к обучению.

                      При  работе в паре и усвоении одной и той же темы ученики выполняют разные виды деятельности, которые способствуют глубокому и прочному усвоению учебного материала и направлены на раскрытие творческих способностей, умений слушать, осознанно читать текст, объяснять, пересказывать, задавать вопросы и отвечать на них; обучать товарища, получать и перерабатывать информацию. Учащиеся раскрепощены в общении друг с другом; в диалогах вырабатываются навыки социального и делового общения: формируются педагогические  умения и навыки. Возрастает активность , интерес к знаниям, увлечённость, ответственность за выполняемую работу,

     рациональное использование своего времени на уроке.

         Учитель может работать с каждым учеником (отстающим или преуспевающим), что позволяет значительно улучшить качество приобретаемых знаний  и умений за счёт индивидуального подхода к ребёнку.

        В школе регулярно делюсь опытом работы, т.к. мною наработаны дидактические материалы по всем предметам. Методики КСО применяю на разных этапах урока. Это требует большой подготовительной работы: тщательно продумать урок, подготовить карточки.

    Многие учителя считают, что КСО невозможно применять на каждом уроке. Мой опыт показал, что это возможно, необходимо, мало того даёт результат. Не все дети становятся хорошистами и отличниками, но они развиваются, чувствуют себя комфортно, видят свой собственный рост.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологии КСО (коллективный способ обучения) на уроках английского языка в начальной школе

    Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного, индивидуал...

    Коллективные способы обучения

    Технология КСО -  формирует навык сотрудничества совместной работы в парах.Ученик научится учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение....

    Коллективные способы обучения

    Технология КСО -  формирует навык сотрудничества совместной работы в парах.Ученик научится учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение....

    Коллективные способы обучения и воспитания младших школьников.

    Обобщение опыта работы по теме "КСО в обучении и воспитании.Главная цель:научить детей сотрудничеству не только «учитель – ученик», но и «ученик – ученик», умению строить диалог, отстаивать свою точку...

    Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения

             В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения качественные изменения в школе потребовали формирования нового вз...

    Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения

    Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения...