Возможности современных средств ИКТ при реализации ФГОС начального общего образования
статья по теме

Лилия Минсагировна Зайдулина

опыт работы с учебно-лабораторным оборудованием документ-камера, "живой опрос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности современных средств ИКТ при реализации ФГОС начального общего образования

Увлечённый новыми технологиями,

 мудрый учитель использует только те её открытия,

которые помогут раскрыть, развить и

реализовать способности ребёнка. 

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни,  начиная с первого класса.

Что отражено в требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ начального общего образовании, зафиксированных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Стандарт также закрепил требования к условиям, а именно материально-техническому и информационному оснащениям, к информационно-образовательной среде образовательного учреждения, без которого невозможно добиться качественных результатов освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Сегодня образовательным учреждениям предлагается различное учебное оборудование и педагогические программные средства. Они постепенно становятся для современной школы средством формирования учебной среды, инструментами профессиональной деятельности педагога вне зависимости от того, какой предмет он преподает. Вместо единственной, доминировавшей на протяжении многих лет модели использования компьютеров в учебном процессе появилась другая – кабинетная. Предметные кабинеты стали оснащаться компьютерным рабочим местом преподавателя и мультимедиа-проектором с проекционным экраном, а теперь и с интерактивной доской и рядом устройств.

В 2012 году наша школа получила такой комплект учебно-лабораторного оборудования, в который входит:

  • Устройство MimioView (документ-камера).
  • Интерактивная приставка Мимио. С набором программных средств для считывания, создания и представления информации – MimioClassroom.
  • Мультимедийный проектор.
  • Система голосования «Живой Опрос» Optivote.
  • Мобильная цифровая лаборатория с мультисенсорным регистратором данных (ЛабДиск ГЛОМИР).
  • Цифровой микроскоп.

Хочу подробнее остановиться на Системе контроля и мониторинга. «Живой Опрос» (Optivote) позволяет быстро провести опрос учащихся по любому предмету и оценить уровень их знаний, причем в опросе активно участвуют даже робкие, не уверенные в своих знаниях, учащиеся, так как их ответы не видны и не слышны их одноклассникам.

В комплект оборудования системы голосования входят пульты для голосования, приемник сигналов от пультов, программное обеспечение Optivote.

Программное обеспечение устанавливается на учительском компьютере, для проведения опроса класс должен быть оснащен проектором или интерактивной доской.

Для проведения опроса преподаватель предварительно создает в системе наборы вопросов, включающих текст, изображения или видеофрагменты, а затем в ходе опроса (сессии) последовательно предъявляет эти вопросы – выводит их на экран вместе с возможными вариантами ответов.

Преподаватель управляет опросом с помощью специальных средств, позволяющих установить время приема ответов на вопрос, вывести на экран следующий вопрос, повторно задать некоторый вопрос, пропустить некоторые вопросы в тесте и т.д.

Учащиеся отвечают на заданные вопросы – нажимают на пульте кнопки, соответствующие выбранному ими варианту ответа. Ответы учащихся фиксируются, сохраняются и накапливаются в системе. На основании ответов учащихся система генерирует отчеты, позволяющие оценить результаты проведенных опросов

Образовательные возможности документ-камеры

  1. Показ иллюстраций или текстов из книг, учебников и т.д. Это первый и самый очевидный пример использования документ-камер. Используется на всех предметах. (В этом случае докумет-камера заменяет демонстрационные таблицы).
  2. Проведение лабораторных работ по биологии, химии, физики... Используя документ-камеру, элементарно просто поставить задачу, наглядно определить цели урока и показать сразу всему классу что они должны увидеть. И не надо обходить весь класс.
  1. Возможность проецировать прямо с листка задания на контрольные и самостоятельные работы. Нет необходимости писать на доске. Это очень удобно и экономит время.
  2. Легко показать объемные предметы. Особенно часто это используется на уроках труда и ИЗО, на физике и геометрии. На уроках ИЗО с помощью документ-камеры можно создать несложный мультфильм сохраняя по кадрам изображение, а потом в виде слайдшоу показывать на компьютере.

Анализируя опыт применения ИКТ, на различных уроках в начальной школе можно с уверенностью сказать, что современные компьютерные средства позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

 Грамотное использование возможностей современных информационных технологий позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, повышать и стимулировать интерес учащихся, уровень комфортности обучения, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала,  индивидуализировать обучение, развивать навыки самообразования и самоконтроля, повышать скорость изложения и усвоения информации.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, Это способствует значительному повышению качества образования и ведёт к решению главной задачи образовательной политики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности современных средств ИКТ при реализации ФГОС начального образования

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики  у учащихся 2 класса...

"Реализация ФГОС начального общего образования средствами УМК "Школа России"

Выступление на педсовете «РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМи УМК «ШКОЛА РОССИИ»...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

«Возможности современных средств ИКТ при реализации ФГОС начального общего образования» на тему: «Электронные методические материалы на тему: «Род имен существительных»

Работа предназначена в помощь учителям третьих классов, занимающихся по программе «Школа России», организующим урок по русскому языку на данную тему. Предлагаемая   работа содерж...

Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ...

«Современные подходы к организации процесса обучения – основа реализации ФГОС начального общего образования»

laquo;Современные подходы к организации процесса обучения – основа реализации ФГОС начального общего образования»...