Формирование УУД средствами учебного предмета
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Гофман Надежда Петровна

В статье раскрывается значенине формирования универсальных учебных действий у младших школьников. На примерах  уроков русского языка и окружающего мира в 4 классе дается характеристика УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_sredstvami_uchebnykh_predmetov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» в отношении  ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями  происходит в контексте разных учебных предметов.  Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов (мера соответствия полученного результата желаемому результату) организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные  возможности для формирования УУД.

Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в  метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.

 Формирование универсальных учебных действий создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей. УУД имеют  огромное значение  для успешности обучения на ступени начального образования. Таблица представляет результаты развития УУД и их значение для обучения.

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные  

Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка

Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся  границ «знания и незнания». Достаточно высокая

самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

Регулятивные

Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания,  памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные  

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

   Овладев  ими  ученики в среднем звене будут грамотно анализировать учебные статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами.    

При выборе своей методической темы, я изучила Программу развития универсальных учебных  действий для   школьного  общего образования,  заложенную в новых стандартах, выделила для себя главные направления, которыми пользуюсь при  составлении рабочих программ, при тренировочных упражнения по формированию УУД.

1. Место универсальных учебных действий  в структуре образовательной программы начальной школы  и их связь с учебными предметами.

2. Рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса

3. Требования к методам и организации оценки сформированности  универсальных учебных действий

4. Типовые задачи для оценки сформированности универсальных учебных действий

Рассмотрим   Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык».  

Название темы
урока


Элементы
содержания

Характеристика
деятельности обучающихся (УУД)

Текст. Признаки текста

Смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Воспитание чувства любви к своей большой и алой родине. Развитие чувства ответственности за порученное дело. Словарные слова: каникулы

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.   Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план теста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме). Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы.

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Моделирование предложений. Разбор предложений по членам предложения        

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.   Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и  второстепенны в предложении, распространенные  и нераспространенные . предложения.

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложения. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложений по членам»  Разбирать предложения по членам.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.   Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределенной форме.

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.  Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

 Система работы по развитию речи чётко выстроена в учебнике по русскому языку и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи. Предусмотрено выполнение заданий в группах при изучении каждой темы.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир »

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности обучающихся (УУД)

Планеты Солнечной системы

Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенные движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времен года.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.   На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники  Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать при чинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года. Работать со взрослыми: наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля или телескопа. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знаний в соответствии с выбранным ответом. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Леса России

  Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов. Зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять  Находить и показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных  и широколиственных лесов, рассказывать о них  по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги.  Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон. Определять с помощью атласа определителя растения лесов. Моделировать характерные цепи питания. книги Сравнивать природу тундры и лесных зон. . Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о растениях  лесных зон, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Михаил Васильевич Ломоносов

Биография М.В.Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета.

Принимать учебную задачу урока и стремится ее выполнять. Составлять план рассказа о М.В.Ломоносове. Прослеживать по карте путь Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры.  Отмечать на ленте времени дату основания Московского университета.  Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ имени Ломоносова.  Высказывать свое отношение к личности Ломоносова. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения на уроке

Заключение

 Области практического применения Программы развития УУД в государственном стандарте расписаны очень широко, включая преддошкольную подготовку, работу различных психолого-педагогических центров.

Я выделила для себя следующие области практического применения:

-  повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в школах на ступени начального и общего образования;

- обеспечение преемственности системы  начального и среднего  образования, оптимизация процесса адаптации первоклассников и пятиклассников  в школе, снижение удельного веса случаев дезадаптации и низкой адаптации детей в этих классах;

- при разработке Рабочих программ для отбора и структурирования учебного содержания и разработки учебных и контрольных задач;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"

В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....

Формирование УУД средствами учебного предмета"Литература"

Формирование  УУД  средствами учебного предмета «Литература » УУД         Типы заданийЛичностные    Оценивать и объяснять простые ситуации и...

Выступление на научно-практическом семинаре «Введение ФГОС: проблемы и пути реализации» (по УМК «Школа 2100») Формирование УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир»

УМК «Окружающий мир» для 1-го класса нацелен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Причем эта работа организована систе...

«Формирование метапредметных (личностных) результатов младших школьников средствами учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения ФГОС»

Данная разработка представляет собой опыт формирования личностных результатов младших школьников на уроке "Физическая культура". В ней представлены интересные методики, формы работы на учебных занятия...

Отчёт по теме самообразования Формирование умения видеть учебную проблему и решать её посредством технологии проблемного диалога у учащихся начальной школы ( средствами учебного предмета «Математика»)

Проблема: выявление наиболее эффективного подхода к формированию РУУД младших школьников.Цель педагогической деятельности: создание условий для формирования умения видеть учебную проблему и решать её ...

Специфика формирования и развития УУД средствами учебного предмета «Литературное чтение».

Требования ФГОС НОО к формированию УУД нашли отражение в планируемых результатах освоения программы учебного предмета «Литературное чтение». Особое значение для данной дисциплины имеет раз...

Мастер-класс по теме «Формирование финансовой грамотности у младших школьников средствами учебных предметов»

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране....