развитие речи младших школьников
учебно-методический материал по теме

карпенко валентина викторовна

   Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важного инструмента познания и мышления, как речь. Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной  и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важного инструмента познания и мышления, как речь. Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной  и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.

   Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов, разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

   У детей младшего школьного возраста недостаточно развит речевой аппарат. Речь большинства детей отличается вялостью артикуляции. Особенно заметно это бывает при длительном речевом общении ребёнка при употреблении слов сложной слоговой структуры.  В этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других излишнее  напряжение мышц языка, у третьих нет чёткости переключения с одного артикуляционного движения на другое. Младший школьник быстро утомляется, что ведёт к замедлению темпа речи, её невнятности, что создаёт трудности в обучении правильной выразительной речи ученика.

   С первых дней в школе провожу речевые разминки, в которые включаю различные речевые упражнения:

 1. Фонетическая зарядка.

   Как дудят в дудочку? ( Ду-ду-ду.)

   Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж.)

  Как кричит осёл? (ИА-ИА-ИА.)

  Как вскрикивают от испуга? (Ой!)

2. Чтение чистоговорок, скороговорок.

Жа- жа- жа - есть иголки у ежа.

Ло- ло- ло - на улице тепло.

Лу - лу- лу - стоит стол в углу.

Оль - оль - оль - мы купим соль.

Ра- ра- ра - начинается игра.

  А также предлагаю любые слоги, и дети сами придумывают чистоговорки.

      Скороговорки:

Лара у Вали играет на рояле.

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

В поле полет Фрося просо,

Сорняки выносит Фрося.

3.Проведение игры «Я начну, а вы продолжите»

Плачет киска в коридоре,

У неё большое горе.

Злые люди бедной киске

Не дают украсть (сосиски).

Качу, лечу во весь опор,

я сам мотор, я сам шофёр.

Нажимаю на педаль

И машина мчится (вдаль.)

Подарил мне папа льва,

Ох, и струсил я сперва.

Я два дня его боялся,

А на третий он (сломался).

Целый день сегодня шью,

Я одела всю семью.

Погоди немножко, кошка,

Будет и тебе (одёжка).

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней (сноровка).

В данном упражнении я люблю использовать набольшие стихи Б. Заходера, которые при чтении сопровождаются движениями, жестами, мимикой. Порою обычное чтение стихотворений превращаются в мини-спектакли, где дети играют роль артистов.

4.Проведение диалогов в стихотворной форме.

 

Вместе: Мы идем лесной тропинкой, а куда не знаем сами.

Учитель: За малиной?

Дети: За малиной!

Учитель: За грибами?

Дети: За грибами!

Вместе: Светит солнце золотое сквозь зелёные оконца.

Учитель: Может, мы идём за солнцем?

Дети: Что же, может и за солнцем!

Вместе: Может, белка попадется, может, ёжик ждёт нас где-то.

              Мы идём гурьбой весёлой ясным утром в гости к лету!

5.Проведение игры «Птичья стая».

Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые края. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.

Дети (читают па слоговой таблице громко, весело): Са, со, су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.

Дети (читают средним голосом, не спеша): Са, со, су, сы, си, се, сё, сю, ся.

Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.

Дети (шёпотом)6 Са, со, су, сы, си, се, сё, сю. ся.

Такая игра очень нравится ребятишкам, они ведут себя так же весело и оживленно, как и птицы.

       Системное и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребёнок приходит в школу. Артикулярная гимнастика оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают компклексовать.

       Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение. Для этого можно предложить упражнения для развития речи: «Волшебные кляксы».

Цель: развитие воображения и речи.

  Заранее изготавливаются несколько разных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что они похожи.

«Сочиняем сказку»

Цель: развитие творческого воображения и речи.

Задаётся тема, даётся набор слов, и ученики составляют сказку каждый свою или коллективно.

   На протяжении всего начального обучения необходимо систематически проводить словарную работу по выявлению значения слов. В ходе такой работы учащиеся узнают о многозначности слов, о синонимах, антонимах, о правильном употреблении их в речи.

6. Работа с фразеологизмами.

   Одним из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.

- О ком так говорят?

Белая ворона.    Гусь лапчатый.     Желторотый птенец.    Собаку съел.

Правая рука.     Язык без костей.    Семь пядей во лбу.        Звёзд с неба не хватает.

-Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке (медленно).              Рукой подать (Близко).

Кривит душой (Лгать)                                    Повесить нос (грустить).

Себе на уме (хитрый)                                      Гонять лодыря  (бездельничать)

Во все лопатки (быстро)                                  Раз, два и обчёлся (мало).

- Восстанови фразеологизмы.

 Купить…в мешке.            Пустить…в огород.                 Делить шкуру неубитого…

Писать как…лапой.          Набито как в бочке…               Смотреть как…на новые ворота.

7. Разгадывание кроссвордов.

        Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач. Слово неотделимо от мышления, значит развитие речи - это, прежде всего развитие мышления. Разнообразные виды работ, направленные на развитие воображения, мышления, пробуждают у учащихся наблюдательность, развивают чувство языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

Развитие речи младших школьников

Презентация.Как писать сочинение по картине в начальной школе....

"Развитие речи младших школьников"

Отчёт по теме самообразования....

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....