Волновой опрос – как средство развития самооценки младшего школьника
статья

Александрова Марина Геннадьевна

 

Появление такой системы развивающего обучения, как «Пятиуровневая система», познакомило многих учителей с таким приемом обучения, как «волновой опрос».

Этот прием дает возможность каждому участнику учебного процесса проявить себя, показать свои знания. Волновой опрос можно назвать подвидом теста, однако более специфическим. Тест подразумевает самостоятельную работу ученика, обычно письменную, на отдельном листе. Волновой опрос тоже контролирует знания учащихся, но на доске и у нескольких учеников сразу. Более конкретно и полно я постараюсь раскрыть этот свой прием в своей работе.         

Цель моей работы – раскрыть такой прием контроля и оценки полученных компетенций учащимися, как «волновой опрос».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волновой опрос –

как средство развития самооценки

младшего школьника

План работы:

  1. Список литературы.                                                                
  2. Актуальность выбранной темы:                                          
  • Причины выбора;
  • Цель написания работы;
  • Задачи работы;
  1. Теоретическая часть:                                                            
  • Понятие – «волновой опрос»;                                      
  • Классификация волновых опросов;                              
  • Требования к волновому опросу;                                  
  • Технология волнового опроса;                                      
  • Виды сложности заданий в волновом опросе;            
  • Особенности проведения волнового опроса;              
  • Обоснование последовательности волнового              

    опроса;                                                              

  • Оценка эффективности волнового опроса;                
  • Преимущества волнового опроса.                                
  1. Выводы по использованию волновых опросов на уроках    

математики.                                                                          

Список использованной литературы.

  1. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе., Москва 2001.
  2. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения., Москва 2008.
  3. Бабкина Н.В. Использование игр и упражнений в учебном процессе., журнал Начальная школа №4, 2008.
  4. Волович М.В. Математика без перегрузок, Москва 1991.
  5. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Особенности курса математики в системе развивающего обучения, журнал Начальная школа №7, 2009.
  6. Журавлева Н.Т. Коллективные формы работы на уроках математики., журнал Начальная школа № 5, 2007.
  7. Ильясов И.И. Проектирование курса обучения по  учебной дисциплине., Москва 2004.
  8. Истомина Н.Б. Активизирование учащихся на уроках математики в начальной школе., Москва 2005.
  9. Кларин М.В. Педагогические технологи в учебном процессе., Москва 2009.
  10. Костромина Н.И., Костромина М.Э. Как увеличить объем памяти ребенка. Зрительные диктанты., журнал Начальная школа № 4, 2000.
  11. Липатникова И.Г. Роль устных упражнений на уроках математики., журнал Начальная школа №2, 2008.
  12. Маткин В.В. Синергетический подход в педагогическом процессе., журнал Начальная школа №7, 2009.
  13. Менчинская Н.А., Моро М.И. Вопросы методики и психологии обучения математике., Москва 1965.
  14. Моро М.И., Пышкало А.М. Актуальные проблемы методики обучения математике., Москва 2007.
  15. Пидкасистый П.И. Педагогика., Москва 1996.
  16. Подласый И.П. Педагогика., Москва 1996.
  17. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований., Москва 2006.
  18. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей., Москва 2000.
  19. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические технологии, теории, системы., Москва 2009.

Обоснование актуальности выбранной темы.

Деятельность учителя – одна из наиболее сложных и ответственных. Каждодневно ему приходится решать широкий круг задач обучения, воспитания и развития учащихся, которые общество выдвигает перед средней образовательной школой.

Как известно, одной из главных задач учителя – является донесение до учащихся знаний, т.е. обучение. Но каждый учитель пытается это делать по-своему, чтобы это было интересней, лучше и полезней для детей.

В этих условиях поиска особенно остро ощущается необходимость в целеустремленном нахождении и выборе таких методов и приемов работы с учащимися, которые не только обеспечивали бы высокое качество достигаемых результатов, но и одновременно вели не к перегрузкам, а к сокращению затрат времени и усилий учителей и учащихся.

Задача повышения эффективности качества обучения требует, чтобы все педагоги переходили от стереотипного, индуктивного, ассоциативного подходов к научно – обоснованному выбору оптимальных вариантов построения учебно-воспитательного процесса.

Термин «оптимальный» означает наилучший для данных условий. Под оптимизацией учебного процесса надо понимать не какую – то новую форму или новый метод обучения, а специальную процедуру действий педагога по обоснованию и осуществлению в конкретных условиях наиболее эффективных и качественных решений учебно – воспитательных задач при минимально необходимых затратах времени учителя и учащихся.

Одним из благоприятных условий для решения задачи оптимального построения процесса обучения являются перестройка учебного процесса, интеграция науки и практики, появление новой цели: воспитание всесторонне развитой личности, а также интенсивная разработка новых технологий обучения, появление различных систем развивающего обучения.

Появление такой системы развивающего обучения, как «Пятиуровневая система», познакомило многих учителей с таким приемом обучения, как «волновой опрос».

Этот прием дает возможность каждому участнику учебного процесса проявить себя, показать свои знания. Волновой опрос можно назвать подвидом теста, однако более специфическим. Тест подразумевает самостоятельную работу ученика, обычно письменную, на отдельном листе. Волновой опрос тоже контролирует знания учащихся, но на доске и у нескольких учеников сразу. Более конкретно и полно я постараюсь раскрыть этот свой прием в своей работе. Я хочу доказать, что каждый учитель может использовать различные по своей цели волновые опросы в работе как по инновационным, так и по традиционным программам.

Цель моей работы – раскрыть такой прием контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, как «волновой опрос».

Проведя таксономию данной цели, я вывела следующие задачи своей работы:

  • Рассмотреть подробно подвид тестирования – «волновой опрос»;
  • Сделать вывод об эффективности волновых опросов на уроках математики  и , следовательно, в других классах и на других предметах.

Волновой опрос.

Волновой опрос является современным технологическим приемом, используемым в такой развивающей системе обучения, как Пятиуровневая, обычно применяется на втором уровне: уроке менторства.

Волновой опрос происходит под девизом: «В коллективе – на виду у всех!» Я считаю, что этот девиз применим и в традиционной системе, в которой я использую этот прием.

Волновой опрос – это устное (связано с развитием математической речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся) групповое (по количеству участников) и контрольно – корректирующее (способствует повторению, закреплению и своевременной коррекции ранее сформированных умений) упражнение.

Что же такое «волновой опрос»?

Заглянем на урок математики в 1класс по теме составление краткой записи и решение составных задач. Я привожу ниже фрагмент урока менторства по пятиуровневой системе.

- Тема нашего урока- решение составных задач.

Первое действие – увеличение первого числа на несколько единиц. Второе действие – нахождение суммы.

 - Послушайте задачу:

В первой вазе 3 цветка, в другой на 4 цветка больше. Вопрос: сколько всего цветов в двух вазах?

- О чем задача?

- Составьте краткую запись, я  ее буду делать на доске, вы в своих тетрадях.

- Что известно?

: В первой вазе 3 цветка.

- А известно сколько цветков во второй вазе?

: Нет, но в ней на 4 цветка больше.

 - Что значит – на 4 цветка больше?

: Это значит – столько же сколько в первой, да еще 4.

- Что нужно узнать?

: Сколько цветков в двух вазах.

- Как это показать в краткой записи?

: Поставить знак – фигурную скобку.

- Повторите, пожалуйста, условие задачи, вопрос задачи.

:

- Как вы думаете, можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

: Нет.

- Почему?

: Мы не знаем, сколько во второй вазе.

- Можем ли мы узнать, сколько во второй вазе?

: Да.

- Как?

:

- Первое действие 3 + 4 = Сколько?

: 7 цветков.

 - Зная, что в первой вазе 3 цветка, во второй 7, можем ли мы узнать сколько в двух вазах вместе?

: Да. 3 + 7 = 10 цветков.

- Запишем ответ.

- Подведем итог: мы с вами познакомились с составными задачами, где первое действие – увеличение на несколько единиц, а второе – нахождение суммы двух чисел.

- Сейчас мы будем учиться решать такие задачи. Следующий этап нашей работы – это составление краткой записи к составным задачам.

-  Я буду вызывать вас к доске по 6 человек, вы должны внимательно послушать условие задачи и самостоятельно составить и записать краткую запись на доске, а остальные у себя в тетрадях.

-  Итак, первые парты к доске.

Первая волна: В одном куске ткани 4 метра, в другом на  

                        1метр больше.  Сколько всего метров          

                         ткани в двух кусках?  

Вторая волна: У Димы 3 марки, а у Миши на 2 марки

                          больше. Сколько всего у мальчиков

                         марок?

Третья волна: В одной коробке 12 карандашей, во

                         второй          на 3 меньше. Сколько всего

                         карандашей в двух  коробках?

Четвертая волна: Мама купила 16 яблок, а груш – на 4

                         больше. Сколько всего фруктов купила

                        мама?

Пятая волна: Маше 10 лет. Ее сестра на 8 лет старше.

                        Сколько лет двум сестрам вместе?

                                    *    *    *

Итак, класс делится на группки. Этими группками дети выходят к доске и, не зависимо друг от друга выполняют данную учителем работу.

Классификация волновых опросов.

Классификацию волновых опросов можно провести следующим образом:

- по целям, поставленным к волновому опросу:

  • Объяснение нового материала;
  • Закрепление нового материала;
  • Контроль ЗУН.

 - по способу восприятия заданий:

  • Слуховые волновые опросы (ученик воспринимает задание на слух);
  • Зрительные волновые опросы (ученик воспринимает задание зрением, при этом применяются различные наглядные пособия);
  • Зрительно – слуховые (задания воспринимаются на слух и зрительно, возможна наглядность);

- по характеристике мыслительных операций:

  • Репродуктивный:

          А) ученик пишет только ответ,

         Б) ученик выполняет задание на доске, затем

            ответ выделяет;

  • Частично – поисковый:

         А) ученик исправляет записанное задание на

             верную формулировку;

- по видам деятельности:

  • Наблюдение (измерение, построение, моделирование) объектов с целью выделения их свойств;
  • Анализ свойств объекта (определить какие у них являются общими, отличительными, существенными (важными) или несущественными (второстепенными));
  • Сравнение объектов и их свойств;
  • Приведение контр примеров -  примеров непринадлежности понятию;
  • Подведение под понятие – с соотнесением любого объекта с понятием, поиск признаков данного понятия;
  • Классификация – разбиение множества изучаемых понятий на классы и виды.

Требования к волновому опросу.

Для того, чтобы волновой опрос был эффективным, он должен отвечать ряду следующих требований.

  1. Сознательная направленность учащихся на повышение количества деятельности.

Вследствие осознания необходимости учебного процесса, появляется внимание, следовательно, повышается количество деятельности.

  1. Знание правил выполнения заданных действий.

Учащиеся должны иметь представление о том, что они будут делать. Если волновой опрос или какое-то задание выполняется впервые, то учителю необходимо познакомить учащихся с технологией выполнения.

  1. Непродолжительный по времени (приблизительно 5-7мин).
  2. Энергичный, в хорошем темпе.

Принято считать, что волновые опросы должны проводиться в быстром темпе. Действительно, если речь идет об отработке навыков, то желательно, чтобы темп работы был высоким. Если волновой опрос используется с целью закрепления только что изученного, вряд ли целесообразно торопить учащихся.

Чем осознаннее будет их действия в начале формирования навыка, тем глубже и прочнее будет усвоение его.

Можно наблюдать, как преждевременное увеличение темпа может привести к увеличению ошибок. А это в итоге даст запоминание неверных результатов или недостаточное усвоение приемов выполнения действий.

5.              Задания усложняются    с каждой «волной».

При подборе заданий для волнового опроса следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формулироваться проще и прямолинейнее. Здесь не нужно стремиться к особому разнообразию в формулировках и приемах работы. Задания для отработки знаний и навыков и, особенно, для применения их в различных условиях, наоборот, должны быть разнообразнее.

Следует, однако, избегать чрезмерного увлечения различными видами упражнений на одном уроке. Вообще же чрезмерное увлечение различными видами заданий в волновом опросе может повлечь за собой распыления внимания учащихся.

  1. Каждой «волне» можно давать от 1 до 3-х                

заданий.  

Формулировки заданий по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть четкими и лаконичными, сформулированы ясно и определенно, не допускать различного толкования.

Виды заданий должны правильно выбираться, в зависимости от того, изучается ли впервые данный вычислительный прием или ведется работа над его закреплением.

  1. Работа будет проходить организованнее, если

после прочтения задания, учитель сделает паузу.

  1. Ответ «не вытягивается».
  2. Время на обдумывание задания ограничивается (регламент для всех).
  3. Допускаются ошибки. Дети не упрекаются в незнании.
  4. Максимальный психологический комфорт. Опыт всех для каждого.
  5. Уважение к непониманию и незнанию.
  6. Быстрая реакция класса (выработанная) на верное или неверное решение.
  7. Цель волнового опроса – научить каждого.

Каждый волновой опрос должен даваться с четко определенной целью. Волновые опросы, как и любые другие упражнения, проводятся с одной из следующих целей: подготовка к пониманию нового материала, закрепление пройденного, отработка приобретенных навыков.

  1. Проверка решения задания проводится после

каждой «волны».

  1. Обязательное своевременное оценивание каждого участника «волны». Учет достигнутых  результатов.

Во время волнового опроса учащиеся чаще, чем в другие моменты урока,  получают возможность ответить. Детям нравится отвечать на уроке. Они бывают очень довольны, когда ответ их оказывается верным. Интерес учащихся к волновому опросу объясняется тем, что они могут сразу проверить правильность своего решения. В противном случае, ребенок быстро теряет интерес к выполняемому заданию. Если у него и возникли какие-то сомнения, то он просто забывает их. Отсутствием интереса объясняется, например,  тот факт, что после проверки самостоятельной работы учащиеся часто оставляют ошибки неисправленными.

  1. Волновой опрос должен доводить навыки до автоматизма, а знания до творчества.

Волновой опрос можно использовать для восстановления и активизации необходимых ЗУН, а так же для непосредственной подготовки к восприятию  нового, например, для отработки отдельных операций, входящих в состав более сложных умений и навыков.

Так же волновые опросы являются удачной формой работы при закреплении усвоения нового, если, с одной стороны, учащиеся уже достаточно подготовлены к самостоятельному его воспроизведению, а с другой – еще нуждаются в незамедлительной проверке результатов. На последующих этапах волновые опросы могут найти самое широкое применение, а задания принимают более разнообразную форму.

Естественно, эта схема использования волновых опросов не единственная и применима не ко всякому материалу.  В тех случаях, когда новым материалом являются сравнительно трудные, волновые опросы так же можно использовать, но лишь в плане отработки элементов алгоритмов и способов решения.

  1. Частота и продолжительность волновых опросов.

Прежде всего на это влияет сознательность и целенаправленность учащихся в овладении умениями и навыками. А так же зависит от возраста учащихся (чем младше возраст участников волнового опроса – тем непродолжительнее они должны быть).

На частоту и продолжительность волновых опросов влияет уровень овладения учащимися теми или иными умениями и навыками, необходимыми для проведения волновых опросов.

Достоинством данного приема состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков.

Как показывает опыт, при умелом использовании волновых опросов, они могут играть немаловажную роль в повышении эффективности урока. Основное условие при этом – рассматривать волновой опрос не как дополнительный материал и не как самоцель, а как органическую, необходимую часть урока, без которой усвоение знаний и навыков будет протекать с большими трудностями, с большой потерей времени.

Технология волнового опроса.

Для проведения волнового опроса учитель должен провести целеполагание:

  1. Обосновать цель (для чего нужно провести волновой опрос именно на этом уроке, именно по этой теме).
  2. Выдвинуть цель. Цель может быть :
  • Проверить знания учащихся по данной теме;
  • Подготовить учащихся к контрольной работе, самостоятельной работе или к другой проверочной работе;
  • Развитие практических навыков;
  • Самостоятельное знакомство с новой темой;
  • И другие…

Далее учитель планирует и моделирует сам волновой опрос. При выборе заданий к нему учитель должен учитывать следующие параметры:

  • Посильность заданий,
  • Возможность восприятия заданий на слух,
  • Разнообразие заданий и способов их восприятия.

Виды сложности заданий в волновом опросе.

Существуют различные виды сложности заданий в волновом опросе:

Особенности проведения волнового опроса.

При  проведении волнового опроса учитель должен учитывать следующие положения:

  1. Учащимся сообщается цель проведения волнового опроса.
  2. Первая «волна», в которую входят учащиеся, сидящие на первых партах, решают задания наиболее легкие из приготовленных.
  3. Одновременно с первой «волной» ответы на задания в своих тетрадях записывают остальные учащиеся.
  4. Проверка и оценка происходит сразу после записи ответов на доске.
  5. В конце волнового опроса учитель должен провести общую оценку работы класса.
  6. Рабочее напряжение для всех вызванных сохраняется до конца: все фиксируют задания и свои ответы у себя в тетради.
  7. Для лучшего достижения цели желателен повтор по цепочке обратно с вопросом: «А как ты ответишь теперь?...»

В Пятиуровневой системе, откуда был взят для разработки теоретической основы, уже разработаны возможные критерии качества ответов:

«1» - молчание или глупость;

«2» - глупый или смешной;

«3» - смешной или примитивный;

«4» - правильный, но не оригинальный;

«5» - точный  с личным отношением.

Обоснование последовательности волнового опроса.

В Пятиуровневой системе дано обоснование последовательности волнового опроса по следующее схеме:

Внимание к волновым опросам с моей стороны связано с тем, что они дают возможность охватить большой по объему материал за короткий промежуток времени. Волновые опросы позволяют мне  по реакции класса в той или иной мере судить об усвоении материала, готовности класса к изучению нового, помогают выявить повторяющиеся ошибки учащихся.

Оценка эффективности волнового опроса.

Ниже приведенные таблицы показывают эффективность приема «волновой опрос», которая выводилась экспериментальным путем.

Знак (!+) означает, что метод лучше других способствует задаче урока, (+) или (-), что метод пригоден или не пригоден для достижения цели:

Формирование:

- кругозора, мировоззрения

+

- теоретических знаний

+!

- практических трудовых умений

+!

- умений добывать, систематизировать и применять знания

+!

- умения учиться, навыков самообразования

+!

- навыков применения ЗУН

+!

Развитие:

- мышления

+!

- активности

+!

- познавательного интереса

+!

- памяти

+

- воли

+

- способности выражать мысли устно

-

- способность выражать свои мысли письменно (например – развитие математического языка)

+!

- эмоции

+!

Побуждает к:

- проявлению инициативы, самостоятельности

+

- продуктивному мышлению

+

- применению полученных знаний и умений

+!

- соревнованию

+!

- коллективному сотрудничеству

-

- кантролю, самоконтролю и взаимоконтролю

+!

Преимущества волнового опроса.

При использовании волновых опросов на уроках математики формируются правильные обобщения у школьников, что проявляется варьированием (изменениям) несущественных признаков предъявляемого учебного материала при сохранении постоянными (неизменными) существенных.

Так же происходит формирование у школьников умений самостоятельно действовать. Главная особенность волнового опроса состоит в том, что в ходе работы лишается на какое-то время привычной для него опеки со стороны учителя, остается один на один с поставленной перед ним задачей. Выполняя задание, ученик должен испробовать свои силы и, опираясь на собственную наблюдательность, сообразительность, а иногда, и изобретательность, найти пути ее решения и довести его благополучно до конца. Такое систематическое получение учителем «обратной информации»  ученика о состоянии его знаний и умений облегчает дальнейшее построение учебного процесса, поскольку для учителя становится ясно, какой материал требует дополнительной отработки или разъяснения, что необходимо повторить, какие умения требуют тренировки.

Волновой опрос эффективен тем, что имеет систему вариативных упражнений, что способствует развитию активности личности.

Систематическое проведение волновых опросов в начальных классах повышает интерес к математике, развивает внимание, наблюдательность и смекалку учащегося, способствует более прочному и осознанному усвоению программного материала. Волновые опросы являются одним из средств борьбы с формализмом знаний, так участие в них заставляет  учащихся отступать от шаблонов, повторять ранее изученный теоретический материал.

Проведение волновых опросов помогает учителю дисциплинировать учащихся, воспитывать у них навыки самостоятельности, умения ценить и экономить время.

Выводы об эффективности использования волновых опросов на уроках математики.

Ребенок, попадая в социальную среду, становится полноценным членом общества. А общество ставит его в определенные рамки существования в нем. Подрастая, общество направляет ребенка в школу, не интересуясь его мнением: хочет ли он туда идти. Однако многовековой опыт, достижения современных наук, исследования педагогов и психологов показывают, что этот новый этап в жизни ребенка необходим не только ему самому, но и постоянно развивающемуся обществу.

Учение в школе – это деятельность, которая является необходимым условием развития ребенка. Ребенок поднимается на новую социальную ступень – он становится учеником.

Ученик – это главный фактор, системообразующий стержень, потребитель, субъект и объект воздействия средой и социально организованным образовательным процессом:

УЧЕНИК:

  • Индивидуум – его физиолого-психологические,  природные задатки организма, наследственность;
  • Личность – его социальные, общественные коммуникативные проявления индивидуальности, возникающие под воздействием среды и воспитания.

Ребенок становится участником процесса обучения, и каждый педагог должен полностью признать за ним право на существование собственного мнения и индивидуальной линии развития.

Проверка, контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся – составные части процесса обучения. Для успешной организации процесса обучения учителя обычно проверяют и анализируют несколько факторов. К ним относятся качество усвоения учебного материала, интенсивность накопления ребенком социального опыта, освоение им навыков взаимодействия и уровень индивидуального развития учащихся.

Чтобы контроль не угнетал учащихся, и ребенок чувствовал себя уверенно и защищено, нужно создать интересную, притягивающую учащихся атмосферу, сформировать дружеские отношения, причем им эти отношения должны развиваться в двух плоскостях: «ученик - учитель», «ученик - ученик».

Такие вам известные методы контроля, как устный опрос, письменный опрос, контрольная работа и т.п., не всегда создают подобную атмосферу. Поэтому современные психологи и педагоги стараются трансформировать уже известные методы и создать новые приемы.

В своей работе я раскрыла такой прием тестирования как волновой опрос. Как мне кажется, он способен создать положительный эмоциональный фон обучения, атмосферу эмоционального подъема и ощущения успеха.

Волновые опросы весьма ценны в методическом отношении, когда используются при проверке компетенций учащихся, они вносят разнообразие в преподавание математики, способствуют закреплению знаний. В отличие от устных и письменных опросов, которые основаны на определенных приемах действий и, естественно, во многих случаях производимые однообразно, по шаблону, в волновых опросах обычно нет  готового шаблона, приемы вычислений здесь разнообразны, а поэтому учащиеся учатся работать интенсивно и творчески. Постепенное и планомерное увеличение трудностей повышает интерес учащихся к предмету, вызывает желание самостоятельно преодолевать трудности. Выполняя задания волновых опросов, учащиеся получают своеобразную тренировку, подготовку к более  серьезным работам.

Однако чрезмерное увлечение этим приемом не даст достаточного хорошего результата. Его включение позволит лишь в некоторой степени повысить интерес к предмету, улучшить межличностные отношения в классе. Поэтому надо не просто перенасыщать волновыми опросами учебный процесс, а строить педагогический процесс на основе комплекса, состоящего из игровых форм, новых технологических приемов и уже испробованных методах контроля компетенций учащихся.

В конце я бы хотела сказать, что использование волновых опросов на уроках математики в начальных  классах было достаточно эффективным. Это заключение я могу сделать по тому, как учащиеся радуются, когда я предлагаю им этот вид работы. Знания учащихся классифицировались, уточнялись и пополнялись, тем самым улучшалось качество написанных ими контрольных и проверочных работ.

Из этого я могу сделать вывод, что волновые опросы можно использовать и на других предметах и в других классах, но при этом необходимо будет учитывать:

  • Психологическую характеристику учеников того или иного класса;
  • Программу этого класса;
  • Специфику предмета и методику его преподавания;
  • Компетенции учащихся, которыми должны овладеть учащиеся в конце учебного года.

Я считаю, что с моей работой необходимо ознакомиться тем, кто хочет использовать волновые опросы на своих уроках, т.к. в ней подробно раскрыта теоретическая основа волнового опроса, а так же методика работы с этим приемом, его особенностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие самооценки младших школьников" методический материал

Методический материал "Развитие самооценки младших школьников"...

«Развитие самооценки младших школьников в условиях совместной деятельности»

Примеры  некоторых групповых игр, а также упражнений, направленных на повышение самооценки ребенка....

Мастер - класс "Развитие самооценки младших школьников"

Мастер - класс для учителей начальных классов...

презентация к мастер - классу "Развитие самооценки младшего школьника"

презентация к масатер- классу "Развитие самооценки младших школьников"...

«Развитие самооценки младших школьников при совместной деятельности на уроках в условиях ФГОС»

развитие самооценки у обучающихся как одного из средств повышения качества обучения...

Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.

Ещё одно определение предложено Д. Майером: “Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллек...