Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.
методическая разработка (4 класс) на тему
Ещё одно определение предложено Д. Майером: “Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет 27.12.2016 г. Иванкина Н. В.
Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.
Некоторые исследователи рассматривают портфолио как “рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся”[3, с.51].
Ещё одно определение предложено Д. Майером: “Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося” [4, с.32]
Фрай определял портфолио как “своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста” [1, с.45].
Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащегося остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в структуре и содержании образования.
Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментами давления на учащихся. Педагоги часто сталкивались с вопросами усовершенствования оценочной сферы влияния отметок и их отрицательного воздействия на формирование личности школьника. В некоторых странах Европы и России были осуществлены опыты по обучению без отметок. В ряде случаев отметки заменялись характерными. В связи с этим возникла огромная и неразрешимая, на первый взгляд, проблема оценивания, возникла необходимость изменить сам подход к оцениванию ученика, а это предполагает изменение философии оценки. В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода - обучение учащегося самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценки учащихся. Вот почему в последнее время появился портфолио, ведь он являлся альтернативным способом оценки. Основной смысл портфолио “показать всё, на что ты способен” [5, с.76]
Портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как “портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…”. То есть портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений.
ПОРТФОЛИО
УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1. Общие положения
ПОРТФОЛИО – форма контроля и оценки достижений учащегося, как средство мотивации личностного развития.
В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, носит обучающий характер, есть не форма, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной
мотивации.
ПОРТФОЛИО – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей, родителей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период времени. Основной смысл: показать всё, на что ты способен.
2. Цели и задачи.
Цель портфолио: - обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
Задачи портфолио:
-Обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха;
-Развитие рефлексивной культуры младших школьников, их оценочной (самооценочной) деятельности;
-Развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт;
-Совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентного подхода.
Я провела информационную работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями.
Руководитель школьного методического объединения координирует деятельность учителей по данному направлению работы.
В классе проводится индивидуальная диагностика ученика.
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе информирует педагогов о мероприятиях, проводимых в муниципальном образовании, субъекте РФ, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио обучающегося, является ответственным за внедрение в практику работы школы портфолио как инструмента фиксирования его индивидуальных достижений.
3. Структура портфолио.
Портфолио имеет следующую структуру:
• I раздел – «Мой портрет» (информация о владельце);
• II раздел – «Коллектор» (правила школьника, памятки, законы жизни в классе и в школе);
• III раздел – «Рабочие материалы»:
Конкурсы, спортивные соревнования: этот раздел включает в себя участие в конкурсах различного уровня (школы, района, области), прописываются все спортивные достижения.
Олимпиады: в данном разделе отражается участие обучающегося во всех предметных и тематических олимпиадах.
Научно-исследовательская деятельность: в этом разделе фиксируются все творческие работы, проектные работы, исследовательские работы.
Общественно-культурная деятельность: данный раздел включает весь спектр культурно- массовых мероприятий школы, района, области в которых обучающиеся принимали участие.
• IV раздел - «Мои достижения» включает в себя:
• Работы, проекты, исследования, которые учащиеся выполнили в учреждениях дополнительного образования;
• Работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса (классные, домашние работы; прикладные проекты; упражнения и задачи, выполненные сверх учебной программы; сочинения, рефераты, наглядные пособия, творческие работы, фотографии, зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-, видеокассеты с записью выступления; листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; лист целей и т.п.);
• Собственные изделия учащегося (модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.).
• Примерная форма фиксации работ ученика в «портфолио»:
- Проектные работы – указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
- Исследовательские работы и рефераты – указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц и т.п.
- Техническое творчество – модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
- Работы по искусству – дается перечень работ, фиксируется участие в выставках.
- Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, хоре, оркестре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах.
- Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения, продолжительность занятий и их результаты.
- Занятия внеурочной деятельностью.
- Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат.
- Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.
- Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
4. Оценка результатов портфолио.
В конце учебного года проводится презентация портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:
• « Самый оригинальный портфолио »;
• « За лучшее оформление работ »;
• « Идея! »;
• « За многогранность таланта »;
• « За трудолюбие »;
• « За творческий подход » и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-297501-1379339859.jpg)
Волновой опрос – как средство развития самооценки младшего школьника
Появление такой системы развивающего обучения, как «Пятиуровневая система», познакомило многих учителей с таким приемом обучения, как «волновой опрос».Этот прием дает воз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/26/picture-103925-1366993935.jpg)
«Портфолио как средство развития УУД младшего школьника»
«Портфолио как средство развития УУД младшего школьника»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/21/picture-1064200-1697905367.jpg)
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: "Портфолио, как средство развития УУД младших школьников"
Статья знакомит с основными этапами работы с портфолио ученика начальной школы, направленных на формирование УУД....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-551481-1422288294.jpg)
Дмитриева Е.В.Портфолио как средство развития УУД младшего школьника
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/13/picture-77243-1607841096.jpg)
Портфолио как средство развития УУД младшего школьника
Портфолио как средство развития УУД младшего школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/25/picture-613276-1427277255.jpg)
Статья "Портфолио как средство развития УУД младшего школьника"
Статья для педагогов, классных руководителей, которые хотят начать работу с детским портфолио....