Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.
методическая разработка (4 класс) на тему

Иванкина Наталья Владимировна

Ещё одно определение предложено Д. Майером: “Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_27_1.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет 27.12.2016 г. Иванкина Н. В.

Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.

Некоторые исследователи рассматривают портфолио как “рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся”[3, с.51].

Ещё одно определение предложено Д. Майером: “Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося” [4, с.32]

Фрай определял портфолио как “своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста” [1, с.45].

Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащегося остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в структуре и содержании образования.

Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментами давления на учащихся. Педагоги часто сталкивались с вопросами усовершенствования оценочной сферы влияния отметок и их отрицательного воздействия на формирование личности школьника. В некоторых странах Европы и России были осуществлены опыты по обучению без отметок. В ряде случаев отметки заменялись характерными. В связи с этим возникла огромная и неразрешимая, на первый взгляд, проблема оценивания, возникла необходимость изменить сам подход к оцениванию ученика, а это предполагает изменение философии оценки. В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода - обучение учащегося самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценки учащихся. Вот почему в последнее время появился портфолио, ведь он являлся альтернативным способом оценки. Основной смысл портфолио “показать всё, на что ты способен” [5, с.76]

Портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как “портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…”. То есть портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений.

ПОРТФОЛИО

УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Общие положения

ПОРТФОЛИО  – форма контроля и оценки достижений  учащегося,  как  средство мотивации личностного развития.

       В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, носит обучающий  характер,   есть   не   форма,   а   «инструмент»,   с   помощью   которого   формируется   у   младших  школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной  

мотивации.

ПОРТФОЛИО  – специальное образовательное пространство (место), где  происходит  совместная  работа  детей, родителей  и учителя  по накоплению, систематизации,  анализу и  представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период  времени. Основной смысл: показать всё, на что ты способен.

2. Цели и задачи.

Цель портфолио: - обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Задачи портфолио:

-Обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха;

-Развитие рефлексивной культуры младших школьников, их оценочной (самооценочной) деятельности;

-Развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт;

-Совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентного подхода.

Я провела     информационную     работу     по     формированию  портфолио с обучающимися и их родителями.

       Руководитель   школьного   методического   объединения   координирует   деятельность  учителей по данному направлению работы.

В классе   проводится   индивидуальная   диагностика ученика.

        Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе информирует педагогов  о мероприятиях, проводимых  в муниципальном образовании, субъекте РФ, участие в которых  гарантирует   пополнение   содержания   портфолио   обучающегося,   является   ответственным   за  внедрение в практику работы школы портфолио как инструмента фиксирования его индивидуальных достижений.

3. Структура портфолио.

    Портфолио имеет следующую структуру:

    • I раздел –  «Мой портрет» (информация о владельце);

    • II раздел –  «Коллектор» (правила школьника, памятки, законы жизни в классе и в школе);

• III раздел –  «Рабочие материалы»:  

    Конкурсы, спортивные соревнования: этот раздел включает в себя участие в конкурсах различного уровня (школы, района, области), прописываются все спортивные достижения.

    Олимпиады: в данном разделе отражается участие обучающегося во всех предметных и тематических олимпиадах.

    Научно-исследовательская деятельность: в этом разделе фиксируются все творческие  работы, проектные работы, исследовательские работы.

    Общественно-культурная деятельность: данный раздел включает весь спектр культурно- массовых мероприятий школы, района, области в которых обучающиеся принимали  участие.

 • IV раздел - «Мои достижения» включает в себя:

    •   Работы,   проекты,   исследования,   которые   учащиеся   выполнили   в   учреждениях  дополнительного образования;

    • Работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса (классные, домашние  работы;   прикладные   проекты;   упражнения   и   задачи,   выполненные   сверх   учебной  программы; сочинения, рефераты, наглядные пособия, творческие работы, фотографии,  зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-,  видеокассеты   с   записью   выступления;   листы   самоконтроля   с   описанием   того,   что  учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; лист  целей и т.п.);

•   Собственные   изделия   учащегося   (модели,   поделки,   картины,   стихи,   музыкальные  произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.).

    •   Примерная форма фиксации работ ученика в «портфолио»:

  • Проектные   работы     –   указывается   тема   проекта,   дается   описание   работы.  Возможно   приложение   в   виде   фотографий,   текста   работы   в   печатном   или электронном варианте.
  • Исследовательские   работы   и   рефераты   –   указываются   изученные   материалы, название реферата, количество страниц и т.п.
  • Техническое   творчество   –   модели,   макеты,   приборы.   Указывается   конкретная работа, дается ее краткое описание.
  • Работы по искусству  – дается перечень работ, фиксируется участие в выставках.
  • Другие   формы   творческой   активности:       участие   в   школьном   театре,   хоре,  оркестре.   Указывается   продолжительность   подобных   занятий,   участие   в гастролях, концертах.
  • Занятия   в   учреждениях   дополнительного   образования,   на   различных   учебных   курсах.  Указывается   название   учреждения,   продолжительность   занятий   и   их  результаты.
  • Занятия внеурочной деятельностью.
  • Участие  в олимпиадах и конкурсах.   Указывается  вид мероприятия,  время его проведения, достигнутый учащимся результат.
  • Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.   Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.
  • Спортивные достижения.  Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

           4. Оценка результатов портфолио.

В конце учебного года проводится презентация портфолио. Определяются победители и  лауреаты в различных номинациях:

           •   « Самый оригинальный портфолио »;

           •   « За лучшее оформление работ »;

           •   « Идея! »;

           •   « За многогранность таланта »;

           •   « За трудолюбие »;

           •   « За творческий подход » и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волновой опрос – как средство развития самооценки младшего школьника

Появление такой системы развивающего обучения, как «Пятиуровневая система», познакомило многих учителей с таким приемом обучения, как «волновой опрос».Этот прием дает воз...

«Портфолио как средство развития УУД младшего школьника»

«Портфолио как средство развития УУД младшего школьника»...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: "Портфолио, как средство развития УУД младших школьников"

Статья знакомит с основными этапами работы с портфолио ученика начальной школы, направленных на формирование УУД....

Дмитриева Е.В.Портфолио как средство развития УУД младшего школьника

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего ...

Портфолио как средство развития УУД младшего школьника

Портфолио как средство развития УУД младшего школьника...

Статья "Портфолио как средство развития УУД младшего школьника"

Статья для педагогов, классных руководителей, которые хотят начать работу с детским портфолио....